Волкова Д.В.
Юб03/1703
Тема 2.7. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних
Задания для самостоятельной работы
Изучите Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эль-Риядские принципы). Найдите правила, которые используются и не используются в законодательстве Российской Федерации.
«Пекинские правила»
Используются:
– возраст уголовной ответственности;
– обеспечение конфиденциальности;
– задержание подозреваемого;
– презумпция невиновности;
– отсутствие телесных наказаний;
– отсутствие смертной казни;
– различные меры уголовно правового воздействия.
Не используются:
– содержание под стражей лишь крайняя мера (в ч.1 ст. 423 есть достаточно оснований для заключения под стражу);
– мобилизация добровольцев;
– социальное обследование до вынесения решения.
Эр-Риядские руководящие принципы
Используются:
– запрет на жестокое обращение с несовершеннолетними;
– разработка и принятие законов по защите несовершеннолетних;
– разработка и принятие законодательства, запрещающего доступ несовершеннолетнего к оружию.
Изучите отечественный и зарубежный опыт ювенального правосудия и обдумайте перспективы ювенальной юстиции в России с акцентом на ее криминологическое значение.
Под ювенальной юстицией понимается система отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, охватывающая специализированные судебные органы, иные государственные и муниципальные органы и учреждения, неправительственные организации, нацеленные на решение проблем детей в трудной жизненной ситуации, приведшей к конфликту с законом, путем принятия в соответствии с их статусом и полномочиями мер, сочетающих в себе способы воздействия как формально-юридические (в том числе принуждение), так и психологические, педагогические, социальные.
Необходимость введения в стране системы ювенальной юстиции подчеркивается ростом преступлений, совершаемых несовершеннолетними по стране в целом, но вместе с тем понижением показателей подростковой преступности, в том числе рецидива, в регионах, использующих ювенальные технологии в рамках пилотных проектов.
Важнейшей частью системы ювенальной юстиции является предупреждение преступлений и правонарушений несовершеннолетних, как уже вступивших в конфликт с уголовным законом, так и находящихся в зоне риска, поскольку только своевременное принятие мер профилактики правонарушающего, отклоняющегося поведения детей и подростков призвано защитить подростка от соприкосновения с системой уголовного правосудия.
Хочу предположить, что для решения вопросов о привлечении к ответственности несовершеннолетних должны использоваться отдельные учреждения, специально созданные для рассмотрения данной категории дел.
Изучите данные о преступности и судимости несовершеннолетних за последние 5 лет.
Период | Выявлено несовершеннолетних лиц | Общее число преступлений | Преступления небольшой тяжести | Преступления средней тяжести | Тяжкие преступления | Особо тяжкие преступления |
Январь-октябрь 2020 |
5. Какие из вышеперечисленных преступлений наиболее часто совершаются несовершеннолетними преступниками (укажите 3 наиболее и 3 наименее характерных преступления):
Наиболее частыми являются:
– хулиганство;
– карманная кража;
– неправомерное завладение автомобилем без цели хищения (угон).
Реже совершаются:
– изнасилование;
– убийство;
– применение насилия в отношении представителя власти;
– дача взятки.
Подготовьте доклад по вопросу влияния малых социальных групп на формирование криминогенной (антикриминогенной) мотивации несовершеннолетнего.
В современном российском обществе существует серьезный дефицит активного воздействия на несовершеннолетних. Это состоит в том, что глобальные изменения макросреды сопровождаются качественными изменениями в ячейке общества - семье. По выборочным данным, примерно каждая десятая семья, воспитывающая детей, оказалась криминогенно неблагополучной. В 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено прямое отрицательное влияние со стороны родителей и других старших членов семьи (например, злоупотребления алкоголем, грубость и жестокость, образ жизни, заведомо не соответствующий легальным доходам, и бравирование своей «ловкостью», безнаказанностью и т.д.). В ряде семей имеет место жестокое обращение с детьми, связанное с различными видами наказаний, в том числе и физических. В других семьях существует полное отсутствие интереса к потребностям ребенка.
Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от семейных условий внастоящем или в прошлом. Необходимо также сказать, что нездоровый микроклимат в семье ведет к отчуждаемости, грубости, стремлению делать все назло, вопреки воле окружающих, а это создает объективные предпосылки для неповиновения и совершения противоправных действий.
К ближайшему окружению несовершеннолетних следует отнести малые социальные группы.
Малые социальные группы делятся на официальные и неофициальные.
Первые соответствуют официальной структуре общества, то есть имеют официально зафиксированный статус, четкую структуру построения, иерархию, права и обязанности в них определяются официальными правилами, а взаимодействие их членов обусловлено должностным положением. По-другому, это формальные группы. К ним относятся: учебные и трудовые коллективы, семья, малые социально-политические группы (первичные партийные, общественные, профсоюзные организации), территориально-бытовые группы (домовые комитеты, спортивные секции, кружки), любительские самодеятельные малые социальные группы (клубы по интересам, спортивные коллективы).
Однако в настоящие время влияние формальных социальных групп на воспитание несовершеннолетних значительно ослабло. Этому положению во многом способствует политика, которая направлена на коммерциализацию досуга. Из-за высоких цен несовершеннолетним недоступно большинство его форм. Заметно уменьшилось количество спортивных секций, оздоровительных лагерей, музыкальных школ, клубов по интересам.
В результате указанных негативных процессов досуг начинают заполнять малые неформальные (неофициальные) социальные группы. Неформальные группы возникают и функционируют на основе общности интересов, стремлений, влечений и не всегда имеют определенную цель. Эти группы характеризуются уединенностью, в них во многом проявляется интимная сторона отношений между людьми, имеющими определенные симпатии друг к другу, влечения и взаимные влияния. Группы, по характеру социальной направленности, классифицируют их на просоциальные (социально положительные), асоциальные (стоящие в стороне от основных социальных проблем) и антисоциальные.
Асоциальные группы могут перерасти в антисоциальные от совместных выпивок – к пьянству, от озорства – к правонарушению.
В связи с этим в плане организации предупреждения преступлений несовершеннолетних неофициальные малые социальные группы заслуживают пристального внимания со стороны официальных учреждений и организаций.