IV курс. 7 семестр — зачет; 8 семестр — экзамен




К IV курсу студенты приобретают серьезный практичес­кий опыт работы в различных телекомпаниях. Они могут те­перь оценивать произведения тележурналистики не как зрите­ли, а как участники творческого и технологического процесса. Наступает момент нового осмысления своей роли в этом про­цессе на основе опыта отечественной и мировой журналистики ТВ.

Примерные темы лекций развивают и расширяют уже известные студентам в общих чертах положения:

 

7 семестр

Социальные потребности и технические возможности — необходимые предпосылки появления новых телевизионных каналов, программ, рубрик.

Современное состояние тележурналистики в России и в мире; перспективы развития телевидения.

Социально-исторические предпосылки бурного развития отечественной телепублицистики в 60-е годы (хрущевская «от­тепель», «десталинизация», потребность в дискуссионном об­щении, создание системы телестудий и телецентров в стране).

Кризис публицистики после 1968 года («Пражская вес­на» и ее последствия).

Особенности развития отечественного телевидения в 70-е годы (по­вышение государственного и социального статуса, ужесточе­ние идеологического контроля).

Телевидение как инструмент «перестройки и гласности»: «Взгляд», «До и после полуночи», трансляция I съезда народ­ных депутатов — их роль в расшатывании устоев политической системы).

Коммерциализация ТВ России после 1991 года.

Продюсерские и вещательные телекомпании в России и в мире. Принципы их взаимодействия.

Государственное ТВ в современной России.

Развитие регионального ТВ в России.

ТЭФИ («Телевизионный эфир») и другие конкурсы те­лепрограмм в России.

Международные связи российских телекомпаний.

 

8 семестр

Понятие формата телевизионной программы.

Специальный репортаж — особенности, место в эфире.

Документальная программа и документальный фильм.

Современная типология телевизионных программ.

Информационные, публицистические, художественные программы -- их стилевые особенности. Понятие индивиду­ального стиля тележурналиста.

Роль журналистов в информационных программах и в информационно-аналитических еженедельниках.

Роль журналиста в авторской (персональной) публицис­тической или культурно-просветительской программе.

Особенности информационных программ разных стран и телекомпаний.

Социальные функции различных телеканалов, влияние коммерческих, партийных и государственных интересов на функционирование ТВ в разных странах. Общественное ТВ в идеале и на практике.

Социальный контроль за деятельностью ТВ.

Телекритика как форма социального контроля.

Телевидение в предвыборных кампаниях.

Этические ограничения в деятельности тележурналиста.Право журналиста на оценочные суждения.

Теория социальной ответственности и современное ТВ.

Причины упадка и перспективы «инвестигейторской» (расследующей) журналистики.

Методы работы журналиста в «прецизионной» (точной) журналистике — фантазии или реальная перспектива.

«Народная», потребительская, расследовательская, «новая» журналистика как отражение требований рынка.

 

Таков примерный перечень тем занятий. Кроме традици­онной лекционной формы, предполагается совместное обсуж­дение проблем с приглашением практиков — известных про­фессионалов ТВ и с просмотрами видеозаписей современной телепродукции.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

Основная литература:

Телевизионная журналистка: учебник. 5-е изд.: Редкол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я.Юровский. М., 2005.

 

1. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003

2. Качкаева А.Г. Новейшая история российского телевидения (1985 – 2004) // Телерадиоэфир. История и современность. М., 2005. С.36-56

3. Качкаева А.Г. Гламурный тоталитаризм: телевизионная индустрия в эпоху стабильности (2004-2008)// Телерадиоэфир. История и современность. Вып.2. М., 2008. С.40-68

4. Кузнецов Г.В.Так работают журналисты ТВ. М., 2004.

5. Муратов С.А.Нравственные принципы тележурналистики. Опыт этического кодекса. М.,1996.

6. Проблематика СМИ: информационная повестка дня. М.,2008.

7. Уэбстер Ф. Теории информационного общества /под ред Е.Л. Вартановой. М.,2004.

8. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. М., 2009.

9. Цифровизация телерадиовещания: опыт перехода в России и в мире. М.,2008.

10. Черных А. Мир современных медиа. М., 2007.

 

Дополнительная литература:

1. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991.

2. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.,2005.

3. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.

4. Богомолов Ю.А. Затянувшееся прощание: Российское кино и телевидение в меняющемся мире. М., 2006.

5. Вартанова Е.Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. М.,2009.

6. Вирилье П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002.

7. Грабельников А. А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.

8. Дебор Г-Э. Общество спектакля. М., 2000.

9. Дубин Б. Телевизионная эпоха: жизнь после//Интеллектуальные группы и символические формы: очерки социологии современной культуры. М.,2004. С. 185-209

10. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется «повестка дня»? Екатеринбург,2001.

11. Засурский И. И. Масс-медиа второй республики. М.: МГУ, 1999.

12. Засурский Я.Н. Искушение свободой: Российская журналистика 1999-2004. М., 2004.

13. Иванов Д.В. Вещи-образы: виртуализация общества //Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.,2002.

14. Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. СПб, 2009.

15. Интернет СМИ: теория и практика/Под ред.М.М. Лукиной. М.,2010.

16. К мобильному обществу: утопия и реальность/Под ред. Я.Н.Засурского. М.,2009.

17. Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург,2004.

18. Кириллова Н. Медиакультура. От модерна к постмодерну. М., 2005.

19. Лейтес Л.С. Развитие техники ТВ-вещания в России: Справочник. Изд. 2-е. М., 2008.

20. Новикова А.А. Современное телевизионное зрелище: истоки, формы и методы воздействия. СПб.,2008.

21. Очерки по истории российского телевидения. М., 1999

22. Прайс М. Масс - медиа и государственный суверенитет. Глобальная информационная революция и ее вызов власти государства. М, 2004.

23. Российское телевидение: между спросом и предложением (В 2 томах). Под редакцией А.Г.Качкаевой, И.В.Кирии. М.,2007.

24. Рихтер А.Г.Свобода массовой информации в постсоветском пространстве. М.,2007.

25. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М,, 1998.

26. Смирнов С.С. СМИ в условиях конвергенции//Журналистика и СМИ против террора. М.,2009.

27. СМИ и политика / Под ред. Л.Л. Реснянской. М., 2007.

28. Телевидение: режиссура реальности. Сост.Д.Дондурей. М,2007. (Серия «Искусство кино» - особый взгляд).

29. Телевизионная мозаика /Под ред. В.Л.Цвика. Вып. 1-3. М., 1997-1998.

30. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.,2002.

31. Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. М., 2004.

32. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей. М., 2008.

33. Черных А. Социология массовых коммуникаций. М., 2008.

34. Экранная культура XXI века. М., 2010.

35. Энциклопедия общественного вещания/под редакцией Бриляковой Т.А. М., 2005.

36. Энциклопедия мировой индустрии СМИ/ Под ред. Е.Л. Вартановой. М.,2006.

 

Интернет-ресурсы:

www.minsvyaz.ru - сайт Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.

www.fapmc.ru - сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

www.tefi.ru - сайт Академии российского телевидения.

www.nat.ru - сайт Национальная Ассоциации телерадиовещателей.

www.mediaatlas.ru - Атлас российских медиаменеджеров и медиакомпаний.

www.broadcasting.ru - статьи об эфирном, спутниковом и кабельном телевидении, радиовещании и др.

www.tvmuseum.ru - сайт виртуального Музея радио и телевидения в Интернете.

www.tv-digest.ru - Новости аудиовизуальных СМИ

www. slon.ru - информационный портал (раздел Медиа)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: