Общая схема пути на вершину и выбор пути по этапам восхождения




(чужие советы восходителям )

Правильная тактика восхождения определяется умением применить технику горовосхождения в реальных условиях конкретного маршрута, искусством так построить восхождение, чтобы обеспечить безусловный успех и полную безаварийность. Горовосходитель должен так рассчитать свои силы, чтобы взойти на вершину в хорошем, быстром темпе, без ненужного риска, применяя во всех необходимых случаях технику страховки. Насыщенность восхождения острыми моментами и опасностями свидетельствует о ряде просчетов в пути, о невысоком классе восходителей или о неряшливой манере хождения.

Несмотря на огромное многообразие горных вершин, опытный взгляд восходителя, намечая путь на любую из них, всегда обнаруживает схожие по своему характеру участки. Для каждого из них обычно характерны свои трудности и опасности, и поэтому каждый из них требует от восходителя особого внимания в выборе пути и времени движения, наиболее безопасных и выгодных.

Путь на вершину складывается из двух этапов: подход к подножию вершины и штурм вершины. Штурм вершины делится, в свою очередь, на выход на гребень и движение по гребню. Задачи выхода на гребень и наиболее эффективного достижения вершины по гребню следует решать в тесной связи друг с другом.

Охарактеризуем каждый из этих этапов восхождения.

К подходам мы относим часть пути из зоны освоенных человеком долин, через альпийские леса и пастбища, на ледники, затем путь по ледникам и моренам с выходом в верховья ледников, к фирновым бассейнам, расположенным у подножий массивов вершин.

Обычные препятствия, встречающиеся на этапах подходов: переправы через горные реки, огромные моренные нагромождения, гроты в конце языка ледника, трещины на ледниках, ледопады и, наконец, скопления фирна в верховьях ледника. Как правило, на этом этапе пути группа имеет наибольшую физическую нагрузку, перенося тяжелые рюкзаки с запасами продуктов и снаряжения на весь период штурма. Большой объем работы экспедиции заставляет иногда, доставляя грузы, проделать этот путь неоднократно.

В конце этого этапа подходов восходители разбивают свой основной штурмовой лагерь.

Путь по всему этапу подходов обычно не приурочен к определенному времени дня, хотя трудность отдельных его участков и их опасность, несомненно, меняются в течение суток. Трудности в первой части пути, например переправу через реку, еще можно совместить с ранним утром, когда воды в реках меньше и, следовательно, переправляться легче.

Почти неизменно к концу этапа подходов восходитель попадает на фирновые поля как раз в самое неподходящее время, когда поверхностный слой фирна размок, снежные мосты через трещины не прочны, а от мокрого снега быстро промокают ботинки, увеличивая на следующий штурмовой день опасность обмораживания ног. Поэтому особое значение здесь имеет использование для движения группы раннего утра (с выходом еще до рассвета).

Погода на этапе подходов имеет второстепенное значение для восходителя, хотя в верхней части ледников недостаточная видимость, тяжелое состояние снега и осадки в плохую погоду зачастую значительно осложняют путь. Но, так или иначе, путь здесь идет по сравнительно широкому, в основном пологому руслу долины или леднику, где можно варьировать трассу пути в зависимости от видимости. Например, держаться ближе или дальше от камнепадных склонов, делая более глубокие обходы трещин в тумане. Эти возможности на последующих этапах уже почти исключаются.

Нужно всегда иметь в запасе пару часов светлого времени дня, чтобы успеть расположить основной лагерь на месте, более удобном и рациональном для выхода в последующий этап. Расположение основного лагеря за какие-нибудь полчаса-час пути до подножия вершины часто вызывает серьезный просчет во времени на трудном и, главное, опасном пути выхода на гребень.

Выход на гребень может быть с успехом проделан как по широкому снежнику склона гребня, так и по снегу, покрывающему дно того или иного кулуара. Здесь особенно важно использовать для выхода группы раннее утро. С восходом солнца рекомендуется из кулуара быстро уходить на ближайшее ребро.

На ребре, выводящем на основной гребень, могут встретиться труднопроходимые крутые участки. В нижней части скалы ребра бывают сглажены камнепадами и лавинами. Вверху же, неподалеку от того места, где ребро примыкает к основному гребню, часто встречается очень сильная расчлененность, разрушенность скал. Об этом нужно помнить еще внизу, чтобы избежать возможности попасть под камнепады. Ребро может как непосредственно выводить на гребень, так и примыкать к одному из карнизов гребня. Иногда ребро примыкает к одному из верхних фирновых полей гребня — в этом случае обычно выход к гребню проще.

На последнем этапе — пути по гребню — горовосходители, находясь в основном выше камнепадных и лавиноопасных мест, могут работать весь ходовой день.

Из этого, конечно не следует, что на отдельных участках этого пути нет объективных опасностей, но их здесь значительно меньше, нежели на предыдущем этапе. Характерные трудности на пути по гребню — это «жандармы», снежные карнизы (опасные обвалами) узкие ледяные участки гребня — «ножи». Технические трудности преодоления скал на гребне часто осложняются из-за сильной их разрушенности и обледенелости.

Движение группы по гребню требует особенно большого внимания к технике взаимной страховки, при хорошем темпе ходьбы. Простые участки здесь обычно проходят одновременно, ни в коем случае не развязываясь, трудные участки — попеременно, страхуя друг друга.

На гребне особенно большую роль может играть погода. Если снег и дождь, сильный ветер и гроза еще позволяют двигаться на подходах, то здесь эти обстоятельства почти во всех случаях заставляют прекращать движение, так как делают путь очень опасным. Лишь туман на гребне обычно не является препятствием для движения, т. к. возможности сбиться с пути здесь почти исключены. Нужно только помнить, что в этих условиях опять-таки не следует допускать развязывания.

Имея представление о примерной схеме пути на вершину, нужно уметь выбрать поэтапно путь так, чтобы восхождение прошло по наиболее безопасным участкам и с наименьшей затратой физических сил. Однако среди всех вариантов путей восходитель избирает себе такой, в котором он был бы меньше подвержен опасностям и успех движения больше зависел бы от личной техники и тренированности.

Вопросы правильного определения пути восходителя и тактики как в общей схеме, так и в мельчайших деталях безусловно зависят от личного опыта восходителей, умения объективно оценить опасности и трудности маршрута на вершину, а также умения критически подойти к своему поведению в предыдущих восхождениях, способности анализировать и обобщать опыт других групп.

В пути на подходах одним из первых препятствий, еще в лесной зоне, может быть горная река. Наличие мостов или даже бревен, перекинутых через нее, почти исключает заботу о переправе, но если мостов нет, восходителям нужно серьезно подумать, в каком месте наиболее безопасно перейти реку. Такое место следует искать в первую очередь в лесной зоне. Часто встречаются своеобразные мосты из бурелома.

В зоне альпийских лугов переправы найти уже значительно труднее. Навесные устройства организовать здесь почти невозможно. Только глубокие каньоны или реки с высокими берегами (что вблизи ледника встречается редко) позволяют использовать веревку для переправы.

В альпийской зоне прекрасный мост через реку может образовать зимняя лавина. Это часто встречается даже в лесной зоне, в глубоких, узких долинах.

Следующее препятствие в пути на подходах — выход на язык ледника. Последний может оканчиваться в долине или чаще крутым лбом нависать над ней. При всех вариантах мы не рекомендуем выходить на ледник в районе грота в непосредственной близости от языка. Обычно самый легкий, безопасный путь на ледник — выход через горб одной из его старых боковых морен (рис. 105—1). Этим минуются, как правило, бараньи лбы, часто расположенные у окончания ледника, и бесформенные, утомительные при движении через них дуги концевых морен.

Аккуратные гряды старых боковых морен зачастую оказываются удобными путями, идущими далеко вдоль ледника. Перевальные тропы часто привязаны к верхушкам их гребней. Серия снежников, оставшаяся здесь после зимних лавин, создает удобную трассу для подъема и спуска (особенно глиссированием).

Здесь можно почти всегда на достаточной высоте найти удобную площадку для промежуточного бивуака с водой и ровным травяным ковром, предварительно оценив эту площадку с точки зрения возможности камнепадов. Путь же между мореной и склоном может оказаться далеко не всегда таким удобным, каким это кажется сначала, а иногда и далеко не безопасным от камнепадов со стороны ближайших склонов.

Дальше по пути движения по леднику часто встречающимся препятствием является ледопад. Даже самый небольшой ледопад может стать серьезной преградой, требующей много времени для преодоления, если тщательно не продумать пути его обхода. Искать пути обхода ледопадов можно рекомендовать в двух направлениях: между скалами и льдом и по скалам (рис. 105—2), если ледопад нельзя миновать по старой боковой морене.

Направление между скалами наибольший успех дает тогда, когда боковые трещины в большинстве своем перекрыты языками зимних и весенних лавин; направление по скалам более выгодно в конце сезона, когда ледопад полностью раскрыт. Обход ледопада по скалам происходит обычно не над самим ледопадом, так как здесь часто встречаются «бараньи лбы», сглаженные ледником.

По боковым склонам еще до ледопада следует набрать высоту почти до верхней террасы ледника, а затем траверсировать склоны до выхода на ледник выше ледопада. Тот же порядок соблюдается при спуске. Конечно, и эта схема в некоторых конкретных случаях может оказаться малоприменимой.

Прохождение ледопада обходом по скалам можно рекомендовать небольшой группе, до десяти человек, так как на скалистых путях обхода обычно встречается много камнепадных желобов и разрушенных скал, на которых большая колонна может вызвать камнепады.

Часто практикуемый путь по краю ледопада между скалами и льдом идет обычно в полосе шириной до ста метров от края ледника и ориентируется в основном на мосты от зимних и весенних лавин или на моренные пробки, закупоривающие краевые трещины. Здесь чаще всего идут на кошках, местами применяя рубку ступеней. Уклоняться далеко от края ледопада не следует, так же как и пытаться пройти отдельные его уступы, вылезая на береговые скалы, — это редко приводит к хорошим результатам, так как иногда при этом можно оказаться на «бараньих лбах» над ледником.

Удачно пройти ледопад по его середине приходится редко, да и то только не позже середины лета. О возможностях прохождения ледопада по его середине наблюдательному горовосходителю могут подсказать следующие обстоятельства: рельеф ложа ледника в ледопаде (вогнутая лотком середина), а также проходящая через весь ледопад поверху срединная морена. Поскольку морена продолжается через весь ледопад, это значит, что в рельефе ледопада нет очень большого количества трещин, в которые она могла бы проваливаться.

Экспонированность ледопада также имеет большое значение для его проходимости. В ледопадах, обращенных на юг, трещины быстрей спаиваются, пройдя зону излома. Интенсивное таяние льда, вызывая часто обрушивание ледяных стен и зубцов, образует зону завалов. В то же время сильно затененные ледопады имеют, как правило, более резкие изломы твердого льда. Таким образом, для большой колонны путь обычно избирается по краю ледопада, обращенному на юг.

В верхних частях ледника, где трещиноватость льда скрыта фирновыми мостами, восходитель идет, придерживаясь вогнутых мест фирнового поля. Здесь трещины спаиваются, в то время как на выпуклых частях ледника трещин всегда больше.

У задних стенок ледниковых цирков восходителю часто встречаются характерные препятствия в виде краевой подгорной трещины, отделяющей фирновый бассейн от прилегающих к нему кулуаров и боковых снежных полей. Форма подгорных трещин в плане обычно — арка или серия арок. В верхней части арки, в середине кулуара (вогнутой его части) особенно, трещина открыта больше и верхний край нависает над нижним. По сторонам же, там,где дуга трещины опирается на края, раскрытие трещины меньше.К тому же здесь легче найти серию параллельных мостов. В начале лета, когда идет много лавин, легко можно найти хороший мост из лавинного снега в самой середине кулуара. При прохождении его в этом случае следует предельно увеличить темп движения, а самый момент прохождения привязывать только к (раннему утру или даже ночному времени.

В начале лета, особенно в конусах выноса, подгорная трещина перекрыта лавинным снегом и, следовательно, как правило, не трудна для прохождения, но в конце лета, особенно жаркого, это препятствие может неожиданно потребовать для своего преодоления значительно больше времени, нежели предусмотрено восходителями.

Как мы уже упоминали ранее, наиболее удобными путями выхода на основной гребень вершин чаще всего служат неявно выраженные ребра или широкие снежники кулуаров. Для нижней части ребра, выходящей на ледник, очень характерно обрывистое окончание, гладкие скалы, часто наличие даже «бараньих лбов». В то же время кулуары, лежащие по обеим сторонам ребра, как раз в этих местах имеют конусы выноса и, следовательно, меньший уклон, нежели в верхней части, поэтому миновать эту крутую часть ребра особенно удобно по конусам выноса.

На ребре восходитель может считать себя в безопасности от лавин и камнепадов, ибо ребро является водоразделом. На неявно выраженном ребре необходимо внимательно следить за тем, чтобы не уклониться с его осевой части. Она обычно наиболее свободна от снега и льда, и поэтому здесь легче организовать страховку крюками. В то же время, при очень ломких породах, слагающих ребра (как это часто бывает на сланцах), удобнее идти как раз по заснеженным скалам, с затененной стороны, ибо снег и ледяные прослойки сдерживают плохо лежащие камни, создающие угрозу движению (особенно при движении несколькими связками).

Ребро может тянуться непрерывно до основного гребня, местами разрываться или постепенно теряться в рельефе стен. Но даже на ребре, непосредственно выходящем на гребень, может встретиться целый ряд серьезных препятствий. Это обычно более или менее крутые уступы ребра — стены. Если найден путь для движения прямо по стене, это не плохой вариант, но иногда в этом нет необходимости, особенно если стену легко обойти по ее краю. Эту возможность можно усмотреть, спустившись неглубоко в правый или левый кулуар.

В большинстве случаев ребра состоят из различных пород, залегающих слоями. Это обстоятельство, при достаточной наблюдательности, также можно учесть оценивая возможности подъема. Сланцы почти всегда технически проще преодолеваются, чем граниты, но гораздо более опасны камнепадами. Пути обхода отдельно торчащих на ребре «жандармов» можно найти без большого труда. Больших нависающих скальных карнизов на сланцевых ребрах почти не встречается.

Наибольшего успеха при выходе на гребень можно достигнуть, двигаясь по ребру, которое сохраняет одинаковый уклон по всей своей длине, т. к. разрывы гребня и крутые стены могут всегда завести восходителя в тупик. Наиболее опасны ребра, упирающиеся в шапки верхних фирновых полей. При предварительной разведке перед восхождением такие ребра необходимо особенно детально просмотреть в бинокль. Примыкание скал к фирновой шапке часто заканчивается отвесной стеной не только с технически трудным переходом, но и чрезвычайно опасной возможностью обвалов фирна.

Это усугубляется тем, что в месте сочленения скал ребра с фирновой шапкой встречается твердый лед, задерживающий движение группы из-за необходимости рубки ступеней и применения крюковой страховки.

Как на примеры таких сочленений, можно указать на северное ребро вершины Донгуз-орун, западную стену Ушбы, северное ребро Джанги-тау (Кавказ) и другие. Верхняя часть фирновых полей после выхода со скального ребра, как правило, больших трудностей не представляет.

Примыкание скального ребра к основному гребню обычно выражено неявно, скалы здесь часто довольно ломкие, так как действие факторов разрушения горных пород здесь наиболее энергично. Для окончательного выхода на гребень можно опять-таки свернуть в один из боковых кулуаров. Опасность камнепадов здесь уже не так велика. Снежные кулуары, особенно на наветренной стороне ребра, наиболее отлоги. Усиливающийся ветер и появление на вершинах снежных флагов могут подсказать восходителю, что выход на гребень близок.

При соблюдении нижеуказанных условий выход на основной гребень вершины по снежному кулуару может быть осуществлен иногда быстрее, и даже безопаснее, нежели по скальному ребру.

Первое из этих условий — достаточная ширина кулуаров. Узкие кулуары порядка 5—15 1м ширины, которые рассекают скальные массивы, и куда падают камни со стен и гребней — путь, весьма нерекомендуемый. Он может быть использован только в безвыходном положении, да и то в благоприятное время (раннее утро). Только кулуар с широким снежным полем, в середине которого намечается глубокий лавинный желоб, может служить относительно безопасным путем к гребню.

Вторым обязательным условием является отсутствие лавиноопасности снежного поля самого кулуара. Глубокий снег не успевший осесть непосредственно после снегопада, особенно на затененных склонах вершины, чрезвычайно опасен возможностью возникновения лавины. Это обстоятельство должно быть учтено. Также следует иметь в виду, что путь по кулуару имеет большое превышение и состояние снега в нижней его части может резко отличаться от состояния снега в верхней. Выбор пути по кулуару после снегопада или при неблагоприятном прогнозе погоды — недопустимое легкомыслие.

Третье обязательное условие движения по кулуару — это использование для движения по нему только безопасного времени — раннего утра, ночного времени (при луне или с фонарем). Утром, когда фирн размокнет и мелкие камни и куски льда, скачущие по поверхности снега, сигнализируют о возросшей опасности, надо выходить немедля на осевую часть бокового ребра, не дожидаясь более внушительных сигналов.

 

 

Движение по карнизному гребню. Движение по симметричному гребню Выбор пути по гребню отличается тем, что здесь восходителю почти совсем не угрожают камнепады и лавины, и поэтому в условиях даже недостаточно хорошей погоды движение по гребню может продолжаться весь ходовой день. Описание порядка движения по широким снежным и скальным гребням вряд ли заслуживает большого внимания. Зато путь по карнизному снежному и ледяному узкому гребню зачастую очень труден. Снежный гребень очень часто бывает украшен карнизами. Карниз, при всей его кажущейся массивности, может быть чрезвычайно непрочен. Движение по карнизу нужно производить непременно в связке, с соблюдением всех правил предосторожности (рис. 106). Гребень с карнизом особенно коварен тем, что верхняя его часть наиболее отлога и технически легко преодолима, в то время как безопасная от обвала наветренная часть его обычно крута, а к тому же, может быть покрыта льдом. Здесь восходитель должен напрячь все свое внимание, чтобы линия его следа прокладывалась ниже линии возможного отрыва карниза. Иногда как раз по этой линии карниз имеет небольшую трещину, почти всегда скрытую слоем свежего снега, ее можно легко прощупать ледорубом. Не требуется специальных пояснений, чтобы представить себе, что обвал карниза особенно легко может произойти во время интенсивного таяния снега в теплую погоду, после больших снегопадов и ветров, перегружающих новым снегом верхнюю часть карниза. Острый симметричный снежный гребень без карниза не так опасен, как неудобен для движения, особенно во время спуска. Здесь приходится идти или по верху гребня или совсем рядом с ним, с той его стороны, где, по условиям погоды, плотнее фирн (рис. 107). Острый фирново-ледовый «нож» может быть преодолен передвижением верхом. Лучше и быстрее все же идти по вершине гребня, при условии тщательной страховки.

 

В движении по скальному гребню восходитель придерживается вершины гребня, по стороне, более освещаемой солнцем, за тем исключением, когда параллельно скалам идет снежный гребень. Только очень серьезное препятствие на скальном гребне может заставить восходителя искать обхода отдельных участков гребня сбоку.

На гребне скалы более разрушены и, следовательно, дают большие технические возможности для продвижения.

Глубокие провалы между отдельными выступами гребня обычно очень внушительно выглядят с предыдущего гребневого возвышения, ибо они смотрятся сверху вниз. Но каково бы ни было психологическое воздействие глубины провала никогда не следует отступать раньше, чем не убедишься в действительной непроходимости участка.


Варианты прохождения "жандарма" «Жандарм» является самым серьезным препятствием на гребне. Как правило, он проходится через вершину жандарма или траверсированием поблизости от вершины (рис. 108). Хотя этот вариант и наиболее труден, но он безопаснее всех иных путей обхода. Однако это правило не исключает тех разумных возможностей, которые дает разведка. Многие «жандармы» состоят часто из очень разрушенной породы, поэтому лучше преодолевать их через вершину, ибо обходы под ломкими скалами чреваты не только возможностями падения отдельных камней с его склонов, но и возможностями камнепадов. Монолитный, технически трудно преодолимый «жандарм» иногда больше смысла имеет обойти по основанию, нежели с большим риском лезть через его вершину, тем более, что крепкие его стены не угрожают камнепадами при обходе. Многое в выборе пути определяют также размеры «жандарма». Маленький выступ не сложно обойти по основанию, обход большого «жандарма» сопряжен с глубокими спусками и подъемами вдоль опасных кулуаров и, следовательно, кроме известного риска, связан с большой потерей высоты. Если «жандарм» торчит на снежном гребне и обход его, казалось бы, не труден по хорошему фирну или глубокому снегу, то нужно иметь в виду, что при спуске к основанию «жандарма» под снегом, можно встретить лед, что потребует рубки ступеней при дальнейшем продвижении. При первовосхождениях по трудным скальным гребням, когда путь заранее неизвестен, следует запомнить, что хорошим правилом является выбор для восхождения того из основных гребней, который наиболее заснежен. На этом гребне «жандармы» часто соединяются снежными гребешками, что трудно встретить на сухом скалистом гребне с «частоколом» из скал и что часто встречается на гребешках южного, юго-западного и юго-восточного направлений.

 

Имея представление об общей схеме восхождения и разобравшись в общих законах выбора пути, можно наметить конкретный тактический план штурма определенной вершины группой восходителей в зависимости от целей, стоящих перед ними.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: