Росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Программа, художественные особенности.




Ансамбль росписей собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре выполнен Дионисием и его сыновьями, Феодосием и Владимиром в 1502 г.

Росписи храма посвящены Богородичному циклу. Традиция росписей православного храма соблюдена в полной мере. Вся иконографическая и художественная программа ансамбля построена как единое целое.

Светлый колорит росписи, с преобладанием белых, светло-жёлтых, бледно-зелёных, розово-лиловых. Чистый лазуритовый оттенок голубых фонов уподобляют интерьер храма небу, опустившемуся на землю. Общий светлый радостный колорит и голубые фоны связаны с посвящением этого храма Богоматери, т.к. в богословской традиции это её цвет.

На западном фасаде, под кровлей притвора по сторонам портала и над ним – мини-цикл «Рождество Богоматери», куда входят само «Рождество», «Омовение младенца», «Мария в колыбели», «Ласкание Богоматери Иоакимом и Анной». Архангелы расположены по сторонам от входа (Михаил с мечом и Гавриил со свитком). Над проёмом расположено изображение Богоматери Знамение, которой поклоняются гимнографы Иоан Дамаскин и Козьма Маюмский – связь с текстами песнопений.

В куполе собора изображён Иисус Христос Пантократор (Христос Вседержитель). В шести простенках барабана располагаются архангелы в рост. Ниже, под окнами барабана, находятся медальоны с бюстами ветхозаветных праотцев.

В парусах находятся традиционные фигуры сидящих Евангелистов. Между парусами расположены два Нерукотворных образа Спаса, которые располагаются напротив друг друга с западной и восточной стороны. Также находятся напротив друг друга изображения полуфигур Христа Иммануила и Христа – средовека, с северной и южной сторон.

На подпружных арках размещены изображения медальонов с полуфигурами святых. Это означает почитание мучеников как опоры христианской Церкви и залога крепости здания. Такой приём был применён при росписи Софии Киевской в XI в.

На каждой арке находится 16 изображений, разнообразны персонажи: ветхозаветные персонажи на восточной арке. Мученики, равноапостольные святые и страстотерпцы на южной арке. Преподобные - на северной стене, святые жёны – на западной.

В центральной апсиде, в конхе – Богоматерь с младенцем, которая восседает на престоле. Ниже расположен ряд – «Служба святых отцов». Но в монастыре нет традиционного изображения «Причащение апостолов».

Северная апсида содержит бюст святого Иоанна Предтечи Ангела Пустыни – в конхе. Ниже находятся изображения ангелов.

Южная апсида посвящена святителю Николаю.

Благодаря пропорциям храма большое значение в его интерьере принадлежит люнетам ветвей креста. Там помещены крупные аллегорические композиции, посвящённые Богоматери.

В восточном люнете – композиция «Покров»: сцена явления Богоматери молящимися во Влахернском храме. Присутствует изображение Романа Сладкопевца с развёрнутым свитком гимна.

В южном люнетенаходится «Собор Богоматери» - изображение рождественской стихиры, начинающейся словами: «Что Ти принесем, Христе…».

В северном люнете представлена композиция «О тебе радуется». На сюжет песнопения Иоанна Дамаскина (7 в.), текст которого прославляет Богородицу от имени всего живущего.

В западной части изображён «Страшный суд» и сцены, связанные с ним, поэтому участвует в иконографическом ансамбле опосредованно.

На гранях западной пары столбов в нижней зоне изображены святые воины. Они воспринимаются как небесные стражи Богоматери.

Многочисленные изображения храмов и кивориев напоминает о поэтическом уподоблении Богородицы – «Одушевлённый храм».

Основные выразительные средства Дионисия и его сыновей это линия, силуэт, композиционный ритм, гармония чистых цветов, где нет места красному. Вместо этого яркого цвета мастера используют розовый, сиреневый, неяркий пурпурный. Значительнее всего «звучат» голубой, белый, оттенки розового и золотисто-жёлтый. Пространство внутри композиций создаётся расположением фигур и архитектурного стаффажа[1] и достигает редкой убедительности. Ансамбль росписи строится так, что условное пространство внутри каждой отдельной композиции не разбивает архитектонику здания, а превращает реальное пространство здания в художественное пространство всей стенописи.

В отдельных случаях лики ферапонтовских фресок приобретают повышенное значение, какое имели в искусстве раннего периода, а также в иконах всего 15 в. Например, таков лик святителя Николая в конхе дьяконника, похожий на лики икон Дионисия.

Список литературы:

1. Михайлова С. И. Лекция от 19.11.2020.

2. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., Изд-во ПСТГУ, 2007. — 752 стр., 669 стр.


[1] Архитектурный стаффаж – изображения людей, животных, транспортных средств и других элементов предметной среды, которые позволяют судить о масштабах архитектурного сооружения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: