В условиях, когда долговременные средние издержки не зависят от объемов выпускаемой продукции, возникает постоянный эффект масштаба.




Положительный эффект масштаба (экономия от масштаба) возникает при такой организации производства, когда долговременные средние издержки сни1жаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции.

Причиной возникновения отрицательного эффекта масштаба служит нарушение управляемости чрезмерно крупного производства. В этих условиях долговременные средние издержки возрастают по мере увеличения объема выпускаемой продукции.

В условиях, когда долговременные средние издержки не зависят от объемов выпускаемой продукции, возникает постоянный эффект масштаба.

Долгосрочные предельные издержки связаны с производством дополнительной единицы продукции, когда допускается возможность изменения всех факторов производства оптимальным образом.

Таким образом, долгосрочный период для фирмы является достаточным для того, чтобы фирма могла успеть изменить количество всех используемых ресурсов, включая размеры предприятия.

 

№18 Признаки рынка совершенной конкуренции

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

Признаки совершенной конкуренции:

  • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;
  • однородность и делимость продаваемой продукции;
  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;
  • высокая мобильность факторов производства;
  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).

№19 Фирма на рынке совершенной конкуренции.

В условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию одной фирмы будет эластичен, т.к. доля каждой фирмы на рынке незначительна, что она не может повлиять ни на рыночную цену, ни на рыночный объем производства, следовательно, кривая спроса на продукцию фирмы будет горизонтален.

№20 Признаки монополии

1. присутствие одного или очень крупного продавца;

2. наличие продукции, не имеющей конкурентных аналогов;

3. существование высоких пороговых критериев для входа новых предприятий в аналогичный сегмент рынка.

4. Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

№21 Поведение фирмы на рынке монополии

Поведение фирмы-монополиста обусловлено не только потребительским спросом и предельным доходом, но и издержками производства.

Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (МС):

MR = MC.

Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска

Фирма-монополист контролирует одновременно и объем выпуска, и цену. Завышая цены, она сокращает при этом объемы выпуска продукции.

В долгом периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде.

 

№22 Типы и формы монополий. Естественная монополия.

Типы:

Искусственная монополия – монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях

Естественная монополия. Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, чем на множестве мелких (водо-, газо-, электроснабжание, телефонная связь и т.п.), порождают естественную монополию – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции.

Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение.

Государственная монополия, базирующаяся на исключительном праве государства, например, на регулирование и предложение денег, производство некоторых общественных товаров, покупку вооружения и т.п.

Случайная монополия – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены.

Формы:

Картель — это объединение нескольких предприятий одной отрасли производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и изготовленный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, но договариваются о доле каждого в общем объеме производства, цене, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но утрачивают коммерческую самостоятельность. В синдикатах сбыт товаров производит общая сбытовая контора.

Трест — это объединения ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого объединяют производство, сбыт, финансы, управление. На сумму вложенного капитала владельцы отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли.

№23 Признаки рынка монополистической конкуренции. Дифференциация товара.

1. каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;

2. тайный сговор почти невозможен;

3. в отрасли каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.

Дифференциация товара — наделение какого-либо продукта специфическими характеристиками, чем-либо выделяющими его из ряда абсолютно аналогичных товаров, превращение его в несовершенный заменитель.

№24 Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объем продаж

1. Рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей, но не большего, чем при совершенной конкуренции.

2. Невысокие барьеры для вступления в отрасль.

  1. Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
  2. Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

 

№25 Олигополия. Модели поведения фирм.

Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

Отличительными признаками олигополии являются следующие:

  1. в отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (обычно от двух до пяти);
  2. эти фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать влияние и на рыночную цену, т.е. осуществлять рыночную власть;
  3. продукт олигополии может быть как гомогенным (однородным), так и дифференцированным;
  4. вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами;

Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов несовершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты – не только конкуренты, но и негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка. Ведь размер ее прибыли зависит от объемов выпуска и цен, устанавливаемых другими олигополистами. Таким образом, ценовое поведение олигополиста сковано взаимозависимостью.

Еще одной моделью ценового поведения олигополистов является лидерство в ценах. В данной модели доминирующая на рынке фирма меняет цену, а все другие следуют этому изменению, то есть координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером. Ценовому лидеру с молчаливого согласия всех остальных отводится ведущая роль в установлении отраслевых цен. Ценовой лидер может объявить об изменении цены, и, если его расчет верен, то остальные фирмы также увеличивают цены. В результате отраслевая цена изменяется без тайного сговора.

№26 Показатели степени концентрации рынка. Антимонопольная политика.

Расчет степени концентрации рынка и доли фирм необходим:

- для определения доминирующего положения;

- для включения в Реестр хозяйствующих субъектов с долей рынка более 35%;

- с целью выявления согласованных действий фирм, ограничивающих конкуренцию;

- с целью выявления злоупотреблений доминирующим положением фирм, которые преследуются законом;

Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирмы по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке. Результаты расчета могут существенно зависеть от выбора меры «размера» фирмы. Уже сам по себе размер крупнейших фирм может служить характеристикой концентрации на рынке. Именно этот критерий и лежит в основе определения монопольной ситуации в России.

В зависимости от метода расчета, экономического содержания все показатели концентрации можно разделить на абсолютные и относительные.

Антимонопольная политика государства – это комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по обеспечению условий эффективного функционирования конкурентного рынка и недопущению его чрезмерной монополизации

Методы политики:

1. Запрет на недобросовестную конкуренцию

2. Ограничения

3. Контроль за усилением экономической концентрации

№27 Спрос на факторы производства. Условия минимизации издержек и максимизации прибыли.

Спрос на факторы производства заметно отличается от спроса на обычные потребительские товары, в частности,

1. его предъявляют, как правило, только предприниматели, т.е. те экономические субъекты, которые способны организовать выпуск продуктов;,

2. он является производным, вторичным, так как зависит от спроса на товары, которые производятся с помощью данных факторов;

3. он зависит от производительности того или иного фактора и цены на него, изменений в технологии производства, от уровня цен на другие факторы.

Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться, в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства.

Предъявляя спрос на факторы производства, фирма, стремящаяся максимизировать прибыль, должна учитывать три основных момента:

1. количество продукции, выпускаемой на единицу данного фактора;

2. доход, получаемый от продажи выпущенной продукции;

3. затраты за потребление того или иного фактора производства.

Следовательно, спрос на факторы производства - это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ним ресурсы и факторы.

Правило наименьших издержек - это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последний рубль, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу, одинаковый предельный продукт. Данное правило обеспечивает равновесное положение производителя.

Правило минимизации издержек аналогично правилу максимизации полезности для потребителя.

Правило максимизации прибыли на конкурентных рынках означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене.

№28 Рынок труда

Рынок труда или рынок рабочей силы представляет собой составную часть общего рыночного пространства, выполняющую функцию распределения и перераспределения общественного труда по сферам хозяйства, видам и формам деятельности в соответствии со структурой общественных потребностей.

Основные элементы рынка труда (как и любого рынка):

- спрос на рабочую силу,

- предложение рабочей силы,

- цена рабочей силы,

- конкуренция.

№29 Заработная плата: факторы ее определяющие, формы, системы.

Заработная плата - это плата работнику за труд, за использование его рабочей силы.

На уровень заработной платы оказывают влияние следующие факторы:

1. Стоимость рабочей силы, то есть стоимость средств обеспечения жизни и трудоспособности работника

2. Квалификация, уровень труда работника – несомненно, работник, имеющий высокую квалификацию будет иметь и более высокий уровень оплаты труда

3. Условия труда работника

4. Кадровая политика предприятия - работа по повышению квалификации персонала, «продвижение» работников на более ответственные должности

Формы:

повременной заработной платы - зависит от отработанного времени. Единицей измерения здесь обычно служит почасовая ставка -цена рабочего часа.

сдельная заработная плата (или поштучная) - является производной от повременной формы и устанавливается в зависимости от объема произведенной работником продукции.

1. Простая повременная определяется только почасовой ставкой и фактически отработанным временем;

2. Повременно-премиальная предполагает ещё и премию за достижение каких-либо повышенных показателей.

Сдельная форма оплаты труда имеет четыре системы:

1. Прямая сдельная - это денежное вознаграждение за фактически произведённую продукцию по неизменным поштучным расценкам и независимо от степени выполнения нормы выработки.

2. Сдельно-прогрессивная система предусматривает два уровня поштучных расценок: обычные (по продукции в пределах норм выработки) и повышенные (за выпуск изделий сверх норм).

3. Сдельно-премиальная система - оплата по неизменным расценкам дополняется премией за достижение определённых трудовых показателей.

4. Аккордная оплата труда - это зарплата по догов0ру, которым устанавливается общая сумма заработка за определённый объём, сроки и качество выполненных работ.

№30 Несовершенная конкуренция на рынке труда.

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции имеет ряд особенностей, в частности свобода действий на этом рынке существенно ограничена, что создает условия для появления монополий.

Монопсония на рынке труда – это ситуация, когда существует только один покупатель данного вида труда, т.е. один работодатель.

1. на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой - либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько предприятий, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;

2. фирма (группа компаний) нанимает основную часть из имеющегося суммарного количества специалистов какой-то профессии;

3. представленный на рынке вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т.п.);

4. фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с имеющимся предложением, либо искать другую работу.

В других случаях может превалировать олигопсония - господство трех-четырех фирм, которые могут нанимать большую часть предложенного труда на конкретном рынке. Здесь важно отметить следующее: если компания является крупной по отношению к рынку труда, она вынуждена платить более высокую ставку заработной платы, чтобы заполучить больше труда.

№31 Земля как фактор производства

Под землей как фактором производства понимаются природные ресурсы и природные условия производства. К природным ресурсам относятся земельные, лесные, минеральные, топливно-энергетические, рыбные, рекреационные и другие ресурсы, обладающие способностью отделяться от природной среды и принимать товарную форму. К природным условиям относится природная среда как таковая вместе с теми ее элементами, которые не способны к обособлению и отделению от нее.

В промышленности (за исключением добывающих отраслей) земля служит местом расположения предприятий и других объектов. В сельском хозяйстве земля выступает предметом и средством труда.

№32 Земельная рента: сущность и формы. Цена земли

Рента - доход, постоянно получаемый с капитала, земли, имущества, которое не связано с предпринимательской деятельностью.

Дифференциальная рента - дополнительный доход, получаемый за счет использования большей плодородности земли и более высокой производительности труда. Дифференциальная рента существует в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Источниками дифференциальной ренты I являются более производительный труд на относительно лучших и средних по плодородию землях, а также различия в местоположении участков земли по отношению к рынкам сбыта, транспортным путям и т. д. Дифференциальная рента II связана с дополнительными вложениями капитала в один и тот же участок, обеспечивающими получение добавочной прибыли.

Монопольная рента - особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов по монопольной цене, превышающей их стоимость.

Цена земли зависит от многих факторов:

1. Размера земельного участка.

2. Плодородия.

3. Местоположения.

4. Размера экономической ренты, которая определяется плодородием и местоположение участка.

№33 Капитал как фактор производства

 

№34 Основной и оборотный капитал. Амортизация

Основной капитал

В его состав входят здания, земельные участки, транспорт, оборудование, инструментарий, станки, инновационная собственность, патенты, лицензии.

То есть это движимое и недвижимое имущество компании, имеющее конкретную стоимость, определяемую с помощью амортизационных методов бухгалтерского учета на данный временной период. Основные средства в течение нескольких лет принимают участие в производственном процессе и переносят свою стоимость на готовую продукцию либо товар поэтапно, в течение нескольких лет.

Оборотный капитал

В понятие оборотных средств входит все, что планируется использовать для сотрудников предприятия, а также для производства или продажи.

Основной оборотный капитал имеет такие составляющие части:

- денежные средства (фонд зарплаты, кассовая наличность, количество денежных средств для покупки сырья, материалов или товаров);

- материальные средства (инструментарий кратковременного пользования, изготовительные материалы, сырье, продукция либо закупленные товары для реализации).

Амортизация — постепенное перенесение стоимости основных фондов в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции

№35 Номинальная и реальная ставка процента.

Номинальная ставка (i) – количественное выражение процентной ставки с учётом действующих цен. Ставка по которой выдаётся заём. Номинальная ставка всегда больше нуля (кроме бесплатного займа).

Номинальная процентная ставка – это процент в денежном выражении.

Реальная ставка(r) = номинальная ставка – уровень инфляции. Реальная ставка банковского процента может равняться нули и даже иметь отрицательное значение.

Реальная процентная ставка – это увеличение реального богатства, выраженное в приросте покупательной способности инвестора или кредитора, или обменный курс, по которому сегодняшние товары и услуги, реальные блага, обмениваются на будущие товары и услуги.

№36 Стоимость денег во времени. Сложный процент и дисконтирование.

Стоимость денег во времени - концепция, на которой основано предположение о том, что деньги должны приносить процент — ценность сегодняшних денег выше, чем ценность той же суммы, получаемой в будущем.

Стоимость денег с течением времени изменяется:

1. С учетом нормы прибыли на денежном рынке (норма ссудного процента или процент).

2. С учетом инфляции.

3. С учетом рисков

Сложные проценты - начисление процентов на проценты, расчет процентов на два или большее число периодов, проводимый таким образом, что процент начисляется не только на исходную сумму, но и на процент, начисленный в предыдущем периоде.

Дисконтированиеэто определение стоимости денежного потока путём приведения стоимости всех выплат к определённому моменту времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: