Основные принципы Декларации прав ребёнка




Группа№14

Предмет: Право (урок №7)

Дата:12.10.2021

Раздел: Права человека

Тема урока: Права ребенка. Защита прав ребенка.

Цель урока:

1. Дать представление о значимости Конвенции о правах ребенка, ее основных принципах, связи с Всеобщей Декларацией прав человека, и другими международными документами, определяющими стандарты в области защиты прав человека, а также с Конституцией РФ.

2. Обеспечить ценностно-социальную ориентацию студентов на применение основных принципов и духа Конвенции на практике в современной России и ДНР.

3. Продолжить работу по формированию общекультурных правовых компетенций.

4. Развивать навыки учебного труда, поиск и выделение необходимой информации, умения строить речевые высказывания.

 

Ход урока

Актуализация знаний.

1.1. Что подразумевается под понятием права человека?

1.2. Какую роль играют права в жизни человека?

1.3. Зачем надо изучать права человека?

1.4 Право, которое должны иметь все дети?

1.5 Право, которое есть у ваших родителей, и которого нет у вас?

1.6 Кто предоставляет права человеку?

1.7 Кто защищает права ребенка?

План изложения нового материала

2.1 Необходимость прав для ребёнка.

2.2 Принятие Конвенции о правах ребёнка.

2.3 Содержание Конвенции.

Закрепление знаний

- Что понимается под правовым статусом?

- Какие группы прав вы знаете? Приведите примеры.

-Что такое правоспособность? (способность иметь права и обязанности)

- С какого возраста наступает правоспособность? (с рождения)

- А дееспособность? (способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности)

-С какого возраста наступает полная дееспособность? (в 18 лет)

- Важный вопрос в идеологии прав человека-соотношение прав и обязанностей. В чём суть демократической точки зрения? (Демократическая точка зрения выражена в статье 29 Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться таким ограничениям, которые учитывают права и свободы других)

  • Какие международные договоры о правах человека вы знаете?(что является ядром межд. Документов?)

(Ожидаемый ответ: Международный билль о правах человека.)

  • Что он включает в себя?

Он состоит из 4 документов:

- Всеобщей декларации прав человека Принята ООН (10.12.1948г.);

- Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах;

- Международный пакт о гражданских и политических правах;

(приняты в 1966 г., вступили в силу в 1976 г.);

- Факультативный протокол к последнему пакту (16.12.1966 г.);

4. Домашнее задание:

Перечислите в тетради основные права ребенка

Лекционный материал

 

Проблемный вопрос:

  • Почему правам ребёнка уделяется такое большое внимание в современном мире?
  • Почему в нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро?

Человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации.

 

2. Сообщение об история принятии документов о правах ребёнка: Декларации прав ребёнка в 1959 г. и Конвенции о правах ребёнка. В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней сформулированы 10 основных принципов, касающихся защиты, благополучия детей. Главный тезис декларации - «Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет». Но Декларация – это рекомендация, которая не имеет обязательной силы.

 

В международный год ребенка (1979 г.) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Сложная работа продолжалась 10 лет. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

 

- Как вы думаете, почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять еще один документ о правах ребенка - Конвенцию?

 

Материал для учителя: декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция - соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Подписывая конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом.

 

Ст. 20 право на жизнь Ст.21 – достоинство личности охраняется государством
Ст. 29 – свобода мысли и слова Ст.22 – на свободу и личную неприкосновенность
Ст. 40 – право на жилище Ст.23 – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну
Ст.43 – право на образование Ст.38 – материнство и детство, семья находятся под защитой государства
Ст.25 – неприкосновенность жилища Ст.45 – государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

 

17.Становится полностью дееспособным. (С 18 лет).

Ребёнок — это каждое человеческое существо до до­стижения им 18-летнего возраста.

В XX в. международное право обратило внимание на защиту прав детей. Возникла необходимость в создании специального документа, регулирующего правовые осно­вы защиты прав ребёнка. Таким документом стала Дек­ларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г.).

 

Основные принципы Декларации прав ребёнка

1. Равенство прав всех без исключения детей без раз­личия или дискримина­ции (лишение равнопра­вия, ограничение в пра­вах) по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, на­ционального или соци­ального происхождения, рождения или иного обстоятельства, касающего­ся самого ребёнка или его семьи.

2. Малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.

3. Ребёнок нуждается в люб­ви и понимании; он дол­жен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком слу­чае, в атмосфере любви и моральной и материаль­ной обеспеченности.

 

Изменившаяся обстановка в мире, развитие между­народного гуманитарного права обусловили необходи­мость разработки нового документа в области защиты прав детей. Таким документом явилась Конвенция о пра­вах ребёнка (принята Генеральной Ассамб­леей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в действие на тер­ритории РФ 2 сентября 1990 г.).

 

Перечень всех прав ребёнка, согласно Конвенции о правах ребёнка:

1) право на имя и на приобре­тение гражданства;

2) право на жизнь;

3) право на сохранение своей индивидуальности;

4) право свободно выражать соб­ственные взгляды по всем воп­росам, его затрагивающим;

5) право на свободу ассоциаций (объединений) и мирных со­браний, не нарушающих об­щественный порядок;

6) право на защиту закона от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь или посягательства на неё;

7) право поддерживать на ре­гулярной основе личные отношения и прямые кон­такты с обоими родителя­ми, если ребёнок разлуча­ется с ними;

8) право на свободу мысли, совести, религии;

9) право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, если ребёнок лишён своего семейного ок­ружения;

10) право на уровень жизни, необ­ходимый для его развития;

11) право на образование;

12) право на защиту от эко­номической эксплуатации (присвоения чужого труда);

13) право на отдых и досуг.

Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребёнка, Конвенция делает акцент на необходимости уде­лять внимание наилучшему обеспечению его интересов во всех сферах жизни общества и прежде всего в семье.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: