определение высоты изображаемых на картине объектов методом перспективной масштабной линейки




Теория и методика

Одинаковые по величине объекты на близком расстоянии кажутся большими, а на дальнем – маленькими. Для передачи на плоскости картины перспективных сокращений «крупных предметов вблизи и маленьких вдали» наиболее важным фактором является определение перспективной высоты изображаемых объектов. Определение перспективной высоты изображаемых объектов помогает установить и ширину физических тел, а также в целом передать на плоскости изображения величину тел в перспективе.

Одним из методов определения перспективной высоты изображаемых предметов является метод перспективной масштабной линейки. В настоящем тексте рассматриваются особенности использования этого метода в практике обучения студентов рисованию, предлагаются задания для организации самостоятельной работы обучающихся.

Ключевые слова: перспектива, метод перспективной масштабной линейки, размеры физических тел в перспективе, самостоятельная работа обучающихся.

определение высоты изображаемых на картине объектов методом перспективной масштабной линейки

Когда вершина изображаемого на картине объекта образует перпендикуляр с поверхностью земли или подиума, длина перпендикуляра и есть высота изображаемого объекта. Высота этого перпендикуляра (изображаемого на картине объекта) определяется при взгляде художника вперед перпендикулярно плоскости картины. Таким образом, при изображении предметов на картинной плоскости в перспективе, с помощью уровня глаз художника определяется перспективная высота предмета, т.е. решается вопрос перспективной высоты вертикального луча. Возможность определения перспективной высоты вертикального луча, естественно, позволяет установить перспективную высоту линии горизонта и размеры наклонных линий.

1.1 Основной метод перспективной масштабной линейки (см. илл. 1)

Иллюстрация 1 А и В. Метод перспективной масштабной линейки

 

(См. илл. 1А) Вертикаль АВ определим как линию высоты изображаемого объекта, высоту ее можно произвольно установить в размере 1 или 5 метров, в размере 1 человеческого роста или 3-х. На данном рисунке определена высота роста 1 человека. От точек А и В отходят лучи до произвольной точки схода на линии горизонта, два луча в действительности являются взаимно параллельными модифицированнымилиниями. Вследствие того, что это параллельные линии, произвольные перпендикуляры взятые на глубине 1 и 2 между изображаемым объектом и точкой схода фактически имеют одинаковую высоту, равную 1 человеческому росту.

(См. илл. 1В) Фигуры людей на ровной поверхности земли C и D фактически по высоте равны изображаемому на переднем плане объекту АВ; горизонтальные линии, проведенные по земле из точек C и D, пересекаются с линией, стремящейся из точки В в точку схода на линии горизонта, и образуют перпендикуляры 1 и 2; если из вершин этих перпендикуляров провести горизонтальные лини на высоте 1 и 2, то эти линии будут пересекаться с вертикальными линиями, проведенными из точек C и D, тем самым, определят рост изображаемого человека или другого объекта на разной пространственной глубине.

 

Иллюстрация 1С. Определение высоты изображаемых на картине объектов методом перспективной масштабной линейки

 

(См. илл. 1С) На картине в точках C, D, E, F на поверхности земли расположены: экологическая урна с фактической высотой, равной ½ АВ, фонарный столб высотой 2АВ, фигура человека высотой 1АВ и дерево высотой 3АВ. Если от всех точек соприкосновения этих объектов с землей провести горизонтальные линии, то они пересекутся с прямой, стремящейся из точки В в направлении точки схода на линии горизонта. Если от точек пересечения поднять перпендикуляры 1, 2, 3, 4 и из вершин перпендикуляров провести горизонтальные линии на заданной высоте к вертикальным линиям, проведенным из точек C, D, E и F, то получим ½ высоты первого перпендикуляра (экологическая урна); 2 высоты второго перпендикуляра (фонарный столб); высоту, равную третьему перпендикуляру (изображение человека) и 3 высоты четвёртого перпендикуляра (дерево).

Движение человеческих фигур по линии, находящейся в плоскости параллельной плоскости картины, без изменения высоты

Можно увидеть, что V-образная линия, проведенная из точек А и В до точки схода является перспективной масштабной линейкой. Перпендикуляры, проведенные в точках 1 и 2 между этими линиями кажутся короткими вдали и высокими вблизи, однако в действительности их высота равна. Они способны вытягиваться или сокращаться в зависимости от перспективного расстояния от картинной плоскости и использоваться для определения перспективной высоты физических тел (См. илл. 2).

Иллюстрация 2. Изображение человеческих фигур одинаковой высоты в различных положениях, находящихся в плоскости параллельной плоскости картины

 

Высота, изображаемого объекта, определенная с помощью метода перспективной масштабной линейки, может перемещаться в плоскости параллельной картинной плоскости как по «рельсам» по горизонтальной линии, а также по «рельсам» перпендикулярам. Другими словами, если не меняется расстояние до предмета, при его перемещении по стеклянной плоскости, параллельной плоскости картины, его высота будет неизменна.

На иллюстрации 2 перспективный масштаб АВ принимается за стандартную высоту человека; стеклянная плоскость DEFC параллельна плоскости картины. Основание стеклянной поверхности DC пересекается с основанием масштабной линейки, откуда получается перспективная высота человеческой фигуры 1. Перспективная высота других человеческих фигур, приклеенных к стеклянной поверхности, равна высоте фигуры 1. Чтобы нарисовать стоящие и лежащие фигуры, следует определить их высоту от точки их положения по горизонтальным «рельсам» DC в направлении к масштабной линейке. Для передачи высоты стоящих на платформе или в углублении фигур, стоит следовать по горизонтальным и вертикальным «рельсам» в направлении к линии DC, а затем по линии DC – к масштабной линейке. Для правильного изображения высоты «висячих в воздухе» фигур следует провести от них перпендикуляр к поверхности земли, а затем по горизонтальным «рельсам» двигаться в направлении к масштабной линейке.

Способ изображения фигуры, находящейся в точке G на высокой платформе: провести от точки G вертикальный луч к поверхности земли, затем горизонтальную линию от точки G’ до пересечения с основанием масштабной линейки. На масштабной линейке получим высоту человека на платформе 2, затем следует отвести горизонтальную линию 2 до высокой платформы с фигурой человека для получения ее перспективной высоты.

1.2 Примеры применения метода масштабной линейки в практике рисования

Иллюстрация 3. Метод перспективной масштабной линейки для определения высоты изображаемых на картине объектов

 

(См. илл. 3) На иллюстрации перспективный масштаб АВ принимается за стандартную высоту роста взрослого человека и служит эталоном для определения высоты изображаемых физических тел пейзажа. Высота линии горизонта равна ⅔ человеческого роста, следовательно ⅔ высоты АВ определяют высоту линии горизонта. Если из точек А и В провести линии к центральной точке схода на линии горизонта, мы получим перспективную масштабную линейку. Будем рисовать в параллельных картинной плоскости плоскостях в точках C, D, E, F, G соответственно ограду, равную ¼ человеческого роста; ребенка высотой ½ человеческого роста; автомобиль высотой 1,5 человеческого роста; дерево высотой 4 целых человеческого роста и трехэтажное здание высотой 7,5 человеческого роста. Для этого проведем из точек C, D, E, F, G горизонтальные линии в направлении основания масштабной линейки до пересечения с ней. Из точек пересечения с масштабной линейкой поднимем перпендикуляры, фактическая высота которых будет равна 1 человеческому росту (высоте АВ). По высоте перпендикуляров будем определять высоту изображаемых на картине объектов. Для этого отведем горизонтальные линии от точек C, D, E, F, G расположенных на основании масштабной линейки. Высота забора будет равна ¼ перпендикуляра проведенного из точки C’, рост ребенка – ½ перпендикуляра проведенного из точки D’, высота автомобиля – 1,5 перпендикуляра проведенного из точки E’, дерева – 4 целым перпендикуляра проведенного из точки F’, а здания – 7,5 перпендикуляра проведенного из точки G’. Нарисуем горизонтальную плоскость улицы, уходящей в точку схода, равную 2 целым человеческого роста: горизонтальная линия HI пересекается с масштабной линейкой в точке В, ширина дороги HI равна 2 перпендикулярам (AB), проведенным из точки В.

Иллюстрация 4. Определение высоты людей, изображаемых на разной высоте и глубине, с помощью метода перспективной масштабной линейки

 

(См. илл. 4) На иллюстрации примем перспективный масштаб АВ за стандартную высоту среднего роста взрослого человека, проведем из точек А и В линии к центральной точке схода и получим перспективную масштабную линейку. Для определения перспективной высоты фигур, стоящих в точках C, D, E, F, G, Н, I, расположенных в углублениях, на платформах, на скошенных поверхностях или на поверхности земли, проведем вертикальные и горизонтальные линии, которые пересекутся с основанием перспективной масштабной линейки. Полученные перпендикулярные линии, восстановленные из точек C’, D’, E’, F’, G’, Н’, I’, позволяют определить перспективную высоту стоящих на разной высоте и глубине человеческих фигур. Кроме этого методом перспективной масштабной линейки можно определить высоту и других элементов картины. Так, высота платформы, на которой находится фигура Е составляет 2 высоты перпендикуляра проведенного из точки E’, т.е. высота платформы – 2 человеческих роста; глубина углубления, в котором находится фигура D составляет ½ длины перпендикуляра проведенного из точки D’, т.е. глубина этого резервуара – половина человеческого роста.

Иллюстрация 5. Определение высоты изображаемых предметов в интерьере с помощью метода перспективной масштабной линейки

 

(См. илл. 5) На иллюстрации представлен пример изображения различных предметов в интерьере комнаты. Между базовой линией и линией абсолютной высоты разместим перспективную масштабную линейку для определения перспективного сокращения высоты изображаемых предметов интерьера и мебели. Вертикальная линия, расположенная вдоль левой стены на левой раме картинной плоскости и упирающаяся на базовую линию, является абсолютной высотой, с учетом масштаба изображения. Эта линия условно «приклеена» к плоскости изображения, и представляет собой «истинную высоту», не подвергшуюся перспективному сокращению. Поэтому ее называют линией абсолютной высоты. Высота предметов интерьера позади базовой линии – это «перспективная высота», подвергшаяся перспективному сокращению. Единицы масштаба линии абсолютной высоты (масштаб высоты) и базовой линии (масштаб ширины) должны быть равны.

Способ построения изображения мебели и предметов интерьера следующий. Примем 0,5 метра за масштабную единицу и разделим линию абсолютной высоты. Линия естественного горизонта будет находиться на высоте 1,35 метра (это высота точки зрения). Проведем из точек, разделяющих линию абсолютной высоты, лучи в направлении центральной точки схода и образуем перспективную масштабную линейку. Перспектива левой стены в этом случае будет направлена к центральной точке схода. Расстояние между линиями на левой стене, стремящимися в центральную точку схода равно 0,5 метра. С помощью перспективной масштабной линейки получаем высоту левой стены комнаты, равную 2,8 метра, изображаем подоконник на высоте 0,4 метра, а высоту верхней границы окна на высоте 2,5 метра. Нижняя линия стеклянной рамки будет расположена на высоте 1,5 метра, а верхняя на высоте 2 метра. Все эти размеры мы получили с помощью перспективной масштабной линейки и линиям, проведенным от линии абсолютной высоты к центральной точке схода. Если от точки на высоте 2 метров в углу левой стены провести горизонтальную линию по центральной стене, то получим высоту дверного проема и стеклянной рамки.

Рассмотрим предметы мебели в точках А, В, С: высота кровати 0,5 метра, высота комода – 1 метр, а стола – 0,7 метра. Эти размеры мы получили проведя из точек А, В и С горизонтальные прямые до пересечения с линией нижнего основания левой стены, из образованных на плинтусе точек пересечения А’, В’ и С’ поднимем перпендикуляры для установления высоты этих предметов. В точках D и Е располагаются торшеры каждый высотой 1,5 метра. Проведем из точек D и Е горизонтальные прямые до пересечения с линией нижнего основания левой стены, из образованных точек пересечения с плинтусом D’ и Е’ поднимем перпендикуляры для установления высоты торшеров. Следует обратить внимание на то, что торшер в точке Е расположен вне картинной плоскости. Потолок в точке F имеет углубление в 0,2 метра. Что бы построить это углубление необходимо провести из точки F горизонтальную прямую до пересечения с линией верхнего основания правой стены (высота 2,8 метра), затем из полученной точки пересечения F’ поднимем перпендикуляр к линии на уровне 3 метров и проведем в обратном направлении прямую на высоте 3 метров.

Ниже приведен пример, использования метода перспективной масштабной линейки для определения высоты людей и других объектов, изображенных на картинной плоскости. Перспективный анализ работы художника А. Колвилла «Пехота в Неймеген» позволяет сделать вывод, что с помощью этого метода параллельно решаются и композиционные задачи произведения.

 

 

Иллюстрация. 6. А. Колвилл. Пехота в Неймеген

 

Иллюстрация 6 демонстрирует живопись канадского художника Алекса Колвилла. На картине изображены пехотинцы идущие строем по разбитой непогодой дороге. Взгляд художника и каски на головах пехотинцев находятся на уровне линии горизонта – критерия измерения высоты изображаемых людей. Такое композиционное решение позволяет сосредоточить внимание зрителей на лицах, уставших от тяжелой дороги солдат. Пустынная местность, лишь справа от колонны идущих строем солдат расположен чахлый одинокий кустарник, высота которого, определенна методом перспективной масштабной линейки, ниже человеческого роста на одну голову.

Тема «Определение высоты людей и размеров предметов на плоскости картины методом перспективной масштабной линейки» в программе учебной дисциплины «Методы пространственного построения картины» изучается на двух занятиях. Первое лекционное занятие, на котором студенты знакомятся с теоретическим обоснованием предложенного метода перспективной масштабной линейки. На лекции преподаватель и помощью презентации, демонстрирующей предложенные выше рисунки-схемы, знакомит учащихся с методом перспективной масштабной линейки, применяемым в практике рисования для определения разметов изображаемых на картине объектов, демонстрирует репродукции с картин художников. На втором лабораторном занятии студенты изучают особенности его применения на практике рисования.

Цель изучаемой темы, научить обучающихся использованию метода перспективной масштабной линейки для определения перспективной высоты изображаемых на картине людей и других предметов. Для закрепления темы «Определение высоты людей и размеров предметов на плоскости картины методом перспективной масштабной линейки» обучающиеся получают для самостоятельной работы домашнее задание и упражнения на повторение.

I. Знание и понимание теории. Следует ответить на вопросы в рабочей тетради:

1. Что такое высота?

2. Что такое перспективная масштабная линейка?

3. Что такое высота уровня горизонта?

II. Умение применять теоретические положения на практике. Следует научиться применять метод перспективной масштабной линейки в практике рисования, при определении высоты изображаемых на картине объектов. С этой целью следует:

1. Подобрать 4 репродукции с картин художников, где автор использует для определения размеров изображаемых объектов метод перспективной масштабной линейки.

2. Выполнить 4 эскиза картин с различной композицией, размер которых равен 11,5 х 8 см. На эскизах должны присутствовать люди и другие объекты. Обозначьте высоту линии горизонта и высоту предметов рядом с эскизами:

2.1 композиция внутри помещения, высота линии горизонта не превышает один человеческий рост;

2.2 композиция вне помещения, высота линии горизонта превышает один человеческий рост;

2.3 композиция внутри помещения, на двух плоскостях, разных по высоте, располагаются предметы и люди (следует обозначить высоту возвышений;

2.4 композиция вне помещения, на иррегулярных поверхностях, высоких вблизи и низких вдали, располагаются несколько человек и предметов.

Представленные в работе, содержание лекции, задания для аудиторной лабораторной и самостоятельной работы студентов по теме: «Определение высоты людей и размеров предметов на плоскости картины методом перспективной масштабной линейки» в программе учебной дисциплины: «Методы пространственного построения картины» позволит глубже освоить эту тему и отработать на практике умение применять ее в практике рисования.

 

Список литературы и интернет-ресурсов

1. Рабочая программа дисциплины «Методы пространственного построения картины» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://herzen-documents.acrodis.ru/programs_show-program.html?pid=6286&yr=2018&lvl=1&sgroup=54



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: