УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА - НЕОБХОДИМЫЙ РАЗВИВАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА




(Эссе руководителя практики, канд. экон. наук, доцента кафедры инноваций и предпринимательства Зиннера В.Я.)

 

 

На прошедшей неделе закончилась защита отчётов по результатам двухнедельной учебной практики студентов второго курса направления 38.03.01 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций».

Практика – один из важнейших составляющих элементов подготовки профессиональных специалистов. Учебная практика направлена на то, чтобы трансформировать полученные знания и умения из области теории в область профессиональной деятельности, на развитие экономического мышления и аналитических способностей. Она очень актуальна для студентов, так как помогает им глубже осознать степень своего профессионального выбора, проверить усвоение теоретических знаний, определить профессионально важные качества будущей специальности. Цель данной учебной практики – формирование соответствия теоретических и практических профессиональных умений в области управления и организации деятельности предприятий. Для освоения предусмотренных программой практики компетенций необходимо прохождение четырёх этапов: теоретического, аналитического, экскурсионного и заключительного.

В рамках теоретического этапа студентам были прочитаны лекции и решались практические, ситуационные задачи, касающиеся воспроизводственного механизма предприятий и их управления в условиях рыночной конкуренции. Далее студенты посетили университетскую библиотеку с целью ознакомления с известным автобиографическим трудом американского топ-менеджера Ли Якокки «Карьера менеджера». Практикующиеся, а их было более 40 человек, были разбиты на три группы - по очереди читали эту книгу, а остальные слушали. Сам, практически 400-страничный труд, также был разделён на 3 этапа: первый - от рождения Ли Якокки до окончании университета; второй – от начала трудовой деятельности в автомобилестроительной корпорации «Форд-моторс» до увольнения с неё; третий – деятельность на должности председателя Совета директоров автомобилестроительной корпорации «Крайслер». К каждому этапу были сформулированы вопросы, которые позволяли выяснить какие факторы повлияли на становление, развитие и превращение Ли Якокки в топ-менеджера высочайшего уровня, испытавшего взлёты и падения в своей карьере, крутые повороты, которому пророчили место американского президента. Используя метод «мозгового штурма», в каждой из трёх групп состоялось обсуждение поставленных вопросов. Далее по два представителя от группы раскрыли содержание каждого этапа и ответили на поставленные вопросы, с комментариями и расставлением содержательных акцентов со стороны руководителя практики от университета. Такая форма работы и взаимодействие со студентами позволила за два занятия прочитать объёмную книгу, уяснить её содержание, сформировать суждения по поводу управленческих, предпринимательских шагов Ли Якокки и неоднозначные оценки поведения основного собственника корпорации Генри Форда, вызвав бурную дискуссию. Приведу несколько высказываний студентов из написанного и защищённого отчёта по практике. Шишкова Татьяна (гр. Э602) «Ли Якокка был целеустремленным, уверенным в себе, полностью отдающимся своему делу человеком, он правильно анализировал, планировал, прогнозировал, пользовался сложившейся ситуацией, шёл на риск, совершал мгновенные действия. Просто шёл к своей победе через неудачи и невзгоды, что делало его ещё сильнее. После прочтения книги, я поняла, что секрет успеха не такой уж сложный. Просто надо придерживаться правил «Знать то, что ты хочешь и можешь. Привлекать все источники власти. Ты сам решаешь свою судьбу». Казачков Александр (гр.Э 605) «…прочитав книгу, я разочаровался в Генри Форде, как в человеке, и от части, как в руководителе. Я, считаю, что бизнес – это дело серьёзное, но не надо терять в жестокой борьбе конкуренции лицо, надо оставаться прежде всего человеком, несмотря ни на что. Ведь, если руководитель любит своих подчинённых и по человечески с ними обращается, то у них навряд ли даже возникнет мысль предать его или подвести. Я, считаю, что работа будет спориться, если будет сплочён дружный коллектив, с тёплыми и искренними отношениями. Любому человеку приятно работать в дружном коллективе, чем в коллективе, в котором каждый действует сам за себя, пренебрегая остальными членами. Хотел бы посоветовать прочитать книгу Ли Якокки «Карьера менеджера» не только студентам, получающим образование менеджеров, но и студентам учащимся по другим направлениям»

Также в рамках этого этапа практики студенты в группах решали ситуационную задачу в обозначенное время, с поставленными вопросами, с использованием метода «мозгового штурма» и докладом результатов от каждой группы. Всё это проводилось на соревновательной основе, с разбором результатов решения задачи, с аргументацией и ответами на возникающие вопросы со стороны руководителем практики от университета. Из пяти созданных временных проектных команд, особенно две дали зрелые ответы. В целом студентами был продемонстрирован довольно высокий уровень подготовки и креативного мышления. В завершении этого этапа практики студенты прошли тест на лидерство, но он так не объявлялся. Объявление подавалось таким образом, что студентам нужна объективная информация о себе в целях самопознания и самосовершенствования, что в принципе соответствует этому посылу. Результатам проведённого тестированию на таких организационных условиях, видимо можно доверять. Из присутствующей аудитории студентов, трое продемонстрировали наличие лидерских качеств. Но мы вместе вспомнили, как Ли Якокка упорно учась и работая над собой, стал лидером и топ-менеджером высокого уровня. Поэтому такая перспектива потенциально имеется у каждого студента и эту работу в форме самоменеджмента не следует откладывать на будущее, её нужно делать сейчас, буквально. Важно создать у молодого человека, студента, как можно раньше, мотив к саморазвитию, к движению вперёд.

На втором этапе (аналитическом) студенты собирали и анализировали информацию касающуюся предстоящих встреч с руководителями предприятий и экскурсий на предприятия. Государство управляя экономикой, использует ряд экономических механизмов и рычагов (государственные прогнозы и программы, заказы; финансово-кредитную, налоговую, ценовую политику; антимонопольное регулирование и др.), которые являются мощным фактором влияющим на развитие той или иной отрасли и соответственно экономику любой организации. В этой связи студенты, как будущие руководители разного уровня, предприниматели должны учитывать эти факторы входящие в экономику отрасли и предприятия. Поэтому анализ отраслевой статистической информации и в частности по мукомольному производству важен перед экскурсией на такое предприятие.

Следующим мероприятием была встреча студентов в университетском бизнес – инкубаторе с руководителем проекта «Развитие Бизнес-Молодости Новосибирск» Романом Мелиховым(Рис. 1) Приведу несколько выдержек из отчётов по практике. Студентка группы Э602 Анастасия Калина: «Бизнес Молодость» - самый крупный проект в России по развитию малого и среднего бизнеса. Это сообщество, бизнес-инкубатора и программы наставничества одновременно. Данная программа позволяет найти себя, реализовать давно задуманную бизнес- идею. В первую очередь «Бизнес молодость» - это талантливые наставники - люди, добившиеся

 

Рисунок 1. Встреча студентов в бизнес – инкубаторе НГУЭУ с руководителем проекта «Развитие Бизнес-Молодости Новосибирск» Романом Мелиховым.

 

в своей жизни успеха. Они не только словом, но и делом помогают продвигаться начинающему бизнесмену. «Бизнес молодость» — это сотни людей, которые ищут себя, которые готовы выйти из «зоны комфорта» и доказать всем, и особенно себе, что чего- то они достойны. На данном мероприятии нами были усвоены «три кита», на которых строится будущий успех: а) методология, б) окружение, в) «план – кинжал». Без одного из этих пунктов будет тяжело, а скорее всего невозможно построить будущую «империю». Действительно, без теоретической базы сложно будет воспринимать те или иные факты, общаться с другими людьми. Но только теоретических знаний недостаточно. Проект Бизнес Молодость учит применять инструментарий в деле.

Рисунок 2. Основные параметры деятельности «Бизнес – Молодости»

 

Окружение, безусловно, формирует наш взгляд на мир, начиная с самого маленького возраста и заканчивая самым старшим. Но, как было доказано, возраст не имеет никакого значения в реализации своей мечты. Окружение побуждает человека на действия или наоборот, останавливает его. Никогда не знаешь, с кем придется столкнуться на жизненном пути. Сообщество успешных, мотивированных, счастливых людей будет передавать эту энергию каждому, кто находится рядом. Конечно, не только окружение может побудить на действия, но и сам человек. Мы должны ставить себе цель и следовать ей. Данный проект учит нас изучать, мониторить рынок, так как ситуация в наше время меняется каждый день. Спрос потребителей может молниеносно изменяться и мы должны реагировать на этo изменение. Открывая то иди иное дело, мы не должны руководствоваться своими эмоциями, мы должны рационально подойти к открытию дела, а именно того товара, который мы собираемся реализовывать, Безусловно мы должны быть готовы к конкуренции. Сегодня наш товар уникален, а завтра его уже продают по всей стране, Бизнесмен должен чувствовать своего потребителя, его желания и стремления. Мы можем назвать это даром «провидца». Самым успешным будет тот, кто быстрее и точнее всех может оценить ситуацию на рынке. Одной из ошибок, которые допускают некоторые бизнесмены - это неправильно выстроенный маркетинг. Существует воронка маркетинга, которая раскрывает пункты, необходимые для успешной деятельности. Посетив мероприятие мы выяснили, что необходимо «охватить», «захватить», «подогреть» покупателя, а затем совершить с ним сделку. Безусловно, но очень важно понимать, что бизнес – это прежде всего работа с людьми. Мы продаем товар не обезличенному человеку, а человеку у которого существуют определенные потребности. Конечно, и изначально нам необходимо изучить потенциального покупателя, а затем завоевывать его. Чем больше мы привлечем покупателей, тем выше будет наша прибыль, наш успех.

«Бизнес Молодость» учит нас не сидеть на месте, а действовать. Без наших усилий ничего не получится. Мы должны поставить себе цель и идти к ней никуда не сворачивая. Не следует падать духом, если ничего не получается, необходимо пробовать снова и снова, пока результат не будет достигнут».

Студентка группы Э605 Дария Яганова «Мы разобрали много важных вопросов в сфере бизнеса, особое внимание было уделено программе «ЦЕХ», которую проводит «Бизнес-Молодость" для всех людей имеющих стремление к бизнесу (Рис.3).

«ЦЕХ» - главная комплексная программа «Бизнес-Молодости» по созданию и развитию своего дела. Продолжительность программы 2 месяца, за это время можно овладеть бизнес-инструментами и получить опыт спикеров «Бизнес-Молодости» - действующих предпринимателей с доходом от 1000000 рублей. «ЦЕХ» уже доказал свою эффективность в совершенно разных ситуациях и нишах независимо от возраста, пола и финансового положения участников. В презентации мы увидели истории реальных людей, которые прошли эту программу и создали бизнес с высоким доходом. Выпускники «ЦЕХа» в среднем увеличивают свой бизнес в 2 раза, 83% участников достигают цели, 7% участников зарабатывают за программу более 1500000 рублей, 32% повышают свою прибыль более чем на 360000 рублей. С помощью организованной университетом встречи с руководителем «Бизнес Молодости Новосибирск» я узнала много интересных фактов о бизнесе. Роман очень хорошо всё объяснял, рассказывал, ответил на вопросы аудитории. Все теоретические знания были подкреплены жизненными примерами, что помогало восприятию информации».

 

Рисунок 3. Одно из заседаний «ЦЕХа»

 

В рамках экскурсионного этапа учебной практики студенты посетили производственное перерабатывающее предприятие ОАО «Авангард» (Рис. 4). На сегодняшний день данное предприятие является стабильно работающим и динамично развивающимся в мукомольной промышленности. Существуя с 1992 года, оно по праву заняло лидирующее положение на рынке пшеничной и ржаной муки в г. Новосибирске и Новосибирской области.

Рисунок 4. Студенты профиля «Экономика предприятий и организаций» на учебной практике в ОАО «Авангард». По центру (справа) – ген. директор предприятия, заслуженный работник пищевой индустрии Российской Федерации Алфёров В.П., (слева) - руководитель практики от НГУЭУ, доцент – Зиннер В.Я.

 

Продукция предприятия отличается неизменно высоким качеством, подтверждающимся многочисленными наградами, полученными за последние 20 лет. Возглавляет предприятие заслуженный работник пищевой индустрии Российской Федерации, генеральный директор – Алфёров Василий Панкратьевич.

Несколько цифр по предприятию: выручка от продаж увеличилась в 2016г. в сравнении с 2014г. на 52%, прибыль до налогообложения – на 20%, приток денежных средств от производственно – финансовой деятельности – на 64%. Производительность труда на одного среднегодового работника составляет более 4 миллионов рублей. На текущий момент времени предприятие имеет 106 миллионов чистых активов, хорошую кредитную историю и «здоровые» показатели финансового состояния, современное технологическое оборудование (Рис.5).

Приведу впечатления студентов из отчётов по практике. Студентка группы Э605 Алина Раменская: «Меня очень заинтересовала данная экскурсия, очень понравились экскурсоводы. Мы наглядно видели, что находится внутри цехов, даже смогли понаблюдать как производят муку, как проверяют её на соответствие ГОСТу. Акционеры, которые работают на предприятии и управляют им, очень сильные и стойкие личности, так как удерживают такое огромное предприятие и в самые сложные времена для «Авангарда» не опустили руки и с каждым годом продолжают развивать своё дело и увеличивать прибыль, что характерно для этого акционерного общества.

Рисунок 5.Студенты на современном центральном автоматизированном пункте управления технологическим процессом ОАО «Авангард»

 

 

Наряду с деятельностью по производству муки и хлеба акционерное общество планирует использовать своё выгодное месторасположение и в 2018-2020 годах реализовать девелоперский проект по созданию комплекса производственных, складских и офисных помещений (Рис. 6).

Компания «Авангард» динамично развивается и инвестирует полученную прибыль в новые технологии, обновление оборудования, строительство. Желаем им удачи! Много полезной информации мы узнали, которая пригодится в дальнейшем каждому, кто собрался учиться на профиле «Экономика предприятий и организаций».

 

Рисунок 6. Диверсифицированная стратегия развития ОАО «Авангард» претворяется в деле. Девелоперский проект - построен огромный модуль, сдающийся в аренду.

 

 

В заключении приведу те выводы, которые сделала студентка группы Э606 Виктория Щербинина по результатам практики:

«В результате прохождения учебной практики цель была достигнута, а задачи решены. Мы научились анализировать статистические данные, выявлять тенденции и интерпретировать полученные результаты, находить информацию из различных источников, осуществлять ее анализ, собирать необходимые данные, подготавливать аналитические отчеты.

Побывали на экскурсии и послушали генерального директора компании ОАО "Авангард». Узнали о том, как была создана фирма и как она развивалась до настоящего времени. Узнали о структуре компании и ее подразделениях, своими глазами увидели сам процесс создания муки.

Послушали лекцию руководителя проекта «Бизнес-молодость Новосибирск». Услышали о том кем и как был создан проект. Что они там делают и для чего он нужен. Повторили изученный материал об инструментах маркетинга (4Р), узнали, что такое - воронка продаж?.

Во время лекций рассмотрели финансовую пирамиду, изучили функции управления, прочитали книгу Ли Я кокка "Карьера менеджера", прошли тест на наличие лидерских качества и мотивирующие рекомендации руководителя практики, порешали развивающие ситуационные задачи.

Это была первая в моей жизни практика и она мне очень запомнилась. Она была безумно насыщенной и интересной, а полученные знания пригодятся мне для последующей учёбы и работы».

Таким образом, прошедшая учебная практика позволила закрепить первоначальные теоретические знания, приобрести необходимые навыки и умения и освоить необходимые компетенции. Мощный побочный эффект этой практики –мотивационный, побуждающий студентов на дальнейшее саморазвитие, необходимость постановки жизненных целей и их достижения.

Канд. экон. наук, доцента кафедры инноваций и предпринимательства Зиннер Виктор Яковлевич

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: