Упражнение-визуализация «Безопасное место» (по В. Окленлер).




На 01-07 февраля 2021 года.

Практический психолог Копайгора Т.В.

 

 

На тетрадном листе необходимо написать список своих поведенческих реакций (защитных механизмов), которые Вам помогают справиться с эмоциональным напряжением. Принести в школу, кто не принёс!

 

Упражнение - коллаж «Ресурсы».

Описание упражнения. Участникам дается задание построить коллаж, отражающий ресурсы – факторы, помогающие преодолевать жизненные трудности и достигнуть поставленных целей, например высокий балл на контрольной работе, спортивных успехов, выступление перед аудиторией и т.д. Упражнение обычно выполняется индивидуально, хотя может, по желанию участников, проводиться и в микрогруппах.

Как правило, выделяются следующие группы ресурсов:

1. Внутренние: личностные, интеллектуальные и волевые качества, знания и умения, различные элементы жизненного опыта.

2. Социальные: люди, способные помочь в преодолении трудностей и достижении поставленных целей – родственники, друзья, преподаватели и т. д.

3. Внешние: место жительства, различные предметы, материальные возможности, место учебы.

Время работы – 25–30 минут, потом подростки проводят презентации своих композиций.

Психологический смысл упражнения. Упражнение обладает ярко выраженным психотерапевтическим эффектом, способствует повышению уверенности в себе и позитивной переоценке своего жизненного опыта.

Обсуждение. Какие выводы сделал каждый участник лично для себя из этого упражнения? Какие ресурсы представляются наиболее важными, кто и для чего планирует их использовать?

 

Упражнение-визуализация «Безопасное место» (по В. Окленлер).

Психолог предлагает подросткам удобно расположиться на стуле и прикрыть глаза, сконцентрироваться на предлагаемом тексте. В медленном темпе, с большим количеством пауз, произносит следующий текст:

«Сейчас мы отправимся с вами в воображаемое путешествие. Когда мы его закончим, вы откроете глаза и нарисуете что-нибудь из того, что произойдет с вами в путешествии.

Расположитесь, пожалуйста, как можно удобнее, и закройте глаза. Когда вы закрываете глаза, возникает пространство, в котором каждый из вас находится. Это то, что я называю твоим пространством.Вы владеете таким пространством в этой комнате, в любом другом месте, где вынаходитесьно обычно не замечаете этого. При закрытых глазах вы можете почувствовать это пространство — в нем находится ваше тело и воздух вокруг вас. Это собственное пространство. Обратите внимание на то, что может происходить с вашим телом. Если почувствуете напряжение в какой-нибудь части тела, не пытайтесь расслабиться. Просто отмечайте это. Следите за всем телом от головы до кончиков пальцев. Как выдышишь? Делаете ли вы глубокие вздохи или дышите поверхностно и быстро? Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас сейчас сделал пару глубоких вздохов. Затем сделайте шумный выдох: «Хаааааах». Отлично!

Сейчас я расскажу вам маленькую историю и приглашу каждого совершить воображаемое путешествие. Представляйте себе, что мы идем вместе. Мысленно воображайте себе то, о чем я расскажу, и замечайте, как будете чувствовать себя, пока будете делать это. Обратите внимание на то, будет ли вам приятно совершать это маленькое путешествие или нет. Если какая-то часть путешествия вам не понравится, не нужно его продолжать. Просто слушайте мой голос, следуйте за мной, если хотите, и следите за тем, что происходит.

Я хочу, чтобы каждый представил себе, что он идет по лесу. Вокруг тебя деревья, поют птицы. Солнечные лучи проходят сквозь листву. Очень приятно идти по такому лесу. Вокруг со всех сторон цветы и дикие растения. Ты идешь по тропинке. По сторонам от нее скалы, и время от времени ты видишь, как пробегает маленький зверек, наверное, кролик. Ты идешь дальше и вскоре замечаешь, что тропинка идет вверх. Теперь ты понимаешь, что взбираешься на гору. Когда ты добираешься до вершины горы, ты присаживаешься на большой камень, чтобы отдохнуть. Ты смотришь вокруг себя. Светит солнце, вокруг тебя летают птицы. Прямо через долину высится другая гора. Ты можешь видеть, что в горе пещера, и тебе хочется попасть на ту гору. Ты видишь, что птицы легко перелетают туда, и тебе хочется стать птицей. Внезапно, поскольку это твои фантазии, а в мечтах все бывает, ты осознаешь, что можешь превратиться в птицу. Став птицей, ты убеждаешься в том, что умеешь летать. Ты взлетаешь и легко перелетаешь на другую сторону долины. (Пауза, чтобы дать время для «полета».)

Ты приземляешься и сразу же вновь превращаешься в человека. Ты карабкаешься по горе, отыскивая вход в пещеру, и видишь маленькую дверцу. Ты приближаешься к ней и оказываешься в пещере. Когда ты попадаешь вглубь пещеры, ты прохаживаешься, рассматривая стены, и вдруг замечаешь проход — коридор. Ты идешь по коридору и вскоре видишь много дверей, на каждой из которых написано имя. Ты подходишь к двери со своим именем и стоишь перед ней. Ты знаешь, что скоро откроешь ее и окажешься по другую сторону двери, и это будет твое место, твой дом. Это может быть место, которое ты вспомнишь, место, которое узнаешь вновь, место, о котором ты мечтаешь, место, которое нравится тебе или не нравится, место, которое ты никогла не видел, место внутри пещеры или снаружи ее. Ты этого не узнаешь до тех пор, пока не откроешь дверь. Но каково бы оно ни было, это будет ТВОЕ место. В нем ты в безопасности.

Итак, ты поворачиваешь ручку и перешагиваешь порог. Осмотрись на своем месте. Ты удивлен? Хорошенько осмотрись. Посмотри, что находится вокруг. Кто здесь находится? Есть ли здесь люди, которых ты знаешь или незнакомые? Есть ли животные? Или здесь никого нет? Посмотри вокруг себя, походи... Как ты чувствуешь себя в этом месте — хорошо или не очень? (Пауза.)

Когда ты осмотришься, запомнишь все, что увидел и откроешь глаза, ты снова окажешься в нашей обшей комнате».

После этого подросткам предлагается нарисовать любыми удобными для них способом (можно использовать формы, цвета, символы, линии) то место, где каждый был (ЕГО место), самого себя в нем, свои чувства по отношению к этому месту. Можно предложить надпись к картинке. Затем проводится совместное обсуждение с целью выхода на обсуждение актуальных переживаний и ресурсов каждого.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: