Пример по выполнению практической работы




В логистике одной из основных задач, возникающих на разных стадиях движения материального потока, является проблема выбора «сделать или купить» (Маке охВиу). Так, например, в закупочной логистике подобной задачей является проблема выбора собственного или наемного склада, при распределении — выбор собственного или наемного транспорта. Также подобной задачей является выбор между собственным и наемным производством, т.е. решение о том, что выгоднее: производить товар (комплектующее) собственными силами или воспользоваться силами сторонней организации.

При решении этой задачи необходимо учитывать ряд факторов «за» (потребность в комплектующем изделии стабильна и достаточно велика; комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании и др.) и «против» (потребность в комплектующем изделии невелика; для его производства нет необходимых мощностей; отсутствие кадров нужной квалификации и т.д.). В решении должны участвовать разные подразделения предприятия, в том числе отдел снабжения, конструкторский, технологический отделы, бухгалтерия и др.

В качестве критерия оптимальности нередко принимается максимум прибыли, однако практические расчеты обычно осложняются тем, что приходится учитывать большое количество факторов, значения которых в заданном интервале времени могут с высокой степенью вероятности изменяться (падение спроса, разработка новых технологий и др.)> в результате чего решение может оказаться неверным со всеми вытекающими отсюда последствиями. Известные специалисты в области менеджмента высказывали диаметрально противоположные рекомендации: как за максимально вертикальную интеграцию, т.е. производство всех комплектующих изделий собственными силами, так и против нее. Высокая степень вертикальной интеграции снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры, но может привести к росту себестоимости продукции и снижению ее качества. Вместе с тем закупка большей части комплектующих изделий на стороне ставит фирму в чрезмерно сильную зависимость от колебаний конъюнктуры, приводит к потере имиджа.

В более широком смысле данная задача подразумевает определение суммы собственных средств в производстве товаров (комплектующих).

Пример по выполнению практической работы

Условие. Определите экономическую целесообразность собственного производства комплектующих и их закупки у поставщика. В табл. 1.1 приведены основные аналитические показатели.

Решение. Рассмотрим вариант собственного производства комплектующих.

1. Предприятию необходимо выпустить 1 000 изделий. Следовательно, потребность в комплектующих составит 20 000 шт. (1 000 • 20).

2. Предприятие потенциально способно произвести 16 600 ед. комплектующих (25 000 000/1 500).

Таблица 1.1
Показатель Единица измерения Значение
Количество необходимых к выпуску изделий шт.  
'Количество комплектующих, необходимых для производства одного изделия шт.  
Стоимость производства одного комплектующего (с учетом расходов на организацию собственного производства) руб.  
Сумма собственных средств руб. 25 000 000
Стоимость одного комплектующего у посредника руб.  
Расходы на доставку комплектующих от посредника в расчете на 1 км руб./шт.  
Расстояние до посредника км  

3. При необходимом количестве комплектующих 20 000 шт. в случае организации собственного производства необходимо закупить у посредника 3 400 шт. комплектующих (20000 - 16 600). Соответственно расходы по закупке комплектующих у посредника составят 744 600 руб. (3 400 • 3 • 73)

 

 

4. Расходы по изготовлению и приобретению комплектующих при организации собственного производства составят 25 774 600 руб. (25 000 000 + 744 600).

Рассмотрим вариант закупки комплектующих у посредника.

Расходы по приобретению комплектующих составят 19 600 000 руб. (20 000-980).

1. Расходы по доставке комплектующих от посредника до предприятия составят 4 380 000 руб. (20 000-3-73).

2. Расходы по приобретению комплектующих у посредника составят 23 980000 руб. (19 600 000 + 4 380 000).

Таким образом, предприятию дешевле закупать комплектующие у посредника, так как расходы по приобретению комплектующих меньше расходов при организации собственного производства на 1 794 600 руб. (25 774 600 -- 23 980 000).

Задания для практического занятия:

Вариант 1

Определите экономическую целесообразность закупки комплектующих у оптового поставщика на основе следующих данных:

количество необходимых к выпуску изделий — 2 000 шт.;

количество комплектующих, необходимых для производства единицы изделия, — 30 шт.;

стоимость производства одного комплектующего (с учетом расходов на организацию собственного производства) — 100 руб.;

сумма собственных средств предприятия — 1800 000 руб.;

стоимость единицы комплектующего у посредника — 900 руб.;

расходы на доставку комплектующих от посредника в расчете на 1 км — 5 руб./шт.;

расстояние до посредника — 50 км.

Вариант 2

Определите экономическую целесообразность закупки комплектующих у оптового поставщика на основе следующих данных:

количество необходимых к выпуску изделий — 500 шт.;

количество комплектующих, необходимых для производства единицы изделия, — 10 шт.;

стоимость производства одного комплектующего (с учетом расходов на организацию собственного производства) — 100 руб.;

сумма собственных средств предприятия — 25 000 000 руб.;

стоимость единицы комплектующего у посредника — 400 руб.;

расходы на доставку комплектующих от посредника в расчете на 1 км — 18 руб./шт.;

расстояние до посредника — 40 км.

 

Вариант 3

Определите экономическую целесообразность закупки комплектующих у оптового поставщика на основе следующих данных:

количество необходимых к выпуску изделий — 5 000 шт.;

количество комплектующих, необходимых для производства единицы изделия, — 5 шт.;

стоимость производства одного комплектующего (с учетом расходов на организацию собственного производства) — 50 руб.;

сумма собственных средств предприятия — 800 000 руб.;

стоимость единицы комплектующего у посредника — 200 руб.;

расходы на доставку комплектующих от посредника в расчете на 1 км — 10 руб./шт.;

расстояние до посредника — 40 км.

Вариант 4

Определите экономическую целесообразность закупки комплектующих у оптового поставщика на основе следующих данных:

количество необходимых к выпуску изделий — 6 000 шт.;

количество комплектующих, необходимых для производства единицы изделия, — 22 шт.;

стоимость производства одного комплектующего (с учетом расходов на организацию собственного производства) — 200 руб.;

сумма собственных средств предприятия — 1000000 руб.;

стоимость единицы комплектующего у посредника — 300 руб.;

расходы на доставку комплектующих от посредника в расчете на 1 км — 23 руб./шт.;

расстояние до посредника — 10 км.

Вариант 5

Определите экономическую целесообразность закупки комплектующих у оптового поставщика на основе следующих данных:

количество необходимых к выпуску изделий — 50 000 шт.;

количество комплектующих, необходимых для производства единицы изделия, — 2 шт.;

стоимость производства одного комплектующего (с учетом расходов на организацию собственного производства) — 600 руб.;

сумма собственных средств предприятия — 850 000 руб.;

стоимость единицы комплектующего у посредника — 300 руб.;

расходы на доставку комплектующих от посредника в расчете на 1 км — 3 руб./шт.;

расстояние до посредника — 5 км.

Вариант 6

Определите экономическую целесообразность закупки комплектующих у оптового поставщика на основе следующих данных:

количество необходимых к выпуску изделий — 20000 шт.;

количество комплектующих, необходимых для производства единицы изделия, — 50 шт.;

стоимость производства одного комплектующего (с учетом расходов на организацию собственного производства) — 300 руб.;

сумма собственных средств предприятия — 2 600 500 руб.;

стоимость единицы комплектующего у посредника — 1 500 руб.;

расходы на доставку комплектующих от посредника в расчете на 1 км — 15 руб./шт.;

расстояние до посредника — 45 км.

Вариант 7

Определите экономическую целесообразность закупки комплектующих у оптового поставщика на основе следующих данных:

количество необходимых к выпуску изделий — 10 000 шт.;

количество комплектующих, необходимых для производства единицы изделия, — 50 шт.;

стоимость производства одного комплектующего (с учетом расходов на организацию собственного производства) — 150 руб.;

сумма собственных средств предприятия — 1200 000 руб.;

стоимость единицы комплектующего у посредника — 300 руб.;

расходы на доставку комплектующих от посредника в расчете на 1 км — 25 руб./шт.;

расстояние до посредника — 60 км.

Вариант 8

Определите экономическую целесообразность закупки комплектующих у оптового поставщика на основе следующих данных:

количество необходимых к выпуску изделий — 5 000 шт.;

количество комплектующих, необходимых для производства единицы изделия, — 15 шт.;

стоимость производства одного комплектующего (с учетом расходов на организацию собственного производства) — 25 руб.;

сумма собственных средств предприятия — 500 000 руб.;

стоимость единицы комплектующего у посредника — 100 руб.;

расходы на доставку комплектующих от посредника в расчете на 1 км — 5 руб./шт.;

расстояние до посредника — 20 км.

Вариант 9

Определите экономическую целесообразность закупки комплектующих у оптового поставщика на основе следующих данных:

количество необходимых к выпуску изделий — 30000 шт.;

количество комплектующих, необходимых для производства единицы изделия, — 100 шт.;

стоимость производства одного комплектующего (с учетом расходов на организацию собственного производства) — 50 руб.;

сумма собственных средств предприятия — 6 500 000 руб.;

стоимость единицы комплектующего у посредника — 85 руб.;

расходы на доставку комплектующих от посредника в расчете на 1 км — 15 руб./шт.;

расстояние до посредника — 35 км.

Контрольные вопросы

1.Какопределить экономическую целесообразность собственного производства комплектующих и их закупки у поставщика?

2. Опишите процесс расчета при собственном производстве.

 

Практическая работа №8

«Управление запасами Метод ABC и ХYZ – анализа.»

 

Цель работы: ознакомиться с методами ABC и ХYZ – анализа.

Задание: решите задачи (см. пример).

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

-. владеть методами управления запасами.

знать:

- основные методами управления запасами;

- функции логистики запасов.

Теоретическая часть:

Метод ABC — способ нормирования и контроля за состоянием запасов. В основе лежит деление всего объема номенклатуры в пропорции Парето (80:15:5).

Товары группы А - это немногочисленные, но важнейшие товары, на которые приходится большая часть денежных средств, вложенных в запас. Размеры запасов группы А постоянно контролируют, точно определяют издержки, связанные с закупками, доставкой и хранением, а также размер и момент заказа.

Товары группы В - занимают среднее положение в формировании запасов предприятия и по сравнению с группой А требуют к себе меньше внимания. Здесь осуществляется обычный контроль и сбор информации о запасах, который должен позволить своевременно обнаружить основные изменения в использовании запасов.

Товары группы С - составляют как правило, большую часть ассортимента, относятся к второстепенным. На долю этих товаров приходится наименьшая часть всех финансовых средств, вложенных в запасы. Точные оптимизированные расчеты размера и периода заказа с товарами данной группы не выполняются.

Наибольший эффект в структуризации запасов метод АВС дает в сочетании с применением метода XYZ-анализа, который позволяет произвести классификацию тех же ресурсов, но в зависимости от характера их потребления и точности прогнозируемых изменений в потребности.

Данный подход предполагает определения коэффициента вариации спроса на товар определенной номенклатуры (ниже будет приведен пример расчета). Если величина коэффициента менее и равна 10% - номенклатурная единица попадает в группу Х, больше 10% и менее и равно 20% попадает в группу У, при вариации свыше 20% попадает в группу Z.

Объединение результатов классификации ABC и XYZ в матрице ABC-XYZ – популярный и очень информативный инструмент управления запасами.

В каждую ячейку матрицы ABC-XYZ попадают те позиции номенклатуры запаса, которые были отнесены к каждой из двух указанных в ячейке групп номенклатуры. Например, в ячейку АХ должны быть записаны позиции, отнесенные к группе А при классификации по методу ABC и к группе X при классификации по методу XYZ.

Не все ячейки матрицы ABC-XYZ будут заполнены. Если в классификации ABC присутствие групп А, В и С обязательно, то при классификации XYZ вполне возможно отсутствие одной или даже двух групп. Классификация XYZ отвечает некоторому «здравому смыслу» при организации бизнеса. Если бизнес носит традиционный характер, в идеальном случае будет преобладать группа X, группа Y может быть представлена незначительно, а группа Z может отсутствовать. Если бизнес ориентирован на новую продукцию или выход на новые рынки сбыта, группа X может отсутствовать, а преобладать будут группа Y или (и) группа Z.

Сам характер заполнения матрицы ABC-XYZ может многое сказать менеджерам о состоянии работы в организации. Отсутствие групп АХ и AY может вызвать серьезные вопросы в традиционном бизнесе – это свидетельствует об отсутствии стабильного и эффективного характера работы. Наличие группы ZC по номенклатуре готовой продукции должно быть обсуждено с руководителями службы маркетинга, рекламы, отдела продаж и технического отдела.

Общая рекомендация по ориентации группы X на работу «точно в срок» по подгруппе АХ может привести как к блестящим результатам (в силу значимости группы А) в случае успешной реализации технологии «точно в срок», так и к грандиозному провалу в случае срыва поставок.

Максимизация работы по группе Z в случае подгруппы AZ может привести к крайне высокому уровню капитала в запасах. С другой стороны, при отрицательной позиции к группе Z и минимизации запаса подгруппы AZ возможны серьезные потери.

Группа СХ в силу привлекательного для традиционного бизнеса постоянного характера потребления не может быть исключена из сферы внимания, что типично для отношения к группе С в целом. Именно эта группа может стать полигоном отработки навыков поставки «точно в срок», так как вероятные срывы и высокие риски, свойственные такой работе, не будут фатальными для организации.

Матрица ABC-XYZ дает хорошую информацию для стратегического изменения позиций номенклатуры. Например, появление позиций группы CZ может быть вызвано отсутствием внимания отдела маркетинга к продвижению продукции группы С, что в целом понятно. Возможно, изучение рынка реализаций группы CZ и проведение маркетинговых мероприятий позволит сместить эти позиции в группу CY, имеющую выраженные тенденции спроса, что в дальнейшем может привести к перемещению их в группу BY.

При анализе матрицы ABC-XYZ также важен учет фазы жизненного цикла товарно-материальных ценностей запаса. На начальных фазах жизненного цикла товар может объективно попадать в группу Z или Y. Фаза насыщения рынка (или зрелости товара), как правило, связана с группой X. Факторы, обусловливающие изменение жизненного цикла товара, могут быть не связаны с критериями классификации ABC, и их необходимо учитывать отдельно при анализе матрицы ABC-XYZ руководством.

Группа В может рассматриваться как переходная от А к С или от С к А, поэтому зачастую требует особого анализа. Номенклатурные позиции группы В матрицы ABC-XYZ поэтому также могут требовать индивидуального подхода для принятия решения, к какой группе, А или С, они могут быть отнесены, что часто целесообразно делать для сокращения совокупности используемых на предприятии методов, моделей и подходов.

Пример решения задачи:

 

В таблице представлены данные о запасах и объемах продаж компании по 10 номенклатурным единицам:

Название товара Средний запас за год по позиции, тыс. руб. Реализация за квартал, тыс. руб.
I квартал II квартал III квартал IV квартал
А 4 900 4 000 3 700 3 500 4 100
Б          
В          
Г 1 900 3 300 1 000 1 500 2 000
Д          
Е          
Ж   1 400 1 040 1 200 1 300
З 2 500   1 600 2 000 2 900
И 3 800 3 600 3 300 4 000 3 400
К     1 000 1 100  

Необходимо провести анализ запасов по методологии АВС и анализ продаж по методологии XYZ и обосновать решение относительно оптимизации торгового ассортимента на основе матриц ABC и XYZ.

Решение:

Первым этапом проведем анализ по методу АВС, который предполагает деление всего ассортимента по принципу Парето (в пропорции 80:15:5): выделение небольшой группы, формирующей основную складских запасов и выделение большой по числу номенклатурных единиц группы, формирующей меньшую часть запасов.

Для группировки и анализа запасов выберем данные по среднегодовому запасу на складе для каждой номенклатурной единицы и проранжируем (упорядочим по величине запасов существующую номенклатуру от наибольших запасов к наименьшим). Получим следующую таблицу:

Название товара Упорядоченный средний запас за год по позиции, тыс. руб.  
 
А 4 900  
И 3 800  
З 2 500  
Г 1 900  
Ж    
К    
Е    
В    
Б    
Д    
ИТОГО    

Далее следует выделить три группы товаров: 80% запасов, 15% от всех запасов и 5% от всех запасов. Все три группы в сумме будут формировать 100% запасов. Для выделения групп необходимо вычислить нарастающим итогом 80% от общего объема запасов (15640 тыс. руб.) = 12512 тыс. руб. Далее еще 15% (от 15640 тыс. руб.) = 2346 тыс. руб., что нарастающим итогом составит 95% и 14858 тыс. руб. Далее еще 5% (от 15640 тыс. руб.) = 782 тыс. руб., что нарастающим итогом дает 100% и 15640 тыс. руб.

Для деления номенклатур начинаем считать нарастающим итогом: 4900 + 3800 + 2500 + 1900 = 13100 тыс. руб. Следовательно, товары А, И, З, Г – попадают в группу А (важно оговориться, так как единицу номенклатуры товаров невозможно разделить, то допускается отклонение от точной пропорции 80-15-5, то есть рассчитывая нарастающий итого мы не остановились не на расчетных 12512 тыс. руб. а дошли до 13100 тыс. руб. В случае не включения товара Г отклонение от расчетного больше, то есть, распределение менее оптимально. Именно поэтому товар Г включен в группу А).

Далее 13100 + 900 + 690 = 14690, следовательно, в группу В вошли товары Ж и К, (рассуждая аналогично мы не включили товар Е в данную группу).

Далее 14690 + 450 + 200 + 150 + 150 = 15640, следовательно, в группу С вошли товары Е, В, Б, Д.

Группа А Группа В Группа С
А, И, З, Г Ж, К Е, В, Б, Д

Из таблицы видно подтверждение распределения Парето: по количеству единиц группы А и С равны, при этом товары группы А занимают порядка 80% запасов, в то время как то же количество номенклатурных единиц товаров группы С – занимают немногим более 5%. Следовательно, необходимо повышенное внимание в товарам первой группы, данная группа вероятно имеет наибольший потенциал для оптимизационных работ и именно здесь возможны максимальные положительные эффекты оптимизации.

Следующим этапом проведем группировку и анализ по методологии XYZ. Данная методология предполагает анализ спроса на продукцию и на основании коэффициента вариации спроса и группировка товаров. Для этого из таблицы возьмем данные о реализации за квартал (подробный расчет приводится для номенклатурной единицы А).

Рассчитаем изначально среднее арифметическое для номенклатурной единицы А:

1) (4000 + 3700 + 3500 + 4100)/4 = 3825 тыс. руб.

Далее рассчитаем среднеквадратичное отклонение:

2) КОРЕНЬ (((4000-3825)² + (3700-3825)² + (3500-3825)² + (4100-3825)²) / 4)) = 238.5

Далее рассчитаем сам коэффициент вариации:

3) 238.5 / 3825 *100% = 6.2%

Следовательно, для товара А вариация спроса в квартал составляет примерно 6%. Аналогичным образом рассчитаны коэффициенты вариации для остальных товаров (для расчетов целесообразнее всего использовать возможности MicrosoftExcel). Данные расчетов представлены ниже:

Название товара Коэффициент вариации, %  
 
А 6,2  
Б 18,2  
В 31,2  
Г 43,9  
Д 75,5  
Е 3,4  
Ж 10,8  
З 52,1  
И 7,5  
К 17,6  

Дальнейшее деление осуществляется на основании следующей шкалы: товары с коэффициентом вариации менее и равно 10% попадают в группу Х, больше 10% и менее и равно 20% попадают в группу У, при вариации свыше 20% попадают в группу Z.

В нашем случае получаем следующее распределение:

Группа Х Группа У Группа Z
А, Е, И Б, Ж, К В, Г, Д, З

В группу X вошли товары, спрос, на который равномерен или подтвержден незначительными колебаниями. Вследствие высокой степени качества прогнозирования для данных товаров возможны наименьшие по объему и наиболее частые поставки.

В группу Y вошли товары, спрос, на который меняется во времени, например с учетом сезона. Возможности прогноза – средние. И также имеются возможности оптимизации.

В группу Z вошли товары В, Г, Д, З спрос, на который не предсказуем. Такие товары содержатся большей частью для поддержания широкого ассортимента, однако при острых ситуациях с затратами на хранение или нехваткой объема складов данная категория несет большие возможности для оптимизации.

Варианты

Вариант 1

Номер позиции Средний запас за год по позиции, тыс. руб. Реализация за квартал, тыс. руб.
I квартал II квартал III квартал IV квартал
  1 100        
           
           
           
  1 800 1 600 1 500 1 500 1 900
           
           
  1 500        
           
           

Вариант 2

Номер позиции Средний запас за год по позиции, тыс. руб. Реализация за квартал, тыс. руб.
I квартал II квартал III квартал IV квартал
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Вариант 3

Номер позиции Средний запас за год по позиции, тыс. руб. Реализация за квартал, тыс. руб.
I квартал II квартал III квартал IV квартал
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Вариант 4

Номер позиции Средний запас за год по позиции, тыс. руб. Реализация за квартал, тыс. руб.
I квартал II квартал III квартал IV квартал
           
           
           
           
           
           
           
           
           
  1 800 1 600 1 500 1 500 1 900

Вариант 5

Номер позиции Средний запас за год по позиции, тыс. руб. Реализация за квартал, тыс. руб.
I квартал II квартал III квартал IV квартал
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Вариант 6

Номер позиции Средний запас за год по позиции, тыс. руб. Реализация за квартал, тыс. руб.
I квартал II квартал III квартал IV квартал
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Вариант 7

Номер позиции Средний запас за год по позиции, тыс. руб. Реализация за квартал, тыс. руб.
I квартал II квартал III квартал IV квартал
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Вариант 8

Номер позиции Средний запас за год по позиции, тыс. руб. Реализация за квартал, тыс. руб.
I квартал II квартал III квартал IV квартал
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Вариант 9

Номер позиции Средний запас за год по позиции, тыс. руб. Реализация за квартал, тыс. руб.
I квартал II квартал III квартал IV квартал
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Вариант 10

Номер позиции Средний запас за год по позиции, тыс. руб. Реализация за квартал, тыс. руб.
I квартал II квартал III квартал IV квартал
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: