Методика «Копирование письменных букв»




Цель: выявление уровня зрительно-моторной ко­ординации.

Инструкция. Ребенку предлагают скопировать про­стое предложение из трех слов, написанное письмен­ными буквами русского языка (7-9 букв). Расстояние между словами образца примерно в полбуквы Ю (Он ел суп. Кот да мыши.)

Оценка результатов

Высокий уровень - четко скопирован обра­зец. Размер букв не превышает эталон более чем в два раза. Предложение разделено на три слова. Отклоне­ние записи от горизонтальной линии - не более 30 гра­дусов.

Средний уровень - можно четко разобрать хотя бы четыре буквы образца, и хотя бы одно слово в записи явно выделено.

Низкий уровень - нет разбивки на слова; каракули.

Следующий этап работы - пальчиковая гимнастика. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Для начала занятий выбирала более простые упражнения: сжимание и разжимание пальцев рук, переплетали пальцы, сжав ладони, поднимание и спускание пальцев. Все упражнения проводила в медленном темпе, сопровождая показом, четко произнося текст. К середине учебного года мы со своими детьми перешли к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком отдельно.

Конечно, работа с детьми не ограничивалась только пальчиковой гимнастикой. Также добавляли упражнение по мелкой моторике рук:

§ действия с пластилином,

§ конструирование изкубиков,

§ перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек,

§ перекатывание шестигранного карандаша.

§ застегивание и расстегивание пуговиц,

§ завязывание и развязывание шнурков

§ лентоплетение из ниток;

§ завязывание узелков;

§ нанизывание бусинок;

§ всасывание пипеткой воды из стакана;

§ пересыпание мелких круп;

§ разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы

Для подготовки руки к письму детям предлагалась работа по раскрашиванию рисунков (штриховку). Штриховка, как один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. При раскрашивании дети познакомились с четырьмя видами штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими, частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвраты; центрическую штриховку; штриховку длинными параллельными отрезками.

Также дети познакомились с гигиеническими правилами письма: посадка; положение листа тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева направо.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами и пластилином. С детьми проводились занятия аппликацией (на которых дети учились: симметричному вырезанию, вырезанию размеченных фигурок, картинок, ажурному вырезанию), и работа с пластилином (на которых дети рисовали пластилином, создавали узоры из пластилиновых жгутов)

Еще одна из форм работы с детьми – работа в тетрадях в клетку. Дети выполняли различные задания: рисовали простым карандашом, шариковой ручкой - палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно перешли к более сложным рисункам. Целью таких графических упражнений стало: знакомство с тетрадным листом в крупную клетку; ориентировка, но клеточкам (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левою, нижнего правою угла; середины клетки). Формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размешать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Для профилактики трудностей при обучении письму в процессе решения специфических задач в программе подбираются такие упражнения, которые способствуют развитию сенсомоторной координации, обогащают двигательный диапазон ребенка. Это следующие виды занятий:

  • рисование прямыми, волнистыми, дугообразными, вертикальными, наклонными, горизонтальными линиями;
  • рисование коротким штрихом и точкой.

Необходимо также продумать:

  • использование различных материалов: гуашь, акварель, графический карандаш, фломастеры, гелевые ручки, простые и цветные карандаши,
  • организацию рисования на разных плоскостях (стол, мольберт, ученическая доска),
  • выбор специальных упражнений, помогающих в преодолении трудностей.

Занятия по рисованию должны включать в себя задания:

  • на развитие глазомера,
  • чувства симметрии,
  • зрительно-пространственных координаций,
  • моторных координаций,
  • тренировку мышц кисти руки,
  • развитие слухового внимания.

Вывод

На основе проделанной работы, я могу сделать следующий вывод: дети научились управлять своими руками, пальцами. Они не испытывают страха перед пишущим предметом, держат уверенно и ручку и карандаш. А результаты проведенной диагностики для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук показали, что 85% детей готовы к овладению письмом. У них сформированы внимание и контроль за собственными действиями, скоординированы движения руки и глаза, развито умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.

Полученные результаты.

 

При сравнении результатов диагностики с октября 2009 по май 2010 года заметны изменения. Высокий уровень значительно увеличился, а низкий и средний уменьшился. По проведенной работе видно, что у детей выпускной группы повысился уровень сформированности графических навыков.

Т.о. можно считать, что проект реализован успешно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разнообразная самостоятельная практическая деятельность не только оказывает ценное общеразвивающее воздействие на личность старшего дошкольника, но и заключает в себе большие возможности для подготовки к овладению письмом в школе. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонко­координированных графических движений. Техника письма тре­бует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, пра­вильной координации движений тела, зрительной сосредоточен­ности и способности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга.

Овладение письмом - длительный, трудоемкий процесс. Зна­чительное число шести- и семилетних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Ученые отмеча­ют, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координации, зрительного восприятия, слабость волевых устрем­лений приводят к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе.

Задача детского сада состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т.е. по возможности раз­вить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практиче­ского опыта и прежде всего ручной умелости, без которой не­возможно быстро и успешно освоить навык письма. Воспита­тель должен своевременно разъяснить родителям будущих школьников важность именно подготовки детей к письму, а не его непосредственному обучению, что, к сожалению, имеет ме­сто в ряде семей и чаще всего приводит к формированию не­правильной техники письма.

Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

развитие ручной умелости (выполнение разнообразных прак­тических дел, создание поделок с помощью различных инстру­ментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);

развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.д.);

развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью гра­фических упражнений).

 

 

 


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких М.М. Чему и как учить до школы // Ребенок в детском саду, №3, 2002.

2. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя детского сада – 2-е изд., перераб. и допол. – М., 1986.

3. Буре Р.С. Готовим детей к школе: Книга для воспитателя детского сада. – М., 1987.

4. Бурмистрова Н. Рекомендации родителям будущих первоклассников // Ребенок в детском саду, №4, 2004.

5. Галахова Т. Пять компонентов готовности к школе. // Обруч, №2, 2000.

6. Голикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание, №4, 2004.

7. Доронова Т.Н. Из ДОУ – в школу. Пособие для дошкольных образовательных учреждений (примерное тематическое планирование занятий). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

8. Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка: методическое пособие / Л.А.Баландина и др.; под ред. Е.А.Ничипорюк, Г.Д.Посевиной. Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990.

10. Комарова Т.С. «Формирование графических навыков у дошкольников». - М., 1970.

11. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

12. Полынова В.К., Нифонтова С.Н., Дмитренко З.С. Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. // Справочник старшего воспитателя, №2, 2008.

13. Рылеева Е.В. Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс? // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, №4 (22), 2005.

14. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей. – М. 1982.

15. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста - М., 1994.

16. Стожарова М. Проблемы формирования «школьной зрелости» дошкольника // Ребенок в детском саду, №6, 2003.

17. Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада) //Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, №4(22) – 2005.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: