Техническое обслуживание рулевого управления ВАЗ — 2107.




МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г.Пятигорске

Колледж Института сервиса, туризма и дизайна

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По МДК.01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

На тему: «Техническое обслуживание рулевого управления ВАЗ 2107. Ремонт

Рулевого управления.»

Выполнил: студент 3 курса группа

 

специальность 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

 

Руководитель:

Курсовая работа допущена к защите Защитил курсовую работу с оценкой

______________________________

 

«___» ___________ 20___ г. «___» ________________ 20__ г.

________________________ ___________________________

 

 

Пятигорск 201_ г.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске

Колледж института сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске

 

Рассмотрено на заседании ПЦК «У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Протокол № _____ от «_____» 201 г. Директор колледжа ИСТиД

Председатель ПЦК ________________ З.А. Михалина

О.И. Шарейко ______________________________

«____» _________ 201 г.

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

Студенту III курса группы

Специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Тема: «Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля ВАЗ-2107. Ремонт

Рулевого управления»

Перечень подлежащих отработке вопросов:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата выдачи задания: «___» __________________ 201_ г.

Срок сдачи студентом законченной работы: «___» __________________ 201_ г.

Задание принял к исполнению ______________________ Каплевич А. С.

Руководитель работы _____________________________.

Пятигорск, 201_г

РЕЦЕНЗИЯ

на курсовую работу

по МДК.01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

выполненную студентом группы ТОРА-123

Бахолдиным Дмитрием Николаевичем, обучающимся по специальности 190631«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Тема работы: «Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля ВАЗ-2107. Ремонт рулевого управления»

Соответствие выполненного объёма работ теме и заданию ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Качество выполнения работы (достоинства и недостатки отдельных частей работы по содержанию и качеству) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка полноты разработки поставленных вопросов_______________________________

____________________________________________________________________________

Практическая значимость работы, новизна решений, возможность внедрения в производство_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особое мнение_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка рецензируемой работы ______________________________________________

Руководитель курсовой работы.

________________________________ «____» ________________ 201 г.

 

 

(подпись)

 

 

Пятигорск, 201_г.

 

 

Содержание:

1. Введение;............................................................................................................. 1

2. Конструкция и принцип работы рулевого управления

автомобиля ВАЗ-2107;............................................................................................ 2

3. Техническое обслуживание рулевого управления

автомобиля ВАЗ-2107;............................................................................................ 8

4. Возможные неисправности рулевого управления автомобиля

ВАЗ-2107, их признаки, причины и способы устранения;.................................... 11

5. Разборка (сборка) и дефектация рулевого управления

автомобиля ВАЗ-2107, подлежащего ремонту;.................................................... 14

6. Технологический процесс ремонта рулевого управления

автомобиля ВАЗ-2107;............................................................................................ 20

7. Правила и меры безопасности при техническом обслуживании и

ремонте автотранспортных средств;...................................................................... 24

8. Заключение;......................................................................................................... 27

9. Список использованной литературы.............................................................. 30

 

Введение.

Автомобильный транспорт Российской Федерации приобрел большое значение в повседневной и хозяйственной деятельности граждан, как личный и общественный транспорт, а также для грузоперевозки. Автомобили имеют широкий спектр применения в различных средах и различных климатических условиях и в связи с этим подвергаются различным дополнительным нагрузкам. Поэтому техническое состояние автомобиля, как и всякой другой машины, в процессе длительной эксплуатации не остается неизменным. Оно ухудшается, изнашиваются механизмы и детали, что приводит к поломкам и прочим неисправностям, а это понижает эксплуатационные качества автомобиля.

Основным средством уменьшения риска поломки на дорогах, изнашивания деталей и механизмов, т.е. поддержание его в должном техническом состоянии, является своевременное и высококачественное выполнение технического обслуживания и ремонта, как капитального так и текущего.

Однако, также стоит знать и предупредить все факторы и закономерности изменений технического состояния автомобиля. Это позволяет правильно организовать работу и обезопасить жизнь, как свою, так и окружающих посредством своевременного технического обслуживания.
В этой работе будет подробно разбираться устройство рулевого управления ВАЗ-2107, его конструкция, поломки и пути их решений.

 

 

 

2. Конструкция и принцип работы рулевого управления автомобиля ВАЗ-2107;

 

Рулевой механизм ВАЗ - 2107 «семёрки», состоит из нескольких узлов, соединённых воедино посредством крепёжных элементов. Механизм управления передними колёсами на ВАЗ 2107 выполнен из таких основных элементов:

• рулевое колесо;

• вал;

• редуктор;

• рулевой привод.



1 — боковая тяга; 2 — сошка; 3 — средняя тяга; 4 — маятниковый рычаг; 5 — регулировочная муфта; 6 — нижний шаровой шарнир передней подвески; 7 — правый поворотный кулак; 8 — верхний шаровой шарнир передней подвески; 9 — правый рычаг поворотного кулака; 10 — кронштейн маятникового рычага; 11 — подшипник верхнего вала рулевого управления; 12, 19 — кронштейн крепления вала рулевого управления; 13 — труба кронштейна крепления вала рулевого управления; 14 — верхний вал рулевого управления; 15 — картер рулевого механизма; 16 — промежуточный вал рулевого управления; 17 — облицовочный кожух вала рулевого управления; 18 — рулевое колесо; 20 — фиксирующая пластина передка кронштейна; 21 — стяжной болт крепления карданного шарнира; 22 — лонжерон кузова

 

 

Руловое колесо и вал.


Рулевое колесо соединяется с рулевым редуктором через промежуточный вал. Вся конструкция рулевого управления призвана передавать силу вращения вала рулевого колеса в аналогичную силу вращения вала сошки. При оборотах рычага рулевого редуктора и воздействии на рулевую трапецию, осуществляется поворот передних колёс.

Рулевое колесо имеет диаметр 400 мм, 4 спицы и для полного поворота колёс необходимо совершить всего 3,5 оборота, что позволяет выполнять манёвры без особого труда.

 

Вал состоит из двух частей и соединяется крестовиной, которая способна передавать крутящий момент с оного вала на другой. Такой тип соединения называется карданным. Эта передача нужна там, где продольные оси двух валов не лежат на одной прямой, т.е. угол отличается от 180°. В автомобилях с задним приводом, к которым относится все семейство классики ВАЗ, карданная передача передает всю работу двигателя, превращенную в крутящий момент, на задние, ведущие колеса.

Основные составляющие кардана.

Карданные валы изготовлены из стальной тонкостенной трубы.

Передний вал имеет на обоих концах шлицевые наконечники, а задний – вилки карданных шарниров.

Эластичная муфта предназначена для поглощения вибраций и рывков в карданной передаче.

Через два фланца она соединяет коробку передач и передний карданный вал. Их соосность обеспечивается центрирующим кольцом на валу коробки передач и центрирующей втулкой во фланце карданного вала.

Промежуточная опора состоит из шарикового радиального подшипника, установленного в кронштейне внутри резиновой изолирующей подушки.

Кронштейн закреплен на кузове с помощью поперечины через виброизолирующие втулки.

Карданный шарнир состоит из двух вилок, закрепленных на валах, которые соединены между собой крестовиной.

На полые шипы крестовины надеты игольчатые подшипники с уплотнительными манжетами. Подшипники зафиксированы в вилках стопорными кольцами.

Начиная с 1988 г. карданные валы комплектуют шарнирами повышенной долговечности.

На них установлены крестовины с шипами увеличенного диаметра, штампованные корпусы игольчатых подшипников, уплотнения радиально-торцевого типа без металлической обоймы и вилки увеличенной толщины.

Современные и ранее выпускавшиеся крестовины взаимозаменяемы, но устанавливать «новые» крестовины в вилки «старых» карданных валов не рекомендуется, так как при этом уменьшается общая жесткость шарниров.

 

 

Редуктор рулевого механизма

 

Закреплен на левом лонжероне в моторном отсеке автомобиля ваз 2107 на трех болтах. Зазор в зацеплении червяка с двухгребневым роликом, установленным на валу сошки, может быть отрегулирован. Регулировочный винт установлен в верхней крышке корпуса редуктора рулевого управления. Передаточное число червячной пары 16,4. В картер редуктора рулевого управления заливается около 0,2 л трансмиссионного масла. Для этого в верхней крышке редуктора рулевого управления имеется наливное отверстие, закрытое пробкой. Сливное отверстие отсутствует, в эксплуатации рулевого управления на автомобиле ваз 2107 масло только доливается при необходимости.

 

Червяк представляет собой особый винт, изготовленный из прочных материалов и имеющий трапецеидальную форму профиля резьбы. Червячное колесо внешне очень похоже на обычное зубчатое, однако резьба на таком колесе тщательно подогнана под форму резьбы сопряженного червяка. Как правило, зубчатые колеса для мощных червячных редукторов изготавливаются из двух разных материалов. Сырьем для сердечника служит любая недорогая и в то же время прочная сталь (или обыкновенный чугун), а зубья изготавливаются из высокопрочных антифрикционных материалов. Благодаря своей конструкции червячная передача эффективна в устройствах, в которых требуется высокий крутящий момент в сочетании с низкой угловой скоростью.

 

1 – пластина регулировочного винта вала сошки; 2 – регулировочный винт вала сошки; 3 – гайка регулировочного винта; 4 – пробка маслоналивного отверстия; 5 – крышка картера механизма; 6 – червяк; 7 – картер рулевого механизма; 8 – сошка; 9 – гайка крепления сошки к валу; 10 – шайба пружинная гайки крепления сошки; 11 – сальник вала сошки; 12 – бронзовая втулка вала сошки; 13 – вал сошки; 14 – ролик вала сошки; 15 – вал червяка; 16 – верхний шарикоподшипник; 17 – нижний шарикоподшипник;

18 – регулировочные прокладки;

19 – нижняя крышка подшипника Червяка;

20 – ось ролика; 21 – игольчатый подшипник; 22 – сальник вала червяка. В, С – метки А – совпадение меток Разрез картера рулевого механизма.

 

Рулевой привод

Состоит из средней рулевой тяги, двух боковых рулевых тяг, маятникового рычага и поворотных кулаков колес. Средняя рулевая тяга, шарнирно соединяющая сошку редуктора и маятниковый рычаг, не разборная. Боковые рулевые тяги шарнирно соединяют сошку редуктора и маятниковый рычаг с рычагами поворотных кулаков колес. Основное назначение поворотного кулака (цапфы) – обеспечивать поворот передних колёс в нужную для водителя сторону. Деталь изготавливается из прочной стали, поскольку на неё возлагаются высокие нагрузки. На кулаках также крепятся наконечники рулевых тяг, ступицы, элементы тормозной системы. К рычагам передней подвески цапфа фиксируется с помощью шаровых опор.

Каждая боковая рулевая тяга состоит из двух рулевых наконечников, наружного и внутреннего. Хвостовики обоих рулевых наконечников имеют правую и левую резьбу и соединены между собой разрезной регулировочной муфтой. Регулировочная муфта рулевой тяги выполнена с внутренней резьбой, вращением регулировочной муфты изменяется длина рулевых тяг и соответственно — угол схождения колес на автомобиле ваз 2107. Наружные рулевые наконечники боковых рулевых тяг взаимозаменяемые. Шаровые шарниры рулевых тяг неразборные, закрыты грязезащитными чехлами. Палец шарового шарнира представляет собой стержень с конусной поверхностью, на одном конце шарового шарнира находится сферическая головка, а на другом конце шарового шарнира нарезана резьба.

Маятник рулевого управления «семёрки» необходим для синхронного поворота колёс передней оси без запаздывания. Таким образом, автомобиль способен безопасно проходить повороты. Если же с маятником возникают неисправности, ухудшаются характеристики транспортного средства при совершении манёвров, что может привести к аварийной ситуации. Маятниковый рычаг с кронштейном крепится двумя болтами на правом лонжероне автомобиля ваз 2107. Ось маятникового рычага вращается в двух полиуретановых втулках, вставленных в расточки корпуса кронштейна. Максимальный угол поворота передних колес на автомобиле ваз 2107 ограничен упором выступов сошки в корпус рулевого редуктора.

Подробнее о рулевых тягах(рулевой трапеции)

 

Система тяг служит посредником между рулевым валом и поворотными кулаками передних ступиц. Задача механизма — синхронно разворачивать колёса в ту или иную сторону, подчиняясь вращению баранки. Трапеция расположена под двигателем на уровне днища автомобиля, прикреплена к элементам жёсткости кузова — нижним лонжеронам.

Радиус траектории движения машины при повороте зависит от угла поворота колёс. Поскольку у внешнего колеса радиус больше, чем у внутреннего, то во избежание проскальзывания последнего и ухудшения сцепления с дорожным покрытием, передние колёса должны отклоняться на разные углы.

 

Для этого и применяется рулевая трапеция. Во время совершения манёвра поперечная тяга механизма под воздействием сошки смещается. Благодаря маятниковому рычагу она толкает и тянет боковые тяги. Поскольку возникает перекос, воздействие на наконечники рулевых тяг оказывается различным, что приводит к повороту колёс на разный угол. Наконечники трапеции с тягами соединяются посредством регулировочных муфт, которые позволяют изменять углы поворота колёс. Детали трапеции между собой соединяются одинаковыми шаровыми шарнирами. Такая конструкция способствует нормальной работе узла даже при движении по плохим дорогам.

Техническое обслуживание рулевого управления ВАЗ — 2107.

Объем работ при обслуживании механизмов рулевого управления носит плановый характер и определяется видом ТО.

При ежедневном техническом обслуживании проверяют свободный ход рулевого колеса, состояние ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес и крепление сошки. Зазор в шарнирах гидроусилителя и рулевых тягах, работа рулевого управления и гидроусилителя проверяются при работающем двигателе.

При ТО-1 кроме работ по ЕТО проверяются крепление и шплинтовка гаек сошек, шаровых пальцев, рычагов поворотных цапф; состояние шкворней и стопорных шайб, гаек; свободный ход рулевого колеса и шарниров рулевых тяг; затяжка гаек, клиньев карданного вала рулевого управления; герметичность системы усилителя рулевого управления и уровень смазочного материала в бачке гидроусилителя, при необходимости доливают его.

При ТО-2 кроме работ по ТО-1 проверяют углы установки передних колес и при необходимости их регулируют;

зазоры рулевого управления, шарниров рулевых тяг и шкворневых соединений; крепление клиньев шкворней, картера рулевого механизма, рулевой колонки и рулевого колеса; состояние цапф поворотных кулаков и упорных подшипников; крепление и герметичность узлов и деталей гидроусилителя рулевого управления; состояние и крепление карданного вала рулевого управления.

При сезонном техническом обслуживании кроме работ ТО-2 выполняют сезонную замену смазочного материала.

Внешний контроль технического состояния деталей рулевого управления проводят путем осмотра и опробования. Осмотр проводят над осмотровой ямой, если доступ к деталям сверху невозможен.

 

Контроль крепления рулевого колеса и колонки проводят путем приложения знакопеременных усилий во всех направлениях. При этом не допускаются осевое перемещение или качание рулевого колеса, колонки, стук в узлах рулевого управления.
Крепление картера рулевого механизма, рычагов поворотных цапф проверяют покачиванием рулевого колеса около нейтрального положения на 40--50° в каждую сторону.

Состояние рулевого привода и надежность крепления соединений проверяют путем приложения знакопеременной нагрузки непосредственно к деталям привода.

Работу ограничителей поворота оценивают визуально при поворотах управляемых колес до упора в каждую сторону.

Герметичность соединений системы гидроусилителя рулевого привода контролируют при работе двигателя удержанием рулевого колеса в крайних положениях, а также при свободном положении рулевого колеса, при этом недопустимо подтекание смазочного материала. Не допускается самопроизвольный поворот рулевого колеса с гидроусилителем рулевого привода от нейтрального положения к крайним.

Снятие рулевого управления. Отсоединить провода от аккумуляторной батареи и снимите облицовку выключателя звукового сигнала, используя отвертку.

9

При контрольном осмотре:

- проверить люфт (свободный ход) рулевого колеса. Он должен соответствовать следующим требованиям:

легковые автомобили и ТС на их базе - 10 о

- проверить надежность крепления всех сочленений рулевого привода и рулевой трапеции, все соединения должны быть надежно зашплинтованы заводскими шплинтами соответствующих размеров;

- проверить натяжение ремня гидроусилителя рулевого управления (ГУР). При необходимости отрегулировать;

- проверить уровень масла в бачке ГУР. При необходимости долить масло марки «Р» до меток нанесенных на бачке.

При ЕТО:

- очистить рулевой механизм и рулевой привод от грязи и пыли;

- осмотреть и устранить подтекания масла в системе ГУР (если есть);

- проверить уровень масла в бачке ГУР, при необходимости долить.

- проверить и отрегулировать натяжение ремня насоса ГУР.

При ТО-1:

- произвести операции контрольного осмотра;

- проверить крепление рулевого механизма к раме, подтянуть;

- удалить воздух из гидравлической системы ГУР;

- при увеличении суммарного люфта подтянуть гайки шаровых пальцев и зашплинтовать их штатными шплинтами.

- произвести смазку согласно карте смазки.

ПриТО-2:

- выполнить работы предыдущих ТО;

- отрегулировать зацепление зубчатого сектора и рейки рулевого механизма;

- отрегулировать затяжку сухарей шаровых пальцев рулевых тяг;

- при 4-м ТО-2 произвести замену масла в ГУР.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: