Древнегреческая философия о проблемах природы, поиск «первоосновы» - натурфилософия.




Натурфилософия (от греч. «натура» - природа) – это философское учение древних греков, которые занялись поиском первоосновы, т.е. той частицы, из которой состоит вся природа, все вокруг, весь мир, все вещи. Основателем философской школы в Милете считается Фалес. Фалес был тесно связан с ближневосточной культурой. Он - первый математик и физик в Ионии. Известно также, что Фалес был провозглашен первым из «семи мудрецов» в 582 г. до н.э. Фалес - родоначальник такого рода философии - считает ее водою» (Аристотель. Метафизика. Кн. I. Гл. 3). Таким-то образом и осмыслил Аристотель суть учения первых философов, которых мы называем стихийными материалистами. Сказанное можно подытожить словами Диогена Лаэртского о Фалесе: «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств». Анаксимандр - ученик и последователь Фалеса. Именно Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего до понятия «архэ», т.е. до первоначала, субстанции, того, что лежит в основании всего сущего. Такое начало Анаксимандр нашел в некоем апейроне. Апейрон означает «беспредельный, безграничный, бесконечный». Анаксимен нашел первоначало всего сущего в самой бескачественной из четырех стихий - в воздухе. Анаксимен называет воздух беспредельным, т.е. апейроном.. Все возникает из воздуха через его разрежение и сгущение. Разрежаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь, - ветром, облаками, водой, землей и камнем. Гераклит (544 - 483 гг. до н. э.). из Эфеса. Фалес увидел первоначало в воде, Анаксимен - в воздухе.

Ферекид увидел одно из трех начал всего сущего в земле (Хтонии). Гераклит же узрел субстанциально-генетическое начало всего сущего в огне. Гераклитовский огонь вечен и божествен. Гераклит видел в своем огне не только то, что лежит в основе всего сущего, но и то, из чего все возникает. Гераклит - не только стихийный материалист, но и наивный диалектик. В своей диалектике Гераклит исходит из того, что все абсолютно изменчиво. Гераклит, как никто из древних философов, был убежден, что в мироздании нет ничего неизменного. Он учил, что «все течет». Он уподоблял мир реке и говорил, что «в ту же реку вступаем и не вступаем», потому что «на входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые воды».

Вопрос 2. Учение Демокрита об атоме. Демокри́т Абдерский (460 до н. э. — ок.370 до н.э.)

Главным достижением философии Демокрита считается учение об атоме — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным». Демокрит полагал, что атомы не имеют качественной характеристики,они качественно однородны, но различаются по форме, размерам.

Вопрос 3.. Платон как основоположник объективного идеализма. Учение Платона о душе человека. Выдающийся мыслитель древности Платон (427-347 гг.до н.э.) Появился в Афинах в знатной, аристократической семье. При рождении ему было дано имя Аристокл. Платон - прозвище (от древнегреческого "platos" - "широкий", "широколобый"). Ученик Сократа. Несправедливое осуждение Сократа на погибель так потрясло юного философа, что он покинул Афины и на долгие годы отправился в странствия. Он побывал в Персии, Ассирии, Финикии, Вавилоне, Египте, может быть и в Индии. В 389 г. До н.Э. Платон оказался в Сиракузах (о. Сицилия), где пробовал побудить того тирана Дионисия Старшего к преобразованиям государственного управления в согласовании со своими политическими представлениями. Двухлетнее пребывание в Сиракузах закончилось остыванием отношений меж философом и тираном, в итоге чего Платон был продан в рабство. И лишь усилия друзей, которые выкупили его, выручили Платона от неволи. Платон возвратился в Афины и скоро в 386 г. До н.Э. Основал школу. Эта школа размещалась в роще, посвященной аттическому герою Академу, и потому стала называться Академией. Платоновская Академия просуществовала 915 лет - до 529 г. н.э. В Афинах Платон прожил до конца жизни, за исключением еще двух поездок в Сиракузы (367, 362-361 гг. До н.Э.) К отпрыску Дионисия Старшего - Дионисию Младшему. Пробы оказать влияние на юного тирана также окончились неудачей. Платон разработал учения чуть ли не о всех сторонах человеческой жизни: о бытие (онтология), о космосе (космология), о познании (гносеология), о душе (психология), о боге (телеология), об обществе (социология), о нравственности (этика). Основная составляющая философии Платона - учение об эйдосах (идеях). Слово "эйдос». Как мы различаем вещи? К примеру, чем различается столик от стула? Столик и стул могут быть сделаны из одного материала, иметь приблизительно равные физические характеристики. Но тем не менее человек вполне точно различает один от другого. Благодаря чему? Благодаря тому, что столик и стул имеют различное предназначение. Образно говоря: это стул - на нем посиживают, это столик - на нем едят. Следовательно, все вещи имеют свое предназначение. Но откуда берется данное предназначение? Оно не заложено в материале, из которого сделан тот либо другой предмет. Дерево, сплав либо камень, пошедшие на изготовление стола, сами по себе не определяют его предназначение. По другому говоря, причина появления стола и его предназначение - не имеет материального характера. Материал только средство для воплощения вещи. Основная же причина, по мнению Платона, в том, что человек в собственном сознании постоянно имеет некий образ, как стола, так и всех вещей вообще. В согласовании с этими видами люди и творят окружающий их мир. Эти виды Платон и назвал "эйдосами", либо "идеями". мысль вещи - вот истинная причина появление конкретной вещи, сделанной из какого-нибудь вполне осязаемого материала. Мысль вещи предшествует самой вещи и никакая вещь не может появиться, если нет её идеи. Вещи - итог, следствие, воплощение, эталон той либо другой идеи, выполненные в конкретном материале.Вещь не может появиться, если нет её идеи - мысль стола предшествует созданию конкретного стола, является предпосылкой, законом его появления. Но где в этом случае есть идеи вещей? Самый обычный ответ - в сознании человека. Но, тогда выходит, что человек приравнивается к Богу, ибо большущее количество вещей появились до человека и без его роли - Солнце, звезды, земля, природа, мироздание вообще. Следовательно, есть некий мир, в котором и есть идеи, мир независящий от человека. Платон, придя к данной мысли, назвал этот мир Гиперуранией. По его мнению, мир идей, "мир эйдосов" находится вне физического пространства. Гиперурания - это место, которое на самом деле не есть место, ибо не владеет никакими физическими чертами. Гиперурания - образ умопостигаемого мира, образ мифологический. Этот мир прекрасен, благороден и вечен, ведь лишь в нем живут полностью истинные, красивые, благородные и вечные идеи вещей. Он не материален, но конкретно мир идей является истинным бытием, ибо он и лишь он - причина и закон рождения мира настоящего. Настоящий мир также вторичен, как вторична неважно какая вещь настоящего мира. Как возникает настоящий мир? Тут Платон, на базе собственной диалектической логики, приходит к выводу, что наряду с миром идей первозданно существует и противоположное ему некое явление материального характера. Поэтому рождение настоящего мира - это следствие соединения идеального и материального. Настоящий, вещный мир - только грубая, искаженная копия мира идеального. И все вещи настоящего мира - "тень", искаженное отображение собственных идей. Материальность физического мира не дает возможность полному воплощению мира идеального - материя портит идею. Платон выделял третье первоначало, назвав его "демиургом". Демиург - это платоновский бог, собственной энергией приводящий вначале покоящиеся два остальных первоначала в движение и тем самым творящий мироздание. Бог-демиург не просто перводвигатель, собственной энергией он порождает некое явление, обозначенное Платоном как "Душа мира". Душа мира окружает весь физический мир и уже сама, распространяя заложенную в нее божественную энергию, одушевляет все живое, является источником движения в настоящем мире. Глобальная Душа содержит в себе полное и абсолютное знание о мире. Не считая того, глобальная Душа - это опосредованный божественный источник жизни. Поэтому, по мнению Платона, мир в целом - живое существо в форме шара, имеющее душу и тело, (последнее состоит из земли, воды, огня и воздуха). С этих же позиций он разглядывает и сущность человека. В представлении Платона, человек - продукт божественного творения, состоящий, как и весь мир, из души и тела. Тело человека - бренно, смертно, преходяще. Бестрепетно следуя собственной логике, Платон приходит к выводу о вторичности человеческого тела, о его полной зависимости от души. Как и в вариантах с другими вещами настоящего мира, тело - это материальная оболочка души, это материал, совокупляясь с которым, душа и рождает фактически мыслящего и чувствующего человека. Душа, являясь источником жизни человека, владеет своей жизнью и бессмертием, ибо она - остаток, частичка Мировой Души Душа человека прежде находилась в мире прекрасных идей.. По его мнению, процесс познания - это процесс припоминания. Душа, вселяясь каждый раз в новое тело, как бы забывает то знание, которым она владела, будучи частью Мировой Души. По другому говоря, материальное тело, собственного рода, "портит" душу, мешает ей самореализоваться. По ходу жизни в конкретном теле, душа, хотя и частично, не полностью, но восстанавливает свои свойства, благодаря чему человек и получает знания о мире. Душа представляется у Платона состоящей из трех частей: вожделеющей, пылкой и разумной. Отсюда деление людей на 3 типа, зависимости от того, какой тип души преобладает: разумная –у философов и поэтов; аффектная – у ответственных людей, которым лучше быть воинами; вожделеющая – у страстных людей, которые должны быть торговцами. ремесленниками, земледельцами.     Вопрос 4. Философское учение Аристотеля о природе, обществе, человеке. Аристотель Стагирский(384 – 322 до н. э)., один из величайших философов античной Греции, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. От названия города производится имя Стагирит, которое часто давалось Аристотелю. Отец Аристотеля Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной. Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, в 367 году, – в Афины. Там Аристотель стал учеником Платона и в течении 20 лет был участником платоновской Академии. В 343 г. Аристотель был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына – 13-летнего Александра. В 335 г. Аристотель вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). После смерти Александра Аристотель был обвинён в безбожии и покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии. Аристотель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он скончался от болезни желудка. Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп: – Логические трактаты, объединённые в своде «Органон»: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика». – Физические трактаты: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах». – Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных», а также трактат «О душе». – Сочинения о «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизики». – Этические сочинения: т. н. «Никомахова этика» (посвященная Никомаху, сыну Аристотеля) и «Эвдемова этика» (посвященная Эвдему, ученику Аристотеля). – Социально-политические и исторические сочинения: «Политика», «Афинская полития». – Работы об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» и дошедшая не полностью «Поэтика». Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия – форме – приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало – бога. Бог Аристотеля – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причём «форма»» – присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть «форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, т. о., последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи». Откуда же берутся формы? Аристотель считает, что есть некая «ФОРМА ФОРМ», т.е. мысли Бога, в Разуме которого находятся формы. В области биологии дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой – душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную. В этике моральным идеалом Аристотеля является бог – совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой Аристотель понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями. Например, щедрость – середина между скупостью и расточительностью. Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это – монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию (охлократию, т.е. власть толпы).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: