ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ




Вопросы психического развития детей с нарушениями речи различного генеза по-прежнему не теряют своей актуальности. Общепризнанным является положение современной когнитивной психологии о том, что высшие психические функции взаимосвязаны и взаимозависимы. Функциональное единство различных психических процессов человека проявляется в том, что гетеро-хронное формирование определенной функции способствует развитию другой. Ведущим тезисом культурно-исторической концепции является положение о речевом опосредовании развития психических функций в детском возрасте (JI.C. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин, С.Н. Шаховская и др.).

Известно, что любое речевое высказывание порождается определенным мотивом, который обусловливает возникновение речевой интенции. На этапе внутреннего программирования — этапе «опосредования мысли во внутреннем слове» (по JI.C. Выготскому), происходит своеобразное наполнение речевой интенции кодом личностных смыслов, закрепленных в тех или иных субъективных кодовых единицах («код образов и схем», по Н.И. Жинкину). Создается программа как целого связного речевого высказывания, так и отдельных его частей, в результате чего реализуется система предикативных высказываний в кодах внутренней речи.

Необходимым условием адекватного использования языка в целях коммуникации является овладение ребенком умением построения внутренней программы речевого высказывания. Реализация речевой программы на внешнем плане, в свою очередь, предполагает свободное оперирование языковыми знаками и двигательными структурами — их выбор, сочетание, перестановка в соответствии с усвоенными правилами языка и двигательными стереотипами фонем и слов (А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин, Е.Ф. Соботович). Сложная хронологическая формула развития речи в онтогенезе позволяет предположить, что построение речевой программы является наиболее уязвимым структурным компонентом при дефектах речевого развития различного генеза. Системное влияние дефектов подобного рода, очевидно, выходит далеко за пределы собственно речевого статуса ребенка.

Изучение функциональных показателей психологического статуса детей дошкольного возраста имеет особое значение в связи с тем, что в процессе возрастного развития именно к этому времени выявляются достаточно четкие различия между статистически-нормативным развитием и отклонением от него (В.И. Лубовский [61], [62], Т.Н. Осипенко [78], Л.И. Переслени [82], [84], [88]).

В настоящее время психологами и педагогами общеобразовательных школ и дошкольных учреждений отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспешности или дезадаптации детей младшего школьного возраста, недостаточной психологической готовности к школьному обучению. Обращает на себя внимание тот факт, что общая оценка интеллектуального развития ребенка в большинстве случаев может и не выходить за пределы средненормативных возрастных показателей. Однако в ходе специальных исследований (дефектологического, нейропсихологического) часто обнаруживаются признаки той или иной степени общего недоразвития речи (Л.А. Рожкова [94], [95], Л.И. Переслени [88]).

В связи с адаптивно-дезадаптивным психологическим характером вероятностного прогнозирования, проблема предвидения, антиципации достаточно подробно разрабатывалась как в норме, так и при умственной отсталости, шизофрении и неврозах (И.М. Фейгенберг, 1973; Л.И. Переслени, 1976, 1978, 1979; Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, 1982; А.Ю. Акопов, Ф.И. Случевский, 1981, 1983; В.В. Солженкин, Г.Г. Носков, 1985; Е.А. Сергиенко, 1987; В.Д. Менде-левич, 1990, 1996, 2001; Д.П. Речаник, В.Д- Менделевич, 2001; В.Д. Менделе-вич, Э.В. Макаричева, 2002; Л.А. Рожкова, 2002; В.Д. Менделевич, О.Л. Гончарова, 2003 и др.). Однако антиципационная деятельность детей с общим недоразвитием речи обделена вниманием психологических исследований.

Таким образом, проблема оценки значения антиципационных параметров психической деятельности в детском возрасте в становлении и развитии речи в психическом онтогенезе в настоящее время остается открытой для исследования.

особенности развития личностно-ситуативной, временной и пространственной составляющих антиципационной состоятельности у детей с общим недоразвитием речи.

характер взаимосвязи антиципационных параметров психической деятельности и общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

- положения системно-функционального подхода об антиципации А.И. Ахметзяновой как о феномене, пронизывающем все уровни психического отражения действительности и имеющем многоуровневое строение, сформулированные в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова;

- базовые положения культурно-исторической концепции психического онтогенеза JI.C. Выготского, получившие свое дальнейшее прикладное развитие в трудах отечественных дефектологов и логопедов И.Т. Власенко, Н.С. Жуковой,

B.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, А.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной,

C.Н. Шаховской, А.В. Ястребовой и др.;

- работы по изучению вероятностного прогнозирования в норме и патологии И.М. Фейгенберга и его сотрудников, учеников и последователей: А.Ю. Акопова, В.А. Иванникова, Л.И. Переслени, Ф.И. Случевского, Д.А. Ширяева.

антиципационная концепция неврозогенеза В.Д. Менделевича.

особенности антиципационной деятельности, выражающиеся в снижении показателей личностно - ситуативной и временной составляющих антиципационной состоятельности могут обусловить у детей с общим недоразвитием речи преморбидную невротическую готовность, что является значимым для медицинской психологии.

адаптированный комплекс методик для психологической диагностики антиципационных параметров психической деятельности, применимый для оценки особенностей возрастного развития детей старшего дошкольного возраста. Описанные специфические ошибки, возникающие в процессе прогнозирования у детей с общим недоразвитием речи, могут рассматриваться в качестве дифференциально-диагностического критерия оценки уровня речевого развития.

1) Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обнаруживают отличительные особенности в антиципационной деятельности по сравнению со здоровыми сверстниками. Общее недоразвитие речи сопровождается антиципационной несостоятельностью, проявляющейся в том, что дети данной группы испытывают трудности в предвосхищении событий и принятии решений, требующих упреждения по времени.

2) Дефицит способности к предвосхищению хода развития событий и прогнозирования собственного поведения во фрустрирующих и субъективно значимых ситуациях, сопровождающийся общим недоразвитием речи, повышает риск социальной дезадаптации детей дошкольного возраста.

 

Одной из самых актуальных проблем в изучении отклоняющегося развития является выявление закономерностей формирования психических функций в ходе онтогенеза. Сравнительные исследования качественных особенностей психического развития при разных формах дизонтогенеза позволяет более точно определить природу дизонтогенеза, его патогенез (Сухарева Г.Е., 1955, Выготский JI.C., 1983, Лебединский В.В., 1985, Ковалев В.В.,1995, Мамайчук И.И.,2000, Семаго Н.Я.,Семаго М.М.,2000, Лубовский В.И.,2005). С другой стороны проспективное изучение психического развития у детей с избирательной или очаговой церебральной патологией позволяет выяснить роль соответствующих церебральных систем и психических функций в нормальном онтогенезе.

Онтогенез психических функций у детей с недоразвитием речи (HP) изучен односторонне. Существует много исследований, в которых описаны проявления разных форм речевой патологии в различных возрастных группах детей (Волкова Л.С.,Шаховская С.Н.,1999, Ковшиков В.А.,2001, Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. 2002, Лопатина Л.В.,2004). Невербальные психические функции характеризуются в них фрагментарно. Немногочисленные работы посвящены психологическому изучению интеллектуальных способностей у детей с HP (Соботович Е.Ф., 1989, Ковшиков В.А., Элькин Ю.А.,1980, Переслени Л.И.,Фотекова Т.А., 1993, Фотекова Т.А.,2004). Вопрос изучения онтогенеза психических функций в целом в указанных работах не ставился. В немногочисленных клинических исследованиях детей с HP авторы описывают симптомы интеллектуальной недостаточности, нарушения отдельных когнитивных функций, явления эмоционально-волевой незрелости (Сухарева Г.Е., 1965, Ковалев В.В., 1995, Кириченко Е.И., 1977, Белова-Давид Р.А.,1979).

все эти исследования недостаточно дифференцированы с точки зрения речевой симптоматики. Остается открытым вопрос, являются ли эти симптомы факультативными при речевой патологии или облигатными. (Сухарева Г.Е.,1965, Ковалев В.В.,1995, Beitchman, J. Н. et all.,2001, Sundheim, S.T. P., Voeller, K.,2004).

Благодаря исследованиям В.К.Орфинской, Е.Ф.Соботович, В.А.Ковшикова представления о тотальных формах недоразвития речи, их типологии существенно изменились. Представления о моторной алалии стали более дифференцированными, ее границы значительно сузились. В последние десятилетия произошел прорыв в области лингвистики и психолингвистики детской речи (Шахнарович A.M., Лепская Н.И., Цейтлин С.Н., Горелов И.Н., Исенина Е.И.,Вгипег J., Slobin D., Bloom L., Ingram D., Bates Е.И. и др.). В связи с этим сложились теоретические предпосылки для комплексного, мультидисциплинарного изучения особенностей формирования языка, речи, когнитивных способностей в онтогенезе у детей с разными формами недоразвития речи.

особенности онтогенеза психических функций у детей с недоразвитием речи (далее - HP)

системно-динамический анализ психического развития детей с первичным недоразвитием речи решает следующие задачи исследования:

1. Клинико-психологический анализ лингвопатологической и психопатологической симптоматики HP

2. Разработка системы базовых синдромологических дефиниций для описания и системного изучения HP;

3. Анализ возрастных особенностей основных дизонтогенетических лингвопатологических синдромов;

4. Анализ распространенности сочетаний лингвопатологических синдромов, синдромотаксиса и психологической струк!уры «больших синдромов»;

5. Экспериментально-психологическое и психометрическое изучение речевых, языковых и неречевых когнитивных механизмов недоразвития речи у детей с разными его формами;

6. Нейропсихологический анализ основных синдромообразующих механизмов при разных формах HP;

7. Изучение динамических характеристик психического развития детей с HP;:

Концешуальная основа анализа этиопатологии нарушений речи включает два основных аспекта: а) теоретические представления о взаимоотношении когнитивных функций, речевых механизмов и языковой способности в процессе их онтогенеза, и б) концепцию системно-структурной организации когнитивных, речевых и языковых функций при первичном недоразвитии речи у детей.

Теоретическую основу представлений об основных закономерностях онтогенеза языка и речи у детей составляют: а) теория Л.С.Выготского о системных закономерностях и этапности в формирования высших психических функций в онтогенезе (Выготский Л.С., 1983) и б) когнитивные, конструктивистские теории онтогенеза языка (Piaget J. 1967,1994, Slobin D.,1976, Bruner J., 1984, Bates E., Bretherton I., Snyder L,1988, Bates E., Thai D., Marchman V.,1991). Основная идея этих теорий заключается в том, что ребенок является активным, творческим исследователем языка, а природа языковых способностей является прямым продолжением когнитивных способностей и построена на тех же закономерностях. Ребенок, накапливая опыт взаимодействия и речевой коммуникации со взрослыми, устанавливает связи между предметной и социальной ситуацией, с одной стороны, и речевыми текстами, регулярно сопровождающими ее, с другой. На основании этого опыта ребенок строит гипотезы о структуре языка, его закономерностях, формируя собственные высказывания, проверяет эти гипотезы. Есть много оснований полагать, что у детей в процессе речевого развития формируется в сознании последовательно несколько «языковых систем», каждая из которых обладает собственными правилами и строением. Средства детской речи внешне те же, что и у взрослых, однако они резко различаются за счет различного функционального использования языковых элементов» (Ахутина Т.В.,Горелов И.Н.,Залевская А.А.,1985). В силу ограниченности своих семиотических способностей ребенок на ранних этапах речевого онтогенеза строит свой, упрощенный вариант языковой системы, от которого через серию промежуточных стадий переходит к нормативному языку (Bates Е., Bretherton I., Snyder L., 1988).

недоразвитие речи, как явление, имеет не цельный, а сложносоставной характер. Клиническая картина HP образована ограниченным числом лингвопатологических синдромов. Количественный и качественный состав синдромов в каждом конкретном случае зависят от этиологии, патогенеза и нейропсихологических механизмов, связанных с заинтересованностью определенных функциональных систем мозга. В большинстве случаев механизмы конкретных форм дизонтогенеза носят множественный характер. При этом онтогенетические эффекты этих механизмов формируются не по аддитивному принципу (т.е. как сумма нескольких дисфункций), а по интерактивному и кумулятивному принципам. Механизмы, участвующие в синдромообразовании, взаимодействуют друг с другом, модифицируя тем самым эффекты каждого из них в отдельности. В динамике, в ходе психоречевого онтогенеза характер этих взаимодействий и конкретная синдромологическая картина закономерно меняются, изменяя и клиническую картину HP.

Из вышеописанных особенностей психического онтогенеза вытекают определенные следствия, касающиеся методологии изучения таких состояний. Высокая степень полиморфизма проявлений недоразвития речи требует исследовать сущность патологии как согласно стандартному принципу среднегрупповой статистики, так и в сочетании его с клинико-психологическим анализом отдельных прототипических, модельных случаев. Наблюдения в динамике позволяют уточнить и дополнить умозаключения, возникшие при срезовом исследовании, отделить закономерные, устойчивые связи от случайных.

Развитие научного анализа в данной области обусловлено теоретико-методологическими основаниями исследования, которые сочетают в себе классические положения о системной природе дизонтогенеза (Л.С.Выготский,Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев,В.В.Лебединский), современные когнитивные модели онтогенеза языковых способностей (Slobin D.,Bruner J.,Bates E., Bretherton I., Snyder L, Thai D.), концепцию природы и механизмов недоразвития речи, сформированную в исследованиях В.К.Орфинской, Е.Ф.Соботович, В.А.Ковшикова, и методическим подходом к анализу изучаемых явлений, базирующимся на принципах синдромологического психологического диагноза (по Выготскому Л.С.) и синдромного нейропсихологического анализа (по Лурия А.Р.)

особенности онтогенеза высших психических функций у детей с отдельными клиническими формами первичного недоразвития речи. типологические особенности процессов развития, компенсации и декомпенсации; впервые описаны характерные для детей с HP клинические формы декомпенсации. На основе синдромологического подхода к анализу состояний недоразвития речи раскрываются распространенные лингвопатологические синдромы детского возраста. Некоторые из них описаны впервые (дисфонологическая и динамическая формы артикуляционной диспраксии и вербальная диспраксия у детей).

Теоретические исследования привели к созданию парадигмы в подходе к изучению недоразвития речи у детей как формы психического дизонтогенеза. Эта парадигма сочетает в себе системно-структурный подход, согласно которому недоразвитие речи это многокомпонентная по составу и полифакторная по генезу форма психического дизонтогенеза, и дискретный подход к изучению лингвопатологической феноменологии на основе такой единицы анализа, как синдром. Сюда включены дефиниции таких понятий, как «лингвопатологический симптом», «лингвопатологический синдром». Описанная, интерпретированная с онтогенетических позиций и систематизированная синдромология недоразвития речи открывает новые возможности для сравнительного клинико-психологического изучения разных форм речевой патологии в развитии, дальнейшего исследования такой сложной проблемы, как взаимоотношение интеллектуальной и языковой способности в онтогенезе, проблемы нормы и патологии в речевом развитии ребенкаВ настоящее время оказание помощи детям с недоразвитием речи осуществляется логопедами и другими специалистами коррекционного профиля, основного общего образования, дополнительного образования, иных структур, в семье и посредством цифровых форм сопровождения, целевых и иной направленности. Психологи принимают в этом категриальное, симтоматическое, индивидуализированное участие. новые данные об особенностях психического развития детей с недоразвитием речи и разработанные на этой основе принципы абилитации детей с таким типом дизонтогенеза могут быть использованы психологами учреждений системы образования и здравоохранения. Это создает необходимые условия для комплексного подхода в оказании психолого-педагогической помощи детям с недоразвитием речи. семиотика лингвопатологических симптомов и синдромов, психологическая, нейропсихологическая и психопатологическая характеристика разных форм недоразвития речи, новые сведения об особенностях динамики явлений дизонтогенеза создают условия как для профессиональной подготовки клинических и специальных психологов в сфере логопатологии, так и оказания коррекционной психологической помощи таким детям. Многоосевая систематика недоразвития речи вместе с соответствующим понятийным аппаратом создают условия для взаимодействия специалистов разного профиля при постановке диагноза.

1. Психическое развитие детей с HP имеет признаки дизонтогенеза, затрагивающего как речевые, так и неречевые психические функции. Его психологические характеристики существенно отличаются от других форм дизонтогенеза у детей.

2. С системных позиций психический статус детей с недоразвитием речи представляет собой совокупность лингвопатологических и психопатологических дизонтогенетических синдромов, взаимодействующих между собой. Продуктом этого взаимодействия являются так называемые «большие синдромы», составляющие клиническую картину основных форм недоразвития речи. Это взаимодействие, кроме того, влияет на весь ход психического развития детей.

3. Недоразвитие речи у детей является сложным, многообразным по симптоматике явлением, требующим от специалиста квалификации из области нескольких смежных дисциплин. Как с научной, так и с практической точки зрения есть основания для выделения этой проблематики в отдельное научное направление «логопатология детского возраста»

4. Психологический и нейролингвистический анализ клинической картины HP позволяют утверждать, что т.н. «общее» или первичное тотальное недоразвитие речи представлено двумя типами: алалическим и параалалическим. Предлагаемая дихотомия основана на разграничении синдромов с механизмами первично языкового уровня (алалический тип) и гностико-праксического уровня (параалалический тип).

5. Артикуляционная база и главный ее компонент - артикуляционный праксис имеют многоуровневую структуру. Идеи Н.А.Бернштейна и данные других исследований послужили основой для создания соответствующей многоуровневой модели артикуляционного праксиса. Данный подход успешно использован для изучения и описания синдромов артикуляционной диспраксии (представленной тремя разновидностями) и вербальной диспраксии.

6. Системный, многосторонний подход к типологии форм психического дизонтогенеза у детей с HP лучшее приложение находит в многоосевой клинико-психологической классификации недоразвития речи у детей, которая предложена в исследованиях Корнева. Она позволяет в рамках многоуровневого диагноза объединить заключения бригады специалистов разного профиля (клинического психолога, психиатра, невролога и логопеда, отражающие все многообразие симптоматики у детей с HP.

7. Динамика процессов развития, компенсации и декомпенсации представлена у детей с HP типологически разными вариантами: а) регредиентный с полной компенсацией, б) регредиентный с неполной компенсацией, в) регредиентный, перемежающийся декомпенсациями, и г) псевдопрогредиентный. В кризисные возрастные периоды у 25% детей с HP возникают состояния декомпенсации, развивающиеся по определенной закономерной схеме.

учебного курса «Логопатология детского возраста» «Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты» в 2006 г.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: