Кривицкий М. — Рабочее время и время рабочего.




 

Богатство, создаваемое трудом класса наемных рабочих, владеющих, только рабочей силой, экспроприируется на основании законнов капиталистической экономики классом капиталистов, владельцев средств производства. Таким образом класс капиталистов перекладывает на рабочих труд, необходимый для поддержания его существования. И «труд» капиталистов является «трудом, затрачиваемым на максимальное выкачивание прибавочного труда из нанятых рабочих». Средства производства, которыми они владеют, с

точки зрения процессов увеличения стоимости «существуют лишь для

того, чтобы впитывать труд, и с каждой каплей труда впитывать соответственное количество прибавочного труда » 19.

Присваивается рабочее время, затрачиваемое наемными рабочими. Оно превращается в огромные фабрики, заводы, в новые средства производства, все в

большей и большей мере высасывающие прибавочный труд рабочего,

все в большей и большей мере присваивающие рабочее время- оно обеспечивает существование капиталистов, свободное время капиталистов.

Капитал всю жизнь рабочего, стремится превратить в рабочее время, свободное время рабочего сжимает, превращает лишь в условие существования рабочего времени. Капитал стремится сделать создание прибавочной стоимости основным содержанием всей; жизни рабочего. Таким образом создается свободное время, обеспеченное всеми возможными условиями существования,—

с в о б о д н о е в р е м я к а п и т а л и с т о в.

«В к а п и т а л и с т и ч е с к о м о бществе с в о б о д н о е в р е м я о д н о г о к л а с с а с о з д а е т с я п о с р е д с т в о м п р е в р а щ е н и я в с е й ж и з н и м а с с в р а б о ч е е в р е м я » 20.

С л е д о в а т е л ь н о с в о б о д н о е в р е м я к а п и т а л и с т о в

я в л я е т с я э к с п р о п р и и р о в а н н ы м в р е м е н е м р а б о ч е г о.

Капиталисты получают возможность ничего не делать, ибо весь

труд переложен на плечи другого класса, пролетариата. Е с л и с в о б о д н о е

в р е м я р а б о ч е г о при к а п и т а л и з м е я в л я е т с я лишь у с л о в и е м

р а б о ч е г о времени, а вся ж и з н ь р а б о ч е г о п р е в р а щ а е т с я в р а б о- ч е е время, то вся ж и з н ь к а п и т а л и с т а с т р е м и т с я п р е в р а т и т ь ся в с в о б о д н о е время. И эта тенденция осуществляется. Особенно эта

тенденция резко проявляется в условиях империализма.

«Империализм есть громадное скопление в немногих странах денежного

капитала, достигающего, как мы видели, 100—150 млрд. фр. ценных

бумаг. Отсюд а — н е и з б е ж н ы й р о с т к л а с с а, или,

в е р н е е, с л о я рантье, т. е. лиц, живущих «стрижкой купонов»,

— лиц, совершенно отделенных от участия в каком бы то ни

было предприятий, лиц, профессией которых является праздность»21.

 

«Рабочий всю свою жизнь без изъятия есть не что иное как рабочая

сила, и поэтому все время, которым он располагает, естественно

и по праву представляет рабочее время и следовательно должно це-

ликом входить в процесс самовозрастания капитала: Что касается времени,

необходимого для образования человека, для интеллектуального

развития, для выполнения социальных функций, для товарищеского

общения, для свободной игры физических и интеллектуальных

сил, даже для празднования воскресенья, будъ то хотя бы в.стране

святителей субботы,—все это один пустой вздор! Но при своем безграничном

слепом стремлении, при всей своей волчьей жадности к

прибавочному труду капитал опрокидывает не только моральные, но

и чисто физически максимальные пределы рабочего дня. Он узурпирует

время, необходимое для роста, развития и здорового сохранения

тела. Он похищает время, необходимое для поглощения свежего воздуха

и солнечного света. Он урезывает обеденное время и по возможности

включает его в самый процесс производства, так что пища дается

рабочему как простому средству производства, подобно тому

как паровому котлу дается уголь и машинам—сало или масло. Здо-

ровый сон, необходимый для восстановления, обновления и освежения

жизненной силы, капитал сводит к стольким часам оцепенения, сколько

безусловно необходимо для того, чтобы оживить вконец истощенный

организм. Таким образом не нормальное сохранение рабочей

силы определяет здесь границы рабочего дня, а наоборот, возможно

большая ежедневная затрата рабочей силы, как бы болезненно насильственна и мучительна ни была она, ставит границы для отдыха

рабочего» 12.

 

«Но рабочий, борясь против увеличения рабочего дня, не должен забывать, что всякий успех в этой борьбе является лишь паллиативом, что увеличение

отношения между рабочим временем и временем рабочего неизбежно

вытекает из самой сущности капиталистической экономики,

и борьба за уменьшение этого отношения должна быть тесно увязана с борьбой против самого существования капиталистического общества.»

«При данной интенсивности и производительной силе труда часть

общественного рабочего дня, необходимая для материального производства,

тем короче, следовательно время, остающееся для свободной

умственной и общественной деятельности, тем больше, чем равномернее

распределен труд между всеми дееспособными членами общества,

чем меньше возможность для одного общественного слоя сбросить с

себя и возложить на другой общественный слой естественную необходимость

труда. С этой точки зрения абсолютная граница для сокращения

рабочего дня устанавливается всеобщностью труда». 23 М а р к с, Капитал, т. I, стр. 412.

 

Только устранение капиталистического способа производства, только

пролетарская революция может в корне изменить положение рабочего

класса.

 

20 К. Маркс, Капитал, т. I, гл. 23, § 41.

21 Т а м ж е, гл 8 § 4.

23 М а р к с, Капитал, т. I, стр. 412.

 

 

Полный текст статьи по ссылке внизу с. 52-71



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: