Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы




 

Директор издательства М. Г. Бурняшев

Редактор И. В. Тепикина

Компьютерная верстка и техническое редактирование О. Ю. Протасова

ХудожникА. П. Куцин

Корректор М. В. Зыкова

Сдано в набор 10.07.2001. Подписано в печать 15.09.2001.

Формат 60x90/16. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Печ. л. 15. Тираж 5000 экз.

Заказ-1543.

Лицензия ЛР № 065485 от 31.10.97 г.

 

ЗАО «ИНСТИТУТ ПСИХОТЕРАПИИ»

123336, Москва, ул. Таежная, 1.

 

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов

в ФГУП ордена «Знак Почета» Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова.. 214000, Смоленск, пр-т им. Ю. 1агарина, 2.

 


* * Франсуаза Дольто прошла в Париже психоанализ (1934—1937 гг.) у Рене Лафор-га, которому принадлежит открытие трансгенерационного поля.

 

[1] 7 Клиент – термин, введенный Карлом Роджерсом, который отдает ему предпоч­тение перед терминами «субъект» или «больной», чтобы обозначить того, кто спрашива­ет совета или приходит на терапию, подчеркивая свободную связь.

 

[2] 14 Геносоциограмма – от генеалогия (генеалогическое древо); социограмма (представ­ление связей, отношений) - генеалогическое древо с его значимыми фактами, важными событиями жизни и графически представленными эмоциональными связями.

 

* * Наш дом был сожжен немцами в воскресенье S июня 1944 г. в Лозере, так как в нем пряталось оружие для партизан. Я не была на них в обиде, так как в моих глазах это была «настоящая война». Вместе с другими я потеряла вое, включая документы, записные книги с адресами, ежедневниками... Как же я была удивлена, когда у меня украли мою сумку со всем содержимым 5 июня 2000 г. (неожиданный синдром го­довщины). Мы об этом никогда не говорили, чтобы не усугублять ненависть. Фран­суаза Дольто говорила: «Все, что замалчивается в первом поколении, второе носит в своем теле».

 

[3] 4 Ввиду того, что это не университетская диссертация, а также чтобы облегчить чте­ние и не утяжелять текст, мы не будем систематически указывать страницы всех ссылок.

 

[4] 2 С точки зрения отдельных требований ислам возвращается почти на тысячу лет назад, аж к эпохе крестовых походов, Армения – к 1915 г., сербы и хорваты в Югославии – к сражению на Косовом поле (28 июня 1389 г.) и у Сараева (28 июня 1914 г.), к звер­ствам пронемецких усташей против сербов, когда они провозглашали независимость Хорватии в 1941 г., и к напряженностям турецкой оккупации. Спустя 70 лет народы СССР разделяются на Россию, Эстонию, Украину, и т. д., и борьба между этносами - «межпле­менная» борьба, согласно Алену Минку, - борьба культур, религий возобновляется с «изощренным травматизмом» (согласно В. Волкан).

 

[5] 5 Отметим варианты подарка с зубами в виде подарка и ответного подарка, а также так называемого potlach – обычая делать ответные подарки, праздники и банкеты в не­которых регионах. Он заключается в том, что на большой банкет, большое празднество необходимо обязательно ответить другим большим банкетом. В Отдельных регионах Ме­ланезии это ведет к полному обнищанию населения, потому что, если изначально кто-то выставил, скажем, пять быков и тридцать коз для первой трапезы, то другой выстав­ляет уже, скажем, десять быков и шестьдесят коз и т. д., а после этого есть становится больше нечего. Благодаря этому обычаю богатства региона тают.

 

[6] 6 Один из режиссеров фильма «Дракула» Френсис Форд Коппола заявил в 1992 г., что вампир для него является символизацией тревоги детей, подвергшихся инцесту, способом говорить о ночных страхах, о посещениях или о контактах во время сна – этом смешении удовольствия, отвращения и чего-то смертельного, что уничтожает жизнь.

 

[7] 7 Напомним, что относительно недавнее усовершенствование юлианского кален­даря, учитывающего лунные фазы, передвинуло 13 декабря на 25 декабря (Рождество), но праздник света остался 13 декабря. Напомним также, что наш современный запад­ный календарь происходит от римского календаря, реформированного в 46 г. Юлием Цезарем (юлианский календарь), затем в 1582 г. Григорием XIII (григорианский кален­дарь), с наверстыванием 10 дней, чтобы избежать «астрономического сдвига» в 10 дней, а в XIX веке - уже в 12 дней: прежняя дата 13 декабря соответствовала бы, таким обра­зом,125 декабря сегодняшнего календаря. Это «наверстывание» произошло в XX веке в Европе в фиксированные даты, которые могли отличаться в зависимости от страны. Например, СССР ввел этот новый календарь в 1917 г. Скандинавские страны сохранили праздник Санта Люсия (первоначально – праздник света) 13 декабря; примерно в Это же время присуждаются Нобелевские премии (10 декабря).

 

[8] 10 Согласно Ивану Бузормени-Надю, имеются три уровня:

- уровень чисто интрапсихический: Оно, Я и Сверх-Я и отношения этих трех ин­станций;

- межличностный уровень: например, бессознательные или сознательные лояль­ности по отношению к родственнику, своему отцу или своей матери или супругу;

- уровень межличностный экзистенциальный: иметь или не иметь родителей, иметь или не иметь детей, и т. д.

 

[9] 13 До их освобождения через смерть матери, а затем и внешнее вмешательство.

 

[10] 14 La Nevrose de classe, Paris, Hommes & groupes, 1987,

 

[11] 1 Trntin chez le psychanalyste, Paris, Aubier-Montaigne, 1985. Tintin et les secrets defamille, 1992. Entretiens prives, 1988,1990.

 

[12] 2 Claudine Vegh, Je ne lui aipas dit au-revoir, Paris, Gallimard, 1980.

 

[13] Проблема остатков рабства еще не снята, как и обида чернокожих на белых, не­смотря на формальное равенство гражданских прав. Это доказывают непрерывные бун­ты еще в 1990-х годах, несмотря на то, что рабство (чернокожих у чернокожих) суще­ствовало в Африке в эпоху торговли рабами и эбеновым деревом (и остаточные явления этого вроде бы еще сохраняются).

 

[14] Напомним несколько дат. 622 г.: начало мусульманской эры; 638 г.: калиф Омар берет Иерусалим; VII и VIII века: арабская империя от Индии до Пиренеи; 1055 г.: турки господствуют в Багдаде; 1096 г.: Пьер Затворник разбит калифом Нисеи (1-й Крестовый поход 1096-1099); 15 июля 1099 г.: «Франжи» захватывают Иерусалим (арабская история рассказывает, что город был разгромлен, а евреям и мусульманам перерезали горло); за­тем арабы отвоевывают Иерусалим у крестоносцев; 1100 г.: Бодуен провозглашает себя королем Иерусалима; 1115г.: союз мусульманских принцев и сирийских франков про­тив султана; 1148 г.: король Франции Луи VII и император Германии Конрад разбиты при Дамаске; 1187 г.: Саладин вновь завоевывает Иерусалим; 1204 г.: «Франжи» захваты­вают Константинополь и разрушают его; 1218-1221 гг.: стремительное наступление Чин­гисхана (1167-1227) и вторжение франков в Египет; 1244 г.: франки теряют Иерусалим в последний раз; 1248-1250 гг.: 7-й Крестовый поход – вторжение в Египет короля Фран­ции Святого Луи (Луи IX), который будет захвачен, затем выкуплен, возвратится во Фран­цию в 1254 г. и умрет от чумы у стен Туниса 25 августа 1270 г. в начале 8-го Крестового похода.

(Восемь крестовых походов: 1-й - 1096-1099; 2-й - 1147-1149; 3-й - 1189-1192; 4-й - 1202-1204; 5-й – 1217-1219; 6-й - 1228-1229; 7-й – 1248-1254; 8-й - 1270.)

 

* Две сестры моего дедушки сделали научную карьеру и получили докторскую сте­пень в Политехнической школе Цюриха в 1888 г. Тетя Натали работала химиком в Лабо­ратории своего мужа сначала в Швейцарии, а затем в Париже.

[15] 2 Чтобы найти более общий и менее «технический» термин, чем «геносоциограмма». Недавно я узнала, что термин «психогенеалогия» также используется во Франции другим автором, но в несколько ином контексте и в другой системе прочтения. Алек­сандр Жодоровски (Жодо) является чилийским кинематографистом - режиссером «рус­ского происхождения». Он жил и работал в Мексике (cf. «La Montage sacree» в 1960-х годах), затем в США и Франции (где создал вместе с Аррабалем и Топором сюрреалис­тическую ipynny «Паника»). Им якобы использовалось в 1980-х годах «психоколдов­ство» (в мексиканской версии термина), переименованное затем в «психогенеалогию» (после того, как одна из его учениц прошла стажировку у меня). Он использует в неко­тором смысле интуитивное прочтение семейной генеалогии с помощью карт Таро. До сего дня (1991 – 1993 гг.) он ничего не публиковал (созданная в соавторстве рукопись якобы исчезла из его машины во время отпуска).

 

[16] 3 По упоминанию Руперта Шелдрика в разговоре, Ж. Хилгард из Сан-Франциско примерно в 1953 г. писала о синдроме годовщины; но я не смогла заполучить ее публика­цию в момент написания моего первого текста. Шелдрик, хотя и говорит о присутствии прошлого (1-й Международный симпозиум в Туре 31 октября - 5 ноября 1988 г.), однако не видит никакой связи между своими и моими исследованиями, несмотря на то, что находит их интересными. То же самое относится и к «струнам времени», затронутым Бессарабом Николеску (как если бы приобретаемое одними передавалось другим).

 

[17] 4 Его жена Зерка Морено не смогла обнаружить их след в его рукописях. Я не могу с уверенностью сказать, говорил ли Анри Колломб о генограмме или о геносоциограм-ме - и, таким образом, что название «геносоциограмма» не будет в конце концов моим, маркой моей школы и моих учеников.

 

[18] Я преднамеренно говорю и пишу «мать матери», а не бабушка, так как для бессоз­нательного это меняет смысл. Оно слышит то, что произносят.

[19] Именно 11 ноября (дело происходило в 1990-е годы) я была свидетельницей спон­танного выкидыша у молодой женщины, говорившей о «боли, как об уколе шпаги, прон­зившей поясницу». До прибытия машины «скорой помощи» я побудила ее к ассоциаци­ям, и мы поднялись по генеалогическому древу до дедушки ее матери, который во время Первой мировой войны чистил окопы от трупов с помощью штыка в местечке ШеМен де Дам. На следующий год у нее родился великолепный ребенок.

Часто я работаю со «смертельным холодом», ассоциируемым с болезнью Рейно, который исчезает, когда обнаруживают факт чьей-то смерти в предшествующих поко­лениях. Это как бы болезнь Крона, которая часто останавливается, когда обнажается связь с дедушкой – уборщиком окопов.

* УССД – управление по санитарным и социальным делам во Франции.

 

[20] 2 То есть он сотрудничал с немецкими оккупантами Франции во время войны (1940-1945), после перемирия, предложенного Петеном и правительством Виши. По иронии судьбы многие из сотрудничавших были найдены и привлечены к судебной ответственности после освобождения и окончания войны. Вспомним Нюрнбергский процесс (в октябре 1946 г.), когда проходил суд над нацистскими руководителями и были вынесены приговоры за преступления против человечества. Еще в 1990-х гг., пять­десят лет спустя после самих событий (так как по этим преступлениям не имеется сро­ка давности), дела заводятся и передаются в суд. Некоторые семьи сбросили с себя «ноеву мантию» по тем или иным фактам сотрудничества, рассматриваемого как по­зорное «пятно». Во Франции это внесло раскол в семьи, так же как и дело Дрейфуса (между 1894 и 1904-1906 гг.).

 

* N.B. Мы совершенно сознательно не цитируем работы Зонди (Szondi), так как, с одной стороны, я верю не в судьбу, а только в возможность делать выбор и изменять свою жизнь (поэтому я профессор, терапевт, учитель и провожу Исследование действи­ем). А, с другой стороны, в ряде исследований, проведенных в Париже в 1950-1954 гг. с доктором Марселем-Полем Шутценбергером и повторенных в Соединенных Штатах Арди Любеном, мы показали, что Зонди ничто не доказал (cf. 1976 «Contributions d ietude de la communication поп verbale», статьи об Испании и США.).

[21] Vouloir guerir, reed, compl. 1991, С генограммой.

[22] 2 Используя и расширяя терминологию Бузормени-Надя.

 

[23] Этот клинический случай типичен для сотен больных, у которых на семейном уровне я наблюдала повторение несчастных случаев (в связи с автокатастрофой) или тя­желых болезней и смертей по возрастам и даже датам и поражению частей тела в трех – десяти поколениях.

Именно это я называю теперь синдромом годовщины, развивая понятие Жозефины Хилгард о возрасте, датах, критических периодах или «годах уязвимости». Мы будем вновь к этому возвращаться.

 

[24] Мы отметили, что в детстве во время обучения в католическом колледже брат Бернара считался умным и прилежным мальчиком; кроме того, он придавал большое значение Страстям Христовым, его смерти в 33 года и читал книги в подражание Иисусу Христу. Ас Бернаром мы вновь увиделись 10 лет спустя, в 1994 г.: у него все в порядке, он чувствует себя хорошо.

 

[25] 7 Американский психолог'Лоренс'ЛеШактоворит о «потере объекта любви» в жиз­ни больных, о второй потере, которая будит травму и рану основной потери Объекта любви в детстве, которая не была ни проговорена, ни оплакана. Это часто встречается при раковом заболевании и главным образом у сдержанных людей. Cf. You can fight for your life, Vouspouvez lutterpour votre vie, Paris, Laffont.

 

[26] 9 В каждой из семейных пар дочерей нарекут именем другой сестры: Эли и Анна Бернайс дадут своей дочери имя Марта, а Зигмунд Фрейд и его жена Марта дадут своей дочери имя Анна (1895—1982). К ней Фрейд относился с особой любовью. Она станет психоаналитиком, и они будут вместе работать. Отметим, что годом позже, в 1896 г., свояченица Фрейда Минна Бернайс (1865—1941) переезжает в дом четы Фрейдов, где их спальные комнаты будут сообщаться между собой. У супругов Фрейдов прекраща­ются половые отношения. Чуть позже в том же, 1896 г., отец Фрейда Якоб (1815—1896) умирает, и Фрейд приступает к самоанализу. Отметим также, что Фрейд внешне не ка­жется травмированным после смерти своего девятимесячного младшего брата Юлиуса (1857– 1858), которая совпала со смертью его двадцатилетнего дяди Юлиуса – младше­го брата его матери Амалии (однако он удерживает за собой место обожаемого старшего сына). Зигмунд Фрейд и Анна Фревд-Бернайс останутся единственными из братьев и сестер, кто эмигрировал и не был убит во время Второй мировой войны (1942—1943).

 

[27] 10 В «Очерках о психодраме» я рассказала о случае Жизель – психотической особы, помещенной в больницу после попытки убийства своей матери. Мать и дочь вышли за­муж за отца и сына (т. е. носили одну и ту же фамилию), проживая под одним кровом.

 

[28] 9 Platon (427-347), «Mythede Er le Pamphylien», in La Republique, X, 614, Paris, Gallimard, La Pleiade, volume 1,1231-1232,1950, reed. 1989.

Я напоминаю, что я не специалист по Платону и не говорю ни по-немецки, ни по-гречески.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: