Цифровой способ управления дает возможность создать регуляторы, обеспечивающие завершение переходного процесса в контуре регулирования за конечное число периодов дискретности [13]. Несмотря на некоторые недостатки такого рода систем регулирования, связанные с возможностью их реализации только для одного вида управляющего воздействия (ступенчатого, линейного и пр.), они получили определенное распространение.
Введем следующие обозначения: – ДПФ неизменяемой части системы регулирования, – ДПФ последовательного цифрового фильтра – регулятора скорости.
ДПФ разомкнутой системы регулирования , а соответствующая ДПФ замкнутой системы с единичной отрицательной обратной связью
. (5.25)
ДПФ неизменяемой части системы представим в виде
, (5.26)
где Q1(z) – полином, содержащий все левые нули Q(p), Q2(z) – полином, содержащий все правые нули Q (p), r o – порядок астатизма объекта регулирования (неизменяемой части системы).
Для устойчивых объектов регулирования Q 2(z) всегда отсутствует. При последовательной коррекции Q 1(z) должна быть скомпенсирована ДПФ регулятора, кроме того, системе регулирования скорости необходимо придать астатизм порядка ‘r’. С учетом этого ДПФ разомкнутой системы должна быть равна
, (5.27)
где – ДПФ регулятора скорости.
Желаемая ДПФ замкнутой системы, переходной процесс в которой заканчивается за конечное и минимальное время равна [7]:
, (5.28)
где определяет минимальное число периодов дискретности для достижения установившегося состояния.
Для нахождения неизвестных полиномов M 1(z) и N 1(z) воспользуемся равенством знаменателей желаемой и исходной ДПФ разомкнутой системы
. (5.29)
При определении полиномов P (z), Q (z) и неизменяемой части системы для подчиненной системы регулирования учтем, что в ее состав входит замкнутый контур регулирования тока. Структурная схема системы регулирования скорости в дискретной форме представлена на рис. 5.4.
Звено с ДПФ изображает электромеханическую часть электропривода. Эта ДПФ получается в результате z – преобразования передаточной функции электромеханической части ДПТ
. (5.30)
Таким образом, ДПФ неизменяемой части системы регулирования скорости с учетом замкнутого контура тока равна:
, (5.31)
где , , .
Выполним синтез регулятора скорости для астатизма регулятора . Величина , обеспечивает минимальное время переходного процесса. Находим порядок полиномов и : , , . Следовательно, , , а из равенства находим неизвестное а 1, а 0, b 1 и b 0. Для этого приравняем коэффициенты левой и правой частей при различных степенях z:
z3: ,
z2: ,
z1: ,
z0:
откуда , , , , т.е. , .
В результате ДПФ регулятора скорости , а ДПФ разомкнутой системы равна и ДПФ замкнутой системы примет вид .
При необходимости можно рассмотренным выше способом ввести импульсную коррекцию запаздывания на один период дискретности, например, при использовании датчиков скорости с усреднением за период дискретности. Результаты расчетов регулятора скорости и корректирующих фильтров, выполненных в соответствии с рис.5.5, приведены в табл. 5.2.
Анализ переходных процессов в САР скорости показывает, что обеспечение конечной длительности переходных процессов не всегда сопровождается соблюдением его высокого качества, так при перерегулирование может достигать 100%. Снижение перерегулирования достигается введением “коэффициента жесткости” – х [6]. В табл.2 приводятся данные по полиномам и , выбранным с учетом коэффициента жесткости из выражения
. (5.32)
Рассмотрим синтез регулятора скорости и компенсирующего запаздывание корректирующего устройства для системы с ДПФ неизменяемой части системы
где , , а , что необходимо для компенсации запаздывания. Рассмотрим случай, когда , порядки полиномов и равны , , следовательно, ; . Определим .
Из условия найдем а 1, а 0, b 1 и b 0, приравняв коэффициенты при соответствующих степенях z:
z3: ,
z2: ,
z1: ,
z0: ,
находим , , , .
Затем находим , . Таким образом, ДПФ регулятора скорости равна . ДПФ разомкнутой системы
. (5.33)
ДПФ корректирующего фильтра запаздывания
. (5.34)
Рассмотрим случай, когда с целью уменьшения перерегулирования вводится “коэффициент жесткости”. Одновременно с этим введем условие компенсации запаздывания на один такт. Рассмотрим синтез регулятора для и для неизменяемой части системы, когда
, , , и .
Находим коэффициенты полиномов и из условия
, (5.35)
или .
Приравнивая коэффициенты левой и правой частей равенства при одинаковых степенях z
z 3:
z 2:
z 1:
z 0: ,
находим коэффициенты , , ; . Следовательно, полиномы равны , , а ДПФ регулятора скорости . ДПФ корректирующего запаздывание фильтра , а ДПФ замкнутой системы регулирования скорости .
Пример расчета 9. Рассчитаем регулятор скорости и корректирующий запаздывание на один такт фильтр для условий и результатов расчета регулятора тока в примере расчета 5. ДПФ замкнутого контура регулирования тока
ДПФ неизменяемой системы в контуре регулирования скорости
.
С учетом того, что , , с и Ом, находим
.
В общем виде , ,
По табл.2 находим, что для , для компенсированной ДПФ
,
а ДПФ корректирующего фильтра
Рассмотрим случай цифрового регулирования скорости ДПТ, когда в контуре регулирования тока используется релейный широтно-импульсный регулятор, В таком случае контур тока можно считать практически безинерционным с коэффициентом передачи 1/ К ДТ. ПФ неизменяемой части контура скорости согласно приведенной на рис.6 структурной схемы и с учетом запаздывания вычислений алгоритма в микро-ЭВМ равна:
.
С учетом экстраполятора нулевого порядка определим ДПФ неизменяемой части контура скорости с помощью модифицированного z – преобразования
,
где .
Полагая , найдем ДПФ неизменяемой части САР скорости
, (5.36)
где , ,
Выполним синтез регулятора скорости для случая, когда порядок астатизма системы . Порядок полиномов и должен удовлетворять условиям:
, , ,
следовательно, ищем в виде , а из равенства
.
Обозначим , где , , и получаем равенство следующего вида
Раскрывая скобки и приравнивая коэффициенты в левой и правой частях равенства при одинаковых степенях z, составляем систему уравнений
Решая уравнения совместно, находим
, , , .
ДПФ регулятора скорости , а ДПФ замкнутого контура скорости .
Так как в большинстве случаев переходный процесс в cинтезированной системе отличается большим перерегулированием, рассмотрим случай введения ''коэффициента жёсткости'', для этого представим исходное для нахождения M 1(z) и N 1(z) равенство в виде , или
.
Приравнивая коэффициенты при одинаковых степенях z в левой и правой частях равенства, находим .
Решая совместно, получим, b 1 =1
, , .
Пример расчета 10. Используя данные примера 2, рассчитаем регулятор скорости, если в контуре тока применен релейный ШИР. Примем при расчёте .
|
,
где ; .
Следовательно, .
Находим коэффициенты полиномов M 1(z) и N 1(z), входящих в ДПФ регулятора скорости : b 1=1, b 0=0,56, a 1=26,736, a 0=15,6. ДПФ регулятора скорости в этом случае равна , ДПФ замкнутой системы .