Глава 1. Теоретические подходы к изучению связи ценностных ориентаций родителей и самооценки детей подросткового возраста




Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические подходы к изучению связи ценностных ориентаций родителей и самооценки детей подросткового возраста

1.1 Анализ содержания и структуры ценностных ориентаций………………...8

1.2 Общая характеристика самооценки и ее значение в жизни человека ……17

1.3 Особенности самооценки в подростковом возрасте………………………22

1.4 Отношения родитель-ребенок в системе ценностных ориентации родителей…………………………………………………………………………29

Глава 2. Эмпирическое исследование связи ценностных ориентаций родителей и самооценки подростков

2.1 Процедура и методы исследования…………………………………………43

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………………………53

2.3 Рекомендации родителям для повышения самооценки подростка……….69

Заключение………………………………………………………………….........78

Список используемых источников……………………………………………..79

Приложение 1…………………………………………………………………….81

Приложение 2………………………………………………………………….....91

Приложение 3…………………………………………………………………….97


Введение

 

Семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающее не только за социальное воспроизводство, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а следовательно благополучной. Чтобы в семье закладывались прочные детско-родительские отношения. И не секрет что именно родители имеют большое влияние на своих детей.

Современный этап развития общества характеризуется качественно новым состоянием всех сфер общественной жизни. Глубокому переосмыслению в общественном сознании подвергается система ценностей. В связи с этим ориентация на ценности становится актуальной проблемой. В контексте семьи семейные ценности выступают важнейшим фактором мотивации поведения супругов и их детей, и лежат в основе социальных поступков. Содержание и уровень развития семейных и личностных ценностей определяют меру социализации и степени вхождения индивида в систему социальных учреждений и общностей [1].

Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Проблему ценностей рассматривают такие уеные как Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, В.В. Столин, А.В. Ядов. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, Е.К. Киприянова и др.

Влияние родителей на детей, а именно подростков проходит через призму супружеских и родительских отношений, но мы рассмотрим связь ценностных ориентаций родителей и самооценку детей подросткового возраста.

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой [11].

Проблемами формирования самооценки в подростковом возрасте в разные годы занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Э Фромм, Э Эриксон, К.Г. Юнг и др.

Следует отметить, что проблема самооценки является одной из сложнейших в психологии личности. Существует множество теорий самооценки, иногда пересекающихся в своих существенных частях, а иногда противоречащих друг другу. Основная функция самооценки в психической жизни личности заключается в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Следовательно, проблеме самооценке необходимо уделять значительное внимание при изучении особенностей подросткового возраста [28].

Проведенный анализ показал наличие следующего противоречия: в последние годы в научной литературе значительно возрос интерес к проблеме ценностей и ценностных ориентаций (В.И. Кузнецов, Д.А. Леонтьев, B.C. Собкин, Е.О. Смирнова и др.). Эта проблема исследуется в философии, психологии, социологии, педагогике и других научных дисциплинах, что связано со значительными социально-экономическими изменениями в жизни современного общества и потребностью в их ценностном осознании, соответствующем новым реалиям. В то же время большинство исследований детско-родительских отношений ведется вне учета ценностных ориентаций родителей.

Данное противоречие определило тему исследования, актуальность которой вызвана, во-первых, объективной необходимостью учета ценностных ориентаций родителей в системе детско-родительских отношений; во-вторых, отсутствием специальных исследований, раскрывающих особенности влияния ценностных ориентаций родителей на самооценку подростков.

С учетом рассмотренных выше положений проблема исследования заключается в изучении связи ценностных ориентаций родителей и самооценки подростков для осуществления консультативной работы психолога по семейным вопросам. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – самооценка личности.

Предмет исследования - связь ценностных ориентаций родителей и самооценки подростков.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что особенности проявления самооценки у детей подросткового возраста существенно зависят от типа отношения родителей к ребенку в системе детско-родительских отношений.

В соответствии с целями и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблемам ценностей и ценностных ориентаций.

2. Изучить роли и виды ценностных ориентаций в жизни человека.

3. Исследовать основные научные подходы к изучению самооценки и определить ее значение в жизни человека.

4. Исследовать особенности самооценки в подростковом возрасте.

5. Провести эмпирическое исследование связи ценностных ориентаций родителей и самооценки детей подростков.

6. Разработать рекомендации для родителей для повышения самооценки подростка.

Теоретико-методологическую основу исследованиясоставили:теория ценностей (теории поля К. Левина; теория уровнего формирования ценностей К. Гилигана, Л. Кольберг, Ж. Пиаже; теория познавательных ценностей М. Рокича и др.; учения о положительной значимости ценностей В.П. Тугаринова, Л.П. Буевой, А.Г. Здравомыслова, С.Ф. Анисимов, А.В. Кирьякова и др.).

Эмпирическая база исследования. В эмпирическом исследовании принимали участие 40 родителей, возраст которых составил 30-40 лет и 20 подростков, возраст которых составил 13-16 лет, исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №18 г.Пензы.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, тестирование, методы статической обработки данных (критерий Пирсона).

Методики исследования:

1) «Ценностные ориентации» М. Рокич в адап. В. А. Ядова, А.А. Семенова;

2) «Методика измерения самооценки» Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан;

3) «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской (ДРОП);

4) «Опросник родительских отношений» А. Я. Варги, В.В. Столина.

Практическая значимость исследованиязаключается в том, что его результаты могут быть полезны педагогам, психологам и другим специалистам, работающим с подростками и родителями. А также для разработки тренинговых занятий для повышения самооценки, а также для улучшения родительско-детских отношений.


Глава 1. Теоретические подходы к изучению связи ценностных ориентаций родителей и самооценки детей подросткового возраста



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: