Преимущества и не достатки рыночного механизма




Определение понятий: «конкуренция», «монополия», «олигополия». Виды конкуренции. Понятия и признаки совершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Ÿ Экономическая роль конкуренции.

Ÿ Рынки с различной степенью концентрации производства и конкуренции: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

 

Конкуренция (в общем понимании) – это соревнование за право получения большей части определённого вида ограниченного ресурса.

Конкуренция производителей – это соревнование фирм за более выгодные условия производства и продажи товаров или услуг. В разных отраслях экономики число продавцов может быть от одного и до очень большого числа.

В зависимости от числа продавцов на рынке и от того, какие отношения складываются между ними, различают два вида конкуренции – совершенная (чистая) конкуренция и несовершенная. Несовершенная конкуренция представлена следующими типами: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Совершенная конкуренция – рынок, на котором очень много мелких фирм выпускают одинаковую (стандартную, однородную) продукцию и не имеют возможности контролировать цены на неё. На рынке совершенной конкуренции продавец вынужден принимать рыночную цену, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения, он является ценополучателем (price-taker).

Число покупателей на этом рынке тоже очень велико. Никто из участников этого типа рынка не имеет информации больше, чем все остальные. Этот тип рынка – в большей степени теоретическая модель: в реальной жизни почти не существует таких рынков, на которых бы полностью выполнялись такие условия. Примерами могут быть рынки сельскохозяйственных продуктов, рынок рыбы, фондовый рынок (продажа ценных бумаг).

Монополистическая конкуренция – это тип рынка, при котором большое количество небольших фирм производят схожую (но не однородную) продукцию и имеют возможность контролировать цены на неё.

Поднять цену на товар можно, только если ваш товар превосходит товар конкурента. Процесс создания продукции, отличной от аналогов, называется дифференциацией.

Существует несколько способов дифференциации продукции: повышение качества продукции, повышение качества обслуживания покупателей, реклама (с целью проинформировать покупателей об особенностях продукции).

Примерами рынков монополистической конкуренции могут быть небольшие магазины розничной торговли, цветочные киоски, книги, булочные и др. В реальной жизни это самый распространённый вид рыночной конкуренции.

Олигополия – это тип рынка, который принадлежит нескольким очень крупным фирмам.

В условиях олигополии количество фирм достаточно мало, так как существуют достаточно высокие барьеры для входа в отрасль:

Ÿ сумма стартового капитала;

Ÿ необходимость лицензирования деятельности;

Ÿ коммерческая тайна;

Ÿ авторское право.

На рынке олигополии ценовая конкуренция менее эффективна: если фирма снизит цену, то остальные поступят так же, в итоге у всех фирм упадут доходы. Цены на продукцию на рынке олигополии устанавливаются по принципу ценового лидерства: лидер отрасли устанавливает свою цену, остальные ему следуют.

На рынке олигополий конкуренция ведётся вокруг потребительских свойств товаров. В условиях олигополии фирмы тратят огромные средства на рекламу. Практически вся дорогостоящая реклама на телевидении, на радио, на транспорте и т. п. – это реклама олигополий. Рынки услуг мобильной связи – тому яркий пример.

Монополия – это тип рынка, на котором присутствует единственный продавец уникального (не имеющего заменителя) товара. Монополия невыгодна потребителям: монополист не заинтересован в повышении качества своей продукции, он имеет власть устанавливать часто завышенные цены. Чтобы не допустить образования новых монополий, государство проводит антимонопольную политику.

Хотя в некоторых отраслях конкуренция может быть неэффективна: вызвать дополнительные неоправданные затраты. Представьте водоснабжение дома, когда каждая квартира подводит себе трубы от разных поставщиков. Такая конкуренция только увеличит наши затраты.

В этих случаях создаются естественные монополии.

Естественная монополия – ситуация, при которой предприятие может выпускать продукцию с меньшими издержками, чем несколько предприятий.

Другими примерами естественных монополий в российской экономике могут быть железнодорожные перевозки, метрополитен.

Кроме того, монополистом считается изобретатель в отношении своего патента; композитор или художник – тот же монополист в отношении авторского права.

Понятие «монополия» содержит два важных момента: продавец единственный, а товар – уникальный, поэтому, используя рыночную власть, монополист устанавливает цены на свою продукцию, то есть является ценоустановителем (price-maker).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: