Технологии коррекции и развития речи детей в раннем возрасте, имеющих нарушения слуха




С момента обнаружения снижения слуха у ребенка (или даже только подозрении на него) необходимо начинать проводить коррекционную работу. Обучение строится на основе устной речи, при широком использовании письменной речи (написанных печатными буквами табличек-названий, табличек-поручений и т.п.).

Раннее начало работы с детьми, имеющими снижение слуха, позволяет избежать отсутствия или резкого недоразвития речи даже у малышей с тяжелой тугоухостью и глухотой, а, следовательно, и предотвратить те тяжелые последствия для развития всей личности ребенка, которые ему сопутствуют.

Если специальные занятия не начинаются рано, не только глухие, но и слабослышащие дети к двум-трем годам, как правило, остаются немыми; отсутствие у них речи преодолевается с помощью специальных методов педагогического воздействия на протяжении долгих лет коррекционного обучения. Звучание же их речи всегда резко отличается от нормального.

Формирование речи в системе коррекционно-педагогического воздействия на ребенка, имеющего нарушения слуха, является важнейшей и наиболее специфической частью работы.

В первые три года жизни как слышащего малыша, так и неслышащего, речь формируется в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Развитие речи разделяется на два периода: первый - подготовительный, второй - оформление самостоятельной речи. Подготовительный период имеет огромное значение в последующем развитии речи ребенка с нарушенным слухом. В это время закладывается основа, на которой в дальнейшем будет строиться его речь, формируется потребность в устном общении, развиваются голосовые реакции, речедвигательный аппарат, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминании слов.

Каждый этап психофизического развития ребенка характеризуется ведущей формой общения, с учетом которой построены конкретные рекомендации по развитию речи неслышащих детей на первом году жизни (первые 3 месяца, 3-6 мес., 6-12 м.).

Важно подчеркнуть, что своевременно начатая коррекция дефекта позволяет неслышащему ребенку к году начать понимать речь и активно использовать речевые средства общения. Малыш может называть лепетно некоторые предметы и действия, речевое общение со взрослым для него совершенно естественно, именно поэтому он мало чем отличается от слышащих сверстников.

Совсем иную картину мы наблюдаем в том случае, когда коррекционная работа начинается на втором-третьем году жизни. Ребенок не владеет устной речью: не понимает речи, не говорит. В процессе общения он использует отдельные голосовые реакции, как правило, однообразные и монотонные. Это резко отличает его от слышащих детей данного возраста. Вместе с тем ребенок достиг того возраста, когда он может активно включаться в совместные действия со взрослыми, ему уже доступны разнообразные действия с предметами и игрушками. Поэтому подходы к развитию речи ребенка старше года иные, нежели к формированию речи младенца.

Формирование речи неслышащего ребенка второго-третьего года жизни, так же как и младенца, осуществляется в ходе повседневного общения и на специальных занятиях.

Общение с малышом в первую очередь связано с уходом за ним и организации его деятельности: подъем, кормление, одевание, игра и т.д. В этих постоянно повторяющихся ситуациях у ребенка появляется понимание речи. Снижение слуха диктует необходимость использования специальных приемов, способствующих формированию речи в процессе общения (отбор речевых средств, последовательность их предъявления, разные способы их восприятия).

В процессе общения с неслышащим ребенком каждое слово (фраза) повторяется взрослым, как правило, не менее трех раз. При этом многократное произнесение одного и того же слова должно быть мотивационно оправдано для ребенка, а не превращаться в бессмысленное и навязчивое повторение. В связи с этим речь должна быть связана либо с деятельностью ребенка, либо с деятельностью взрослого, так или иначе воздействующего на малыша. Например, во время игры с паровозиком, малыш везет игрушку, взрослый в это время, показывая на паровозик, произносит "У..", то в лицо малышу, то в аппарат (или на ухо).

Ребенка постоянно побуждают к совместному со взрослым проговариванию слов и фраз. Поддерживается всякая попытка малыша повторить за взрослым, самостоятельно назвать предмет. При этом можно попросить ребенка что-то сказать, но нельзя настаивать. Предлагается поступать по-другому: в первоначальный период занятий взрослый все время говорит не только за себя, но и за ребенка, за игрушку и т.д. Постепенно малыш начинает проговаривать слова вместе с ним и самостоятельно.

Помимо организации речевого общения с ребенком ежедневно проводятся и специальные занятия по развитию речи. В ходе занятий в игровой форме малыша знакомят со звукоподражательными названиями игрушек и животных, с лепетными и полными словами, обозначающими наиболее часто встречающиеся предметы, действия и явления, оценки деятельности ребенка, а позже и с фразами.

Большое внимание на третьем году жизни обращается на формирование самостоятельной инициативной речи ребенка. Взрослый создает такие условия, при которых ребенок должен не говорить за мамой (педагогом) слово, фразу, как это было на втором году жизни, а обратится сам с той или иной просьбой, вопросом, сообщением. Малыша целенаправленно учат задавать вопросы.

Эффективным приемом развития речи маленьких детей является рассказывание, к которому можно обращаться уже в 1,5-2 года. Не беда, что малыш еще практически не владеет речью. Взрослый с помощью игрушек, естественных жестов, выразительной мимикой лица инсценирует ту или иную понятную для ребенка ситуацию, случившуюся с малышом или близкую ему по жизненному опыту. При этом основная задача состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка, вызвать эмоциональный отклик, сопереживание героям.

При значительном снижении слуха даже в условиях ранней интенсивной коррекционной работы не удается сформировать полноценного восприятия речи на слухо-зрительной (видя говорящего и слушая его), а тем более на слуховой основе. Для ребенка затруднено, а порой и невозможно, восприятие отдельных звуков и слогов в потоке речи. Вследствие этого он испытывает значительно большие, чем слышащий ребенок, трудности в овладении звуко-слоговым составом слова и грамматическими формами. Усвоение структуры слова и грамматического строя речи - процесс длительный и сложный даже для слышащего ребенка. Но он на основе полноценного слухового восприятия речи окружающих постепенно овладевает этими элементами языка. Но ребенок даже с незначительным снижением слуха нуждается в дополнительной опоре, в качестве которой используется письменная речь. Она дает возможность неслышащему ребенку, вне зависимости от состояния его слуха и произносительных навыков, полноценно воспринимать (чтение) и воспроизводить (письмо печатными буквами - с 3-4 лет) речь.

Именно поэтому необходимо рано - с 1,5 - 2 лет - начинать обучение грамоте. Широкое использование письменной речи позволяет обогатить словарный состав речи ребенка. Умение малыша читать и писать значительно расширяет возможности коррекционной работы.

Основной целью работы по развитию речи неслышащего малыша является формирование ее как средства общения. Для того, чтобы устная речь глухого или слабослышащего ребенка стала средством общения со слышащими, необходимо развивать ее восприятие и воспроизведение (произношение).

Овладение произносительной стороной речи - процесс длительный. Для того, чтобы речь неслышащего ребенка звучала более естественно, очень важно рано и правильно учить малыша говорить. Произносительными навыками неслышащий ребенок, как и слышащий, овладевает прежде всего по подражанию. Как известно, на втором месяце жизни у ребенка появляются первые звуки, произносимые им в состоянии покоя. Это - гуление, явление, характерное как для слышащих, так и для неслышащих детей. Звуки гуления развиваются у ребенка на основе врожденных двигательных координаций, связанных с актами дыхания, сосания, глотания.

На четвертом-пятом месяце жизни ребенок вступает в новый период речевого развития - появляется самоподражание. Произнесение того или иного звука, слога вызывает определенные кинестетические раздражения, которые служат стимулом для повторного произнесения. Постепенно у нормальнослышащего младенца устанавливается связь между работой речевых органов и соответственными слуховыми раздражениями. С этого момента быстро увеличивается разрыв в развитии голосовых реакций слышащего и неслышащего ребенка.

Задача коррекционной работы с детьми первого года жизни - предотвратить отставание в развитии голосовых реакций неслышащего малыша по сравнению со слышащими или максимально его сократить. Это достигается при условии раннего слухопротезирования и проведения упражнений, направленных на поддержание самостоятельных голосовых реакций младенца и вызывание новых звуков и их сочетаний.

Самое главное в этот период - вызвать у малыша положительные эмоции, на фоне которых будут активизироваться его голосовые реакции. Важно, чтобы сам взрослый был очень эмоционален, пользовался разнообразными интонациями, выражал их не только голосом, но и мимикой лица.

В ходе этих упражнений малыш в первую очередь овладевает не звуковой, а ритмико-интонационной стороной речи. Именно первый год жизни является благоприятным для вызывания естественного звучания голоса и различных его модуляций, связанных с разнообразными эмоциями. Этот период является базой для формирования в дальнейшем внятной и естественной речи. Конечно, даже в том случае, если родители проводят все разработанные нами упражнения, неслышащий малыш может и не овладеть всем многообразием предлагаемых ему звуков. Общаясь с родными, он может пользоваться и одним- двумя звуками, но произносить их не однообразно и монотонно, а в разном ритме, с разнообразными интонациями. Это является основным достижением первого года жизни. Следует заметить, что именно формирование ритмико-интонационной стороны речи вызывает наибольшие затруднения при более позднем начале обучения.

Если коррекционная работа проводится с первых месяцев жизни ребенка, то, как правило, у него достаточно успешно на основе только подражания речи взрослого формируется ритмико-интонационная сторона речи. Он овладевает произношением многих звуков. В результате у малыша изначально устная речь становится основным средством его общения. Однако все дети в той или иной мере нуждаются в специальной работе по коррекции произношения.

В иных условиях оказываются неслышащие дети, специальная работа с которыми на первом году жизни не проводилась. У них не реализован период довербального овладения речью (до появления первых слов), т.е. период закладки всех сторон фонетической системы языка: ритмико-интонационной и звуковой. Поэтому эти дети нуждаются в специальных занятиях по развитию всех сторон произношения. Занятия могут начинаться с появления у малыша способности к произвольному подражанию, т.е. в 1,5-2 года. Главной задачей является формирование у ребенка потребности в устном общении.

Произнесением слов малыш овладевает постепенно, он не может сразу сказать правильно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность говорить, и чтобы он произносил слова слитно, с ударением. Для того чтобы качество его произношения постепенно приближалось к нормальному звучанию, взрослый постоянно дает образец правильного звучания слова и побуждает ребенка произнести его более точно. Вначале он хвалит ребенка за любую попытку что-либо сказать, а затем - за наиболее правильный вариант произнесения.

Успешному овладению произношением способствует специальные упражнения. В первую очередь ребенка следует учить подражать. Он еще не умеет осознанно (по требованию взрослого) подражать даже крупным движениям тела, рук, ног, не говоря уже о мелких движениях пальцами и тем более артикуляционных органов. Для формирования этих умений предлагаются специальные упражнения. Взрослый также учит малыша играть с игрушками, подражая различным действиям: кормить куклу, причесывать ее, возить за веревочку машину и т.п. Эти сюжетные действия способствуют развитию как движений ребенка, так и его подражательных возможностей. Но все эти упражнения еще не связаны напрямую с формированием произносительного навыка.

Для того, чтобы движения могли способствовать произнесению того или иного звука, малыш должен уметь одновременно со взрослыми точно воспроизводить темп, характер, динамику движения. Это достигается не сразу. В то же время необходимо как можно скорее вызвать у ребенка какие-либо произвольные голосовые реакции, чтобы малыш сам себя наконец услышал, начал "играть" своим голосом, т.е. чтобы появилось самоподражание. С этой целью можно использовать различные игры, интересные ребенку, например: катать мяч и произносить протяжно а_; бросать его и произносить па!; стучать мячом о пол и произносить па-па-па и т.д.

Постепенно включаются и движения речевой ритмики, т.е. упражнения, в которых произнесение того или иного речевого материала (звука, слога, слова, фразы) сочетается с теми или иными движениями. Характер движений определяется характером произносимого материала.

Появившиеся в ходе специальных упражнений звуки закрепляются на материале произнесения слогов, лепетных и самых простых полных слов и фраз. Успешность в работе над произношением во многом определяется правильностью подбора речевого материала для закрепления тех или иных произносительных навыков. Слова, словосочетания и фразы подбираются исходя из определенных принципов. Они должны быть хорошо знакомы ребенку, быть актуальными для его общения и должны отвечать определенным фонетическими требованиями.

Таким образом, развитие речи и слухового восприятия происходит одновременно, в единстве. Развитие слухового восприятия создает у детей с нарушениями слуха новую полисенсорную основу для коррекции и развития устной речи при единстве слухового, зрительного анализатора и кинестетической связи. Это позволяет ребенку с нарушением слухового анализатора приблизиться к детям с нормальным речевым развитием.

 

Список используемой литературы

1. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни [Текст]: методическое пособие / сост.: Г.А. Таватркиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Полиграф сервис, 2001. – 160 с.

2. Корсунская, Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье [Текст] / Б.Д. Корсунская. – М.: Педагогика, 1970. – 192 с.

3. Корсунская, Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи [Текст] / Б.Д. Корсунская. – М.: Просвещение, 1969. - 295 с.

4. Кузьмичева, Е.П. Развитие речевого слуха у глухих [Текст] / Е.П. Кузьмичева; под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с.

5. Леонгард, Э.И., Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье [Текст] / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова. – М.: Просвещение, 1991. – 319 с.

6. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах [Текст]: инструктивно-методическое письмо / Э.В. Миронова, Т.В. Маркова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М.: Типография Министерства здравоохранения СССР, 1990. – 70 с.

7. Рау, Е.Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи [Текст] / Е.Ф. Рау. – М.: Учпедгиз, 1950. – 140 с.

8. Рау, Ф.Ф. Устная речь глухих [Текст] / Ф.Ф. Рау. – М.: Педагогика, 1973. – 304 с.

9. Салахова, А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка [Текст] / А.Д. Салахова; под ред. В.И. Бельтюкова. – М.: Педагогика, 1973. – 120 с.

10. Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит… [Текст]: кн. для воспитателей и родителей / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. – М.: Просвещение, 1995 – 126 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: