Обучение детей со сложными нарушениями развития в индивидуальном режиме




 

Материалы к выступлению на совещании при директоре

 

Составитель: педагог-психолог Алексеева А.П.

 

ПСКОВ, 2011

Согласно определению, данному Т.А. Басиловой и Н.А. Александровой, с ложное (множественное) нарушение — первичное нарушение двух или более систем организма у одного ребенка с последующим комплексом вто-ричных расстройств. Термин «сложное нарушение развития» не дает предс-тавления о картине конкретных нарушений, он лишь обозначает проблему. Для правильного построения коррекционной работы специалистам необхо-димо выяснить, каким образом и насколько сильно нарушена та или иная функция, по каким причинам и когда возникли эти нарушения[2].

При всем многообразии сложных нарушений развития можно выделить две основные категории детей по сложности адаптации к окружающему ми-ру — это дети с потенциально сохранными возможностями интеллектуаль-ного и личностного развития и дети с выраженным отставанием в умствен-ном развитии (при глубоких поражениях ЦНС)[2].

К биологическим причинам нарушенного развития у ребенка относят

различные заболевания наследственного или приобретенного характера, пос-ледствия травм и интоксикаций организма. Кроме биологических причин, современная медицина и психология серьезно рассматривают ряд неблаго-приятных социально-психологических факторов, которые могут также серь-езно осложнить интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие ре-бенка. Это воспитание ребенка с рождения в неблагоприятных внешних ус-ловиях, плохие уход и эмоциональный контакт с близкими, отсутствие любви и заботы со стороны окружающих взрослых, их равнодушие и даже жестоко-сть (сенсорная и психическая депривация, расстройства привязанности, дли-тельная разлука с матерью и т.д.).

В процессе обучения и воспитания обучающихся школ VIII вида трудно-разрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков межличностного общения в обществе и несформированность потребности в таком общении;

завышенная или заниженная самооценка; негативное восприятие других лю-дей; чрезмерный эгоцентризм и склонность к социальному иждивенчеству[1].

Резюмируя общие и специфические особенности развития социальных и трудовых навыков обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, можно заключить, что в силу тяжести нарушений в их физическом и умст -

венном развитии, формирование этих навыков значительно затруднено, а в некоторых индиви­дуальных случаях может оказаться невозможным[3].

Несмотря на то, что дети со сложными нарушениями развития очень раз-ные, начальные этапы коррекционной работы требуют решения одних и тех же задач и соответственно единых подходов. Важнейшая задача — это нала-

живание общения ребенка и взрослого, активного с обеих сторон и на языке, доступном ребенку.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – основная орга-низационная форма для обсуждения стратегии сопровождения индивидуаль-ного обучения. Целью ПМПк является создание условий для построения ин-дивидуальной образовательной программы обучающихся и программы соп-ровождения обучения посредством комплексной диагностики и составления рекомендаций по организации учебного процесса.

Основными принципами коррекционно-развивающего обучения явля-ются следующие:

- воспитывающая и развивающая направленность обучения;

- научность и доступность обучения;

- систематичность и последовательность обучения;

 

 

- связь обучения с жизнью;

- принцип коррекции в обучении;

- принцип наглядности;

- сознательность и активность учащихся;

- индивидуальный и дифференцированный подход;

- прочность знаний, умений и навыков[2].

В процессе проведения занятий с ребенком, имеющим сложное наруше-ние развития, следует:

1) учитывать конкретное состояние ребенка в данный момент времени и перестраивать в соответствии с этим план занятий;

2) прислушиваться к темпу и ритму действий ребенка и приспосабливать к ним действия взрослого;

3) чередовать периоды активного воздействия на ребенка с паузами, во время которых взрослый может ожидать от ребенка ответа на свои действия;

4) Наблюдать за свободным поведением ребенка в начале занятия и чере-довать собственные интенсивные, стимулирующие действия с наблюдением за свободным поведением ребенка;

5) прекращать занятия при усталости или излишнем возбуждении ребен-ка[2].

К изобразительным наглядным средствам, используемым в процессе обу-чения, предъявляются следующие требования:
♦ четкость, красочность изображений;
♦ реалистичность изображений;
♦ изображения должны соответствовать задачам одного или нескольких занятий[2].

Комплексное сопровождение индивидуального обучения на дому обес-

печивается посредством разработки целой системы, ориентированной на

конкретного обучающегося. Учебный процесс строится путём составления индивидуального учебного расписания для ребёнка, которое обязательно согласовывается с родителями. В нем учитываются периоды активности и работоспособности ребёнка. Индивидуальный учебный прогресс обеспечива-ется постоянной корректировкой индивидуальной образовательной програм-мы и учебного плана каждого обучающегося и мониторингом его учебных успехов и достижений[2].

В работе педагогов школы VIII вида педагог-психолог принимает самое непосредственное участие. Он координирует их действия таким образом, чтобы в учебно-воспитательном процессе прежде всего учитывались индиви-дуальные особенности детей. Психологическое сопровождение работы пе-дагогов школы включает в себя:

*участие в работе школьного ПМПк;

*участие в работе Службы сопровождения школы;

*участие в разработке индивидуальных программ развития и обучения детей;

*выступления на педагогических советах школы по вопросам помощи обу -чающимся в адаптации к условиям школы;

*индивидуальное консультирование педагогов, классных руководителей и воспитателей ГПД по вопросам взаимоотношений с обучающимися;

*разработка рекомендаций для смежных специалистов, работающих с деть-ми, педагогов и родителей по результатам диагностики успешности обуче-ния[1].

Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что в работе с детьми, имеющими сложные нарушения развития, невозможно получить

быстрый результат, т.к. динамика развития детей разворачивается медленно

и прогресс в обучении виден не сразу. Поэтому необходим совместный упорный целенаправленный труд педагогов и психолога школы по обеспечению максимально возможного учета индивидуальных особенностей обучающихся в образовательном процессе.

 

 

Список использованной литературы:

1) Алексеева А.П. Определение успешности социальной адаптации обучаю-щихся с интеллектуальной недостаточностью (в помощь педагогу школы VIII вида).// психологическое сопровождение педагогической деятельности: мате-риалы V областной научно-практической конференции/ науч. ред. и сост. В.М. Иванова. – Псков: ПОИПКРО, 2010. – 98 с.;

2) Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нару-шением развития: Пособие для родителей.// Издательство» Просвещение//

Электронный ресурс. – Режим доступа:

// https://www.prosv.ru/ebooks/Basilova_Kak-pomoch-malichu/index.html/;

3) ШипицынаЛ.М.«Необучаемый» ребенок в семье иобществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: