Талмуд – Предание в иудаизме




Представление о Боге

Несколько слов о Боге, каким он предстает в иудаизме. Если Бог один, то его имя пишется с заглавной буквы, так же и определения – Творец, Абсолют, Провидец. Имя Бога священно. Бог открыл свое имя - Яхве (имя Бога означает «Сущий» - из бытия которого проистекает все) пророку Моисею, но оно не произносится, говорится «Га-Шем» - «Это Имя». В Ветхом завете Библии встречается слово «Адонай», что означает «Господь». Бога Яхве также называют «Саваоф», что переводится как «Господь воинств» (имеются в виду небесные воинства ангелов, архангелов). В иврите, на котором написана священная книга ТаНаХ, контуры знаков вписываются в квадрат, с направлением строки справа налево и сверху вниз. Еврейское письмо лишено слитности – буквы изображаются отдельно. Гласные звуки передаются специальными знаками огласовки (т. е. гласных букв как таковых нет). Известное имя Бога «Иегова» получилось в результате придания имени «Яхве» знаков огласовки для имени «Адонай» (Господь), т.е. это искаженная форма имени «Яхве».

 

ТАНАХ - СВЯЩЕННАЯ КНИГА ИУДАИЗМА

 

Главная священная книга иудаизма – ТаНаХ. Время ее написания – с XII в. до н. э. по III - II вв. до н. э.

Слово «ТаНаХ» («ТНХ») – аббревиатура, оно обозначает три части, из которых составлена эта священная книга: Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Кетубим (Писания). Каждая часть ТаНаХа включает в себя много книг, разнообразных по форме и содержанию: есть исторические тексты, религиозные и юридически-правовые, поэтические (псалмы), мифы, философские тексты (Экклезиаст), художественные повести и даже эротические описания (Песнь Песней Соломона). Иудейский ТаНаХ полностью включен в христианскую Библию и составляет Ветхий Завет. Всего в ТаНаХе 39 книг.

Первая часть – Тора – считается важнейшей. Слово «тора» означает «теория», «учение», написанное с заглавной буквы – знание, исходящее от Бога. Тора также называется Законом, т. к. в ней даны 10 заповедей и судебные законы иудеев. В ней пять книг (приписывается пророку Моисею).

Первая из книг Торы называется «Бытие». В ней описывается история человечества: сотворение мира и человека, первородный грех и изгнание людей из рая. На этом стоит остановиться особо.

Бог – Творец мира, создает человека как венец творения, как свой образ и подобие. Если все живые существа (звери, птицы, рыбы) созданы стихиями по слову Бога, то человек – единственное существо, которое Бог творит сам и вдыхает в него «дыхание жизни». Имя первого человека – Адам. В еврейском языке это слово означает «земля», недаром говорится о сотворении человека из праха земного. Но тут присутствует и другое значение – глагол «адамэ» означает «уподобляю» – человек подобен Богу. Бог не только создает человека в виде пары: Адам – мужчина и женщина – «Ева», что означает «жизнь», но и дает им все, необходимое для жизни. Он поселяет их в божественном саду – Эдеме, где с ними рядом животные, и нет вражды между человеком и всеми созданиями природы. Люди не знают болезней, смерти, забот о поддержании своей жизни. Но Бог устанавливает один запрет – не есть плодов с одного дерева, которое называют древом познания Добра и Зла. В противном случае, «смертью умрете». Но Адам и Ева, поддавшись искушению Дьявола, нарушают запрет Бога, впадают в первородный грех. За это Господь карает их, изгоняя из райского сада и определяя им жизнь на Земле, где Адам будет в трудах добывать свой хлеб, а Ева подчиняться ему и в болезнях рождать детей.

Как надо понимать этот миф? Известно, что мифы – это не сказки, равно как и не реальные истории. Это всегда символические описания, отражающие глубинные основания человеческих отношений или свойств, говорящие нечто важное о сущности человека.

Так в чем же первородный грех? Грех в желании самим обрести божественную власть, не признавать высшего авторитета, причем получить все самым легким способом – вкусив плод. Действительно, человеческой природе это свойственно – стремиться к самостийности, не знать над собой никакого авторитета, действовать только по собственной прихоти. Но без этого свойства человек и не имел бы способности к самостоятельной деятельности, не мог бы творить. Очевидно, что в человечестве должна соблюдаться некая мера между стремлением к самодеятельности и признанием надличностного авторитета, понимаемого как Бог или высшие духовные ценности.

Далее в «Бытии» повествуется об убийстве Каином своего брата Авеля (из зависти), о всемирном потопе, в котором спаслась семья праведного Ноя и все живущее на Земле (растения и животные, «каждой твари по паре»), попытка людей построить Вавилонскую башню, т. е. снова «добраться до Бога», стать вровень с ним. Бог «смешал» языки народов и они перестали понимать друг друга. Их ненужная строительная деятельность прекратилась.

На этом заканчивается история некогда единого человечества. От праотца Авраама, его сына – Исаака и внука Иакова начинается история еврейского народа, которой посвящены дальнейшие книги ТаНаХа. После описания жизни Авраама, его сыновей и внуков, рассказывается история о том, как евреи (12 израильских племен) переселились в Египет, где со временем превратились в рабов, и Бог повелел Моисею (Моше) вывести свой народ из Египта.

Вторая книга – Исход – об исходе евреев из Египта. Сложился Синайский завет (договор) между Богом и еврейским народом: Бог обещает привести их в «землю обетованную[1]» – Палестину, сделать их многочисленным народом, обеспечить хороший урожай и процветание, а те должны исполнять 10 нравственных заповедей (декалог). Эти заповеди были переданы пророку Моисею Богом Яхве на горе Синай. Вспомним эти заповеди. Задание на самостоятельное изучение. Знать, уметь объяснить!

Затем излагаются законы Моисея, по которым совершалось правосудие. Иудейская мораль строилась на законе талиона, принципе «око за око, зуб за зуб», т. е. предполагала справедливое возмездие за содеянное.

Книги «Левит» и «Второзаконие» о религиозных требованиях, законах.

Невиим» – вторая после Торы часть ТаНаХа, переводится как «Пророки». Пророки – это необычные люди, которые считали себя рупором Бога. Они не боялись говорить правду и царям, и народу, обличая их за отступление от веры и за зло. Некоторые из пророков поплатились за это собственной жизнью, почти все были гонимы. В книгах пророков предсказывается приход мессии, спасителя, говорится и о «конце времен» - апокалипсисе. После него наступит царство мессии для избранного народа.

Третья часть ТаНаХа - Кетубим (Писания). Эти книги различны и по форме, и по содержанию, они включают в себя повествования о пророках, описания исторических событий, философские и моралистические рассуждения, а также молитвыи художественную повесть. Назову некоторые из них: Псалтырь, Притчи Соломона, Книгу Иова, Песнь Песней Соломона, книгу Экклезиаста или Проповедника (философские рассуждения) и др.

Талмуд – Предание в иудаизме

Наряду с ТаНаХом большое значение в иудаизме имеет Талмуд (Изучение). Талмуд – это не живое слово Бога, каким считается ТаНаХ, а книга, написанная учеными евреями. Талмуд можно назвать Преданием (Традицией); он является толкованием Торы (Закона), а также руководством для жизни правоверного иудея.

Талмуд разъясняет, как жить в соответствии с Торой, как поступать в конкретной жизненной ситуации. На основе Торы в Талмуде изложены 613 мицвот (повелений, приказаний), в которые входит 365 запретов и 248 предписаний, регламентирующих каждодневную жизнь правоверного иудея. Объем Талмуда – 20 томов. Эта книга совершенно уникальна по содержанию: она включает в себя философские, математические, астрономические, географические, медицинские знания, рассуждения, споры раввинов (когда излагаются разные точки зрения по религиозным и мировоззренческим вопросам это древнееврейская энциклопедия, которую иудеи изучают по сей день.

Коротко можно представить вероучение иудаизма в следующих принципах веры: в существование Бога; в его единство; в его бесплотность; в его бесконечность; в богообщение посредством молитвы; в пророков, как выразителей воли Бога в Божественное провидение и справедливость; в приход Мессии; в воскресение мертвых; в бессмертие души.

 

 

Тема VIII. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ. ХРИСТИАНСТВО

 

1.История возникновения. Сущность христианской веры. Новый Завет. Особенности учения о Боге и человеке. Религиозная практика христианства.

2. Конфессии в христианстве: сходство и отличие православия от католичества. Священное Писание и Предание.

3.История возникновения, догматика протестантизма.

Христианство – одна из величайших мировых монотеистических религий, самая многочисленная из них - христиане есть на всех континентах.

Христианство появляется в I веке, в Палестине, на территории еврейского государства, подвластной Римской Империи. Для христиан во всем мире Иисус Христос – это не просто проповедник, «учитель праведности», но Богочеловек. С Его именем связано название религии, Его личность – главное в христианстве. Имя Иисус - греческий вариант еврейского личного имени Иешуа, означает «Бог-помощь, спасение»; Христос – перевод на греческий язык слова «мессия», «помазанник».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: