Аудит и экспертиза дополнительных общеобразовательных
Общеразвивающих программ
Критериальный ряд №1
«Наличие в дополнительной общеобразовательной программе требуемых структурных элементов»
Программа дополнительного образования | Структурные элементы Программы | Итого | |||||
Титульный лист | Пояснительная записка | Учебный план | Содержание изучаемого курса | Методическое обеспечение | Список литературы | ||
Оценочные баллы:
1 – структурный элемент имеется в полном объеме
0 – структурного элемента нет или он не имеется в полном объеме
Критериальный ряд №2
«Соответствие требованиям к современному содержанию дополнительных общеобразовательных программ»
№ | Название программы………………….. Автор программы……………………… | Оценочные баллы |
Критерии оценки | ||
Соответствие цели программы социальному заказу, общественно-государственным потребностям | ||
Степень комплексности цели программы (обоснованность и целесообразность целеполагания) | ||
Соответствие ожидаемых результатов программы ее цели и задачам | ||
Обоснованность продолжительности программы | ||
Соответствие программы заявленному возрасту детей | ||
Соответствие содержания программы заявленной цели и результату | ||
Вариативность содержания программы, возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории | ||
Интегративность содержания программы, взаимосвязь с другими типами образовательных программ, уровень обеспечения сетевого взаимодействия | ||
Преемственность содержания программы, взаимосвязь с другими типами образования (дошкольным, основным, профессиональным) | ||
Соответствие форм организации деятельности по программе цели и содержанию | ||
Обоснованность и разнообразие используемых в программе педагогических технологий | ||
Возможность построения индивидуального образовательного маршрута в рамках программы | ||
Обоснованность условий реализации программы (материальных, методических, информационных, нормативных и др.) | ||
Обоснованность критериев и технологий отслеживания результатов программы | ||
Значимость программы для ребенка, социума, системы образования | ||
Итоговая оценка: |
Оценочные баллы по выбранным критериям ставятся в соответствии с наличием или отсутствием в дополнительной общеобразовательной программе содержания, ориентированного на достижение этих показателей:
0 – отсутствует
1 – имеется фрагментарно, частично
2 – норма (имеется в достаточном объеме)
3 – выше нормы (имеется в большом объеме)
Наличие в дополнительной общеобразовательной программе содержания,
ориентированного на формирование надпрофессиональных навыков и умений
(Критериальный ряд №3)
Надпрофессиональные навыки и умения | ||||||||||
№ | Программа дополнительного образования | Системное мышление | Межотраслевая коммуникация | Мультиязычность и мультикультурность | Умение управлять проектами и процессами | Программирование IT - решений | Работа с людьми | Работа в условиях неопределенности | Навыки художественного творчества | Итого |
Как же проходит оценка отдельных, конкретных надпрофессиональных навыков и умений? Рассмотрим в качестве примера один из девяти навыков, а именно «Программирование IT – решений». Для оценки по данному направлению (как, впрочем, и для всех остальных) были разработаны «Уровни компетенций». Всего четыре уровня.
Уровни* компетенций
«Программирование IT – решений».
Уровни | |
-N Отсутствует описание путей формирования у учащихся надпрофессиональных навыков и умений | - отсутствие математической подготовки - непонимание функциональных возможностей, областей применения - низкие навыки пользователя ПК (неумение установить ПО) |
®N Есть попытки формулирования прогнозируемого результата | - умение отслеживать тенденции и направления развития области IT - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения - умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их - умение разработать Веб-сайт - наличие хотя бы одного продукта в своей предметной области |
N Норма, представлено описание конкретных форм работы и видов деятельности | - постоянное самостоятельное обучение - умение разрабатывать методы решения нестандартных задач и новые методы решения традиционных задач - понимание операционных систем, наличие опыта использования разных ОС, понимание командной строки - умение разрабатывать мобильные приложения - наличие нескольких продуктов в одной и той же предметной области |
N+ Представлен широкий спектр вариативных форм работы, педагогических решений | - наличие знаний по базам данных, языку SQL, понимать XML, иметь представление о UML - владение, по крайней мере, одним из иностранных языков на уровне социального и профессионального общения, способность применять специальную лексику и профессиональную терминологию языка - способность обучать других - умение проектировать и реализовывать программное обеспечение информационных систем - эксперт в своей предметной области, проектирование и реализация нескольких продуктов/решений в ней, хорошее знание ее сущности и протоколов |
Оценочные баллы:
0 – отсутствует описание путей формирования у учащихся надпрофессиональных навыков и умений
1 – есть попытки формулирования прогнозируемого результата
2 – норма, представлено описание конкретных форм работы и видов деятельности
3 – представлен широкий спектр вариативных форм работы, педагогических решений
*Каждый следующий уровень включает в себя предыдущий, т.е. находящийся на 3-м уровне должен удовлетворять критериям двух предыдущих уровней.
Педагог, методист или эксперт, оценивающие программу, должен определить какой уровень освоение и развития по данному направлению заложен в программе. Если у программы самый низкий уровень – фактически некомпетентность, то это дает основание для доработки программы, ее дополнения.
Представим себя на месте эксперта и проведем анализ развития надпрофессионального навыка «Программирование IT-решений» на примере программы «Школа победителей».
Эта программа социально-педагогической направленности для детей 14-17 лет. Цель программы: формирование осознанного ценностного отношения к боевому прошлому нашей страны через историческое просвещение. Для формирования надпрофессиональных навыков и умений «Программирование IT-решений» в программу внесены следующие элементы:
1. Занятие, рассказывающее о сайтах музеев;
2. Скачивание интерактивных экскурсий, специализированных программ (например, программ для систематизации фондов музея);
3. Самостоятельная работа по анализу работы музеев Пермского края (например проанализировать экскурсии, которые проводятся музеями Пермского края на военно-историческую тематику);
4. Практические занятия по созданию сайта, посвященного одному из Дней воинской славы России;
Какой же уровень компетенции по критериальному ряду «Программирование IT-решений» у данной программы?
Посмотрим на таблицу «Уровни компетенций».
Занятие, рассказывающее о сайтах музеев – решает вопрос о функциональных возможностях, областях применения. Скачивание интерактивных экскурсий, специализированных программ – учит устанавливать и использовать программное обеспечение.
Самостоятельная работа по анализу работы музеев Пермского края – дает возможность научиться обобщению, анализу, восприятию информации, научиться обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их.
Практические занятия по созданию сайта – у учащихся появится возможность самостоятельно разработать веб-сайт.
Соответственно у нас в данной программе – второй уровень компетенции, что соответствует 1 баллу таблицы «Уровни компетенций». И эксперт ставит эту оценку «1» в таблицу «Критериальный ряд №3».
Аналогично педагог, методист или эксперт оценивают оставшиеся критерии. Суммируют баллы и получают итоговую оценку. На основании отдельных баллов или итоговой оценки автор программы делает вывод о необходимости ее доработки.
Использованы материалы МАУДО «Детско-юношеский центр «Рифей», г.Пермь