Технологическая карта дисциплины




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Факультет иностранных языков

Кафедра английской филологии

УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель учебно- Председатель Ученого совета методической комиссии, профессор декан факультета иностранных

В. П. Фурманова языков, доцент Н. В. Буренина

_____________________ ___________________________

протокол № 4 протокол № 7

«28 » августа 20 12 _г. «29 » августа 20 12 _г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

 

Направление 620100 Лингвистика и межкультурная коммуникация

Квалификация Лингвист-преподаватель

 

Специальность 022600 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

 

Индекс цикла по ГОС ОПД.

 

Форма очнаяВсего часов по ГОС 98

обучения Из них:

Аудиторных: 45

Лекционных 30

Практических 15

Семестр 8 Лабораторных

Самостоятельная работа 53

Вид

отчетности экзамен

Составитель рабочей программы к.ф.н., доцент Долбунова Л.А.

 

Рабочая программа утверждена «15» мая 2012 г.

на заседании кафедры протокол № 7

Зав.каф., д.ф.н., доцент _______________________ Свойкин К.Б.

Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе,

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Цель изучения дисциплины

Курс общего языкознания преследует следующие цели:

1) подводит итоги изучения лингвистических дисциплин, начиная с курса «Введение в языкознание»;

2) знакомит студентов с проблематикой современных теоретических направлений в лингвистике и методами исследования языка;

3) расширяет и углубляет общелингвистическую теоретическую подготовку студентов, готовя их к написанию квалификационной работы на степень бакалавра лингвистики, а главным образом, – к самостоятельной профессионально-творческой деятельности после окончания вузовской подготовки.

 

Задачи дисциплины

Курс включает два раздела: теорию языка и методы лингвистических исследований и соответственно данному построению преследует следующие задачи:

1) ввести студентов в основную проблематику теории языка: сущность и природа языка, его устройство, системность языка, функции и формы языка. Рассмотреть такие фундаментальные вопросы, как взаимодействие языка и общества, языка и мышления, языка и истории общества, языка и говорящей личности, а также - вопросы языка в междисциплинарном аспекте, т.е. во взаимоотношении с логикой, психологией, социологией, культурологией и другими науками. Основная задача данного раздела - сформировать у студентов понимание плюралистического подхода к поставленным проблемам, т.к. современный этап развития лингвистики ознаменован не только ее интенсивным и экспансивным движением вперед, но и развитием в рамках нескольких макро- и микропарадигм.

2)вооружить студентов теорией и практикой современных методов исследования языка, которые позволят полнее и глубже понять такой сложный объект как язык. Раздел, несомненно, имеет и практическую ценность, поскольку знание методов лингвистического исследования необходимо при написании квалификационной дипломной работы на степень бакалавра лингвистики.

В виду ограниченного количества часов программа курса построена с учетом большего объема самостоятельной работы студентов.

 

Требования к уровню подготовки студентов

Студенты после изучения данной дисциплины должны

– иметь целостное представление о системе дисциплин, являющихся составными и неотъемлемыми частями лингвистическо-теоретической компетенции студента;

– владеть понятийным аппаратом лингвистики;

– пониматьприроду и сущность языка, знать его строение, формы, функции, основную проблематику изучения языка и речи на современном этапе в рамках полипарадигмального подхода;

– знать, что язык является исторически развивающимся явлением

– знать современные методы лингвистического исследования;

уметь творчески и самостоятельно мыслить, применяя полученные знания при решении лингвистических задач;

ориентироваться в новых направлениях развития лингвистики; постоянно расширяя свой лингвокогнитивный тезаурус с учетом развития науки о языке.

 

Связь с другими науками

Курс «Общее языкознание» является итоговым и фундаментальным в структуре лингвистической подготовки. Для его изучения необходимы знания всех пройденных теоретических дисциплин лингвистического цикла, начиная с «Введение в языкознание» и включая разделы частного языкознания по отдельным языкам (английский, немецкий, французский), такие как романо-германская филология, теоретическая фонетика, лексикология, теоретическая грамматика, стилистика, история языка, а также – специальных курсов по теории языка и речи.

 


Технологическая карта дисциплины

Дисциплина: общее языкознание

Семестр

Раздел Лекции Час Лабораторные занятия Час СРС Час Методическое обеспечение обеспечение
  Введение 1. Объект общего языкознания (ОЯ), его двойственный характер. Предмет ОЯ, его исторический характер. Современная структура знаний о языке.Парадигмы научного знания влингвистике. Принципиальные установки современной российской лингвистики.           Алефиренко Н.Ф. Совре енные проблемы науки о языке; Базылев В.Н. Общее языкознание; Маслов Ю.С. Введение в языкознание; Маслова В.А.Современные на-правления в лингви-стике; Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание: Рождественский Ю.В. Лекции по общему языко- знанию; Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX в.
  Теория языка 1. Сущность языка и речи. Речевое общение: речевая ситуация и ее компоненты. Текст, дискурс, гипертекст.   1. Языковая личность, ее структура. Типология дискурсов.     1. Теория текста и дискурса. Понятие гипертекста. Типология дискурсов. Языковая личность, ее структура.     Алефиренко Н.Ф. Совре менные проблемы науки о языке; Базылев В.Н. Общее языкознание; Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языко-знание: Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию; Маслов Ю.С. Введение в языкознание. См. ниже: Дополнительная литература.
    2. Коммуникативная лингвистика и прагмалингвистика.     2. Эффективность речевой коммуникации. Принципы речевого общения. Классификация речевых актов.   2. Коммуника-тивная лингвистика и прагмалингви-стика, Эффективность речевой коммуникации. Принципы речевого общения. Классификация речевых актов.     Там же. Дополнительная литература
3. Понятия системы и структуры языка. Направления в рамках системного подхода к языку.     3. Синтагматико-парадигматическая модель языка.   3. Э. Бенвенист «Уровни языко-вого анализа».   Там же. Дополнительная литература
4. Лингвосемиотика. Лингвистическая семантика.   4. Лингвосемио-тика. Семантическая структура предложения и текста.   4. Лингвосемио-тика. Виды знаковых систем. Лингвистичес-кая семантика   Там же. Дополнительная литература
5. Взаимосвязь языка и мышления с позиций когнитивной лингвистики.   5. Методы исследования концептов.   5. Взаимосвязь языка и мышления с позиций когнитивной лингвистики.   Там же. Дополнительная литература
6. Предмет и задачи социолингвистики, лингвокультуро-логии и психолингвистики.   6. Ареальная лингвистика. Межкультурная коммуникация. Материал и методы психолингвистических лингвистических исследований.   6. Социолингвис-тика. Ареальная лингвистика. Лингвокульту-рология. Межкультурная коммуникация. Материал и методы психолингвистических лингвистических исследований.   Там же. Дополнительная литература
  Методы лингвистического исследования 1. Методология и современные методы лингвистического исследования   1. Генеалогичес-кая типология языков. Структурная типология. Современные методы лингвистических исследований.   1. Генетическая типология языков. Структурная типология. Современные методы лингвистических исследований.   Там же. Дополнительная литература
  Итого часов              

 


Содержание дисциплины



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: