Художественная концепция детства в отечественной литературе




ВВЕДЕНИЕ

Литература для подрастающего поколения в совокупности составляющих ее произведений исторически представляют собой сложное по нравственно-эстетическим параметрам, значительное по объему единство, опирающееся на прогрессивные традиции устного народного творчества и классической литературы, отечественной и зарубежной.
В детской литературе в первый период ее существования в России преобладали воспитательные и образовательные функции. Будучи педагогически целенаправленной, детская литература не должна рассудочно, назидательно сужать рамки художественного исследования действительности. С таким ограниченным пониманием специфики детской литературы боролись революционные демократы-критики, впоследствии их традиции продолжили М. Горький,

К. Чуковский, С. Маршак и другие.

Цель исследования: раскрыть своеобразие темы детства в творчестве М. Горького.

Задачи исследования:

1) провести анализ научной литературы по теме исследования;

2) рассмотреть художественную концепцию детства в отечественной литературе;

3) исследовать феномен детства в творчестве М. Горького.

Объект исследования: художественное творчество М.Горького.

Предмет исследования: сущность феномена детства как художественной целостности в творческих исканиях М. Горького.

Проблема исследования: интерес к теме детства в русской художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ века.

Теоретическое значение: художественная концепция детства в русской литературе имеет значение одной из узловых проблем современного литературоведения. Универсальные черты и свойства данной концепции сказываются и в произведениях, специально созданных для детей, и в произведениях общей литературы, в которых развивается тема детства и «детского». Эти положения определяют актуальность темы данной работы.

Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования ее положений и выводов в дальнейших исследованиях истории и теории общей и детской русской литературы, типологии художественных концептов.

Художественная концепция детства в отечественной литературе

Под художественной концепцией детства подразумевается система образов-идей о детстве и «детском», складывающаяся под воздействием общественно-исторического и литературно-эстетического контекста в творчестве отдельных писателей на протяжении некоторого исторического периода. Художественная концепция детства есть система, процесс и вместе с тем результат проявления черт и свойств концепта «детство» (как он сложился к началу отдельно взятого периода) в конкретных литературных формах.

По мнению И.С. Кона, «отнесение «открытия детства» к строго определенному историческому периоду вызывает у многих историков сомнения и возражения. Тем не менее все ученые согласны с тем, что новое время, особенно 17 и 18 вв., ознаменовалось появлением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким хронологическим и содержательным резличением детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством автономной, самостоятельной социальной и психологической ценности».

В Средние века внутренний мир ребенка и психоэмоциональная специфика детства еще не были освоены литературой.

В литературе классицизма детские образы еще не занимали сколько-нибудь значительного места, так как классицизм «интересует всеобщее, образцовое в людях, и детство предстает как возрастное уклонение от нормы, так же как сумашествие – психологическое отклонение от нормы.

Исследователи отмечают, что XVII в. ознаменован «зарождением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким различением, хронологически и сознательно, детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством социальной и психологической ценности». В XVII в. тема детства преимущественно поэтическая, но в следующем столетии она отступает из поэтического «центра». В эпоху Просвещения можно отметить появление интереса к детям в литературе, но он носит в основном прозаический, воспитательный характер. Авторы «в своих демократических устремлениях стали писать не только для третьего сословия, выводя литературу за пределы аристократического, избранного круга, но и для детей (низших в возрастной иерархии), видя в них благодатную почву, на которой могут взойти достойные плоды разумности и добронравия». «Детские и юношеские годы занимают все больше места в просветительских автобиографиях и «романах воспитания», изображаясь как период формирования, становления личности героя. Однако детство, отрочество и юность для просветителей – еще не самоценные этапы жизни, а только подготовка к ней, имеющая главным образом служебное значение».

М. Эпштейн и Е. Юкина, описывая образы детства, констатируют, что «только романтизм почувствовал детство не как служебно-подготовительную фазу возрастного развития, но как драгоценный мир в себе, глубина и прелесть которого притягивает взрослых людей. Все отношения между возрастами как бы перевернулись в романтической психологии и эстетике: если раньше детство воспринималось как недостаточная степень развития, то теперь, напротив, взрослость предстала как ущербная пора, утратившая непосредственность и чистоту детства». Об этом же пишет И. С. Кон: «В романтических произведениях фигурирует не реальный, живой ребенок, а отвлеченный символ невинности, близости к природе и чувствительности, недостающих взрослым». У сентементалистов и романтиков детство выглядит безмятежной порой счастья. Но исследователь также отмечает: «Культ идеализированного детства не содержал в себе ни грана интереса к психологии подлинного ребенка…Постулировав существование и самоценность мира детства, романтизм идеализировал его, превратив ребенка в миф, который последующим поколениям предстояло исследовать и тем самым развенчивать».

Коренной переворот, произведенный романтиками, не только определил новые формы литературы для детей, но и ввел тему детства в литературу для взрослых. В русскую литературу тема детства вошла «как признак интенсивного самосознания личности и нации, отдалившихся от своих стихийных, бессознательных истоков — и обернувшихся к ним».

В первой половине XIX века «создавался образ детства с четкими национальными чертами, растворялись признаки сословной принадлежности ребенка». Сформировались каноны образа русского детства — изображение зимы, деревенской жизни и народных забав, чувствительного и доброго ребенка.

Стоит отметить, повесть-сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1828) А. Погорельского, в которой автор показывает самоценность детского возраст, богатство душевного мира ребенка, его самостоятельность в определении добра и зла, направленность творческих способностей. Образ Алеши- главного героя повести - открывает целую галерею образов детей — в автобиографических повестях С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, Н.М. Гарина-Михайловского, в 20 веке — А.Н. Толстого, М. Горького и многих других писателей. «Со времени опубликования «Черной курицы...» одной из ведущих идей русской литературы стала главная мысль А.Погорельского: ребенок легко переходит из мира мечты и наивных фантазий в мир сложных чувств и ответственности за свои дела и поступки».

Во второй половине 19 века детство как лирическая тема, открытая в творчестве Шишкова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, получила окончательное утверждение. «При этом божественные, ангельские черты в образе ребенка сменяются чертами сугубо реалистическими, хотя образ ребенка не утрачивает своей идеальности. Если поэты первой половины века видели в ребенке идеал современной им эпохи, который сходит на нет по мере взросления, то в восприятии их поздних преемников ребенок идеален в смысле его будущих деяний на благо общества».

К концу 19 века в отдельное тематическое направление выделяются рассказы о детях-сиротах, бедняках, маленьких тружениках. Писатели стремятся привлечь внимание к катастрофическому положению детей, погибающих духовно и физически в тисках буржуазно- капиталистического века. Эта тема звучит в произведениях таких писателей, как Мамин-Сибиряк, Чехов, Куприн, Короленко, Серафимович, М. Горький, Л. Андреев. Тема тяжелого детства проникает и в популярные святочные рассказы, либо подчиняясь сентиментальной идее благотворительности, либо опровергая ее (например, рассказ М. Горького «О девочке и мальчике, которые не замерзли» (1894)). Привлекают внимание писателей и психологические проблемы детей, растущих в так называемых «приличных» семьях. Лев Толстой, Чехов, Достоевский, Куприн, Короленко в своих произведениях проводят подробнейший анализ возрастной психологии детей, факторов воспитательного влияния, обстановки, окружающей ребенка.

Эпоху между1892то и1917годамионо принятодоход называтьСеребрянымили веком.

Детствоили вэтотоно периодзаказ становитсяоднойто изили ведущихтемлитературы.РеалистМ.Горькийто идоход неореалистЛ.Андреев«то искалиответдоход назагадкубудущего,то исходято иззаказ социальныхусловийтот детства;онионо показывали,как«заказ свинцовыемерзости»уходящейили воно прошлоежизнизакаляюттот детскийхарактер(оно повесть«Детство»(1913-1914)М.Горького)то илигубяттот детскуютот душудоход недостижимостьюмечтыолучшейжизни(тут рассказы«Ангелочек»(1899),«Петькадоход натот даче»(1899)Л.Андреева)». Темамдоход народногозаказ страданиято идоход нравственногозаказ самоопределениятут ребенкаоно посвящализаказ своионо произведениято итот другиеоно писателитут реалистическогодоход направления:П.В.Засодимский,А.И.Свирский,А.С.Серафимович,А.И.Куприн.

В20-хгодахоно проблематот детей-беспризорников,обозначившаясязаказ сдоход началомПервоймировойили войны,обостриласьтот докрайности.Есениноднимто изоно первыхдоход написалодоход них(заказ стихотворения«Папиросники»(1923)то и«Русьбесприютная»(1924)).

В30-хгодах«оно пестротахудожественныхтенденцийзаказ смениласьединым«заказ социалистическимтут реализмом»-творческимметодом,оно предполагавшим,чтооно писательтот добровольнозаказ следуетто идеологическомуканонуто изображениятот действительности.Раннийзаказ соцреализмто исключалтемутот дореволюционноготот детства».

«Чемболееавторитарнойзаказ становиласьтут русскаякультура,темменьшеоставалосьместаили воно пространствеобразагероятот дляхудожественногооно психологизмато и,какзаказ следствие,тут ребенокто изображалсякакмаленькийили взрослый.Образзаказ сводилсякбезличномузнаку,заказ сюжет—кформетот действия.Ребеноконо подобенили взросломуили воили всем,доход направлениеегожизнизаказ строгооно параллельножизненнойустремленностиили взрослого».

40-50годыСобытияВеликойОтечественнойили войныто ионо послевоенноеили восстановлениезаказ страныопределилиили весьзаказ стройжизнито иили всюкультуруэтогоили времени.Многиеоно поэтызаказ создавалиили взаказ своихзаказ стихахобразытот детей,лишенныхили войнойтот детства,заказ страдающих,оно погибающихотголодато иобстрелов.Этитот детскиеобразы«заказ становилисьзаказ символамизаказ самойжизни,уничтожаемойили войной(доход например,А.Ахматова«ПамятиВали»,1942)». Взаказ стихахто ионо прозеоно позднихили военныхлетчастооно появляетсяобразтут ребенка-мстителя(З.Александрова«Партизан»,1944).Подросток–тружениктылаоно появилсяили вгодыили войныоно преждеили всегоили воно поэзии(С.Михалков,А.Барто)Воно прозетакойобразили впервыебылзаказ созданЛ.Пантелеевым.Участиетот детейили вили восстановлениихозяйства,тут разрушенногоили войной,такжедоход находитотражениеили втворчествемногихоно писателей.«Труд,заказ семьято ишколазаказ становятсяили воно послевоенныйоно периодили ведущимитемами».

Окончательнозаказ сформироваллитературнуютрадицию,или втут руслекоторойтут разрабатываютсяоно представленияотот детях–участниках,герояхто ижертвахглобальныхцивилизационныхоно процессовА.Приставкинили взаказ своейоно повести«Ночевалатучказолотая»(1987).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: