Духовно-нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам учреждений, исполняющих наказания и роль профессиональной этики




 

Деонтология как часть профессиональной этики

Профессиональная этика является неотъемлемой составляющей общей культуры сотрудника УИС.

Следовать профессиональной этике - это, с одной стороны, строго выполнять в своей деятельности предписания международных и российских нормативно-правовых актов, т.е. следовать закону; и, с другой стороны, всегда и во всем придерживаться общечеловеческих норм взаимоотношений между людьми, общепринятых норм нравственности.

В противоположность общественной морали специфика профессиональной морали сотрудников УИС отличается своим деонтологическим характером (от древнегреч. deon - нужное, должное, logos - понятие, учение). Термин «деонтология» еще в XIX в. ввел в научный оборот английский философ и юрист Иеремия Бентам (1748-1832) для обозначения науки о должном, нравственном в целом. Позднее в одном из дореволюционных словарей иностранных слов «деонтология» определялась как наука об обязанностях человека. Следовательно, деонтологический и есть строго обязательный.

В настоящее время деонтология определяется как часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определенной профессиональной сфере; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, они закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (то есть правовыми) санкциями.

Соответственно к сотруднику УИС предъявляется ряд специфических морально-нравственных требований. Частично они содержатся в служебных нормативных документах - таких, как, например, Кодекс чести, и тогда они носят обязательный характер, а частично вырабатываются в процессе накопления служебного опыта, служебных традиций в коллективе сотрудников той или иной службы УИС.

В обобщенном виде морально-нравственные требования к сотруднику УИС можно представить следующим образом:

отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;

глубокое понимание социальной значимости своей роли работника УИС, своей ответственности перед обществом и государством, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности людей;

разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику УИС прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;

безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, исполнительность и инициатива, забота о профессиональной чести, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в экстремальных условиях;

постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, повышение общей культуры, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого по службе отечественного и зарубежного опыта.

Перечисленные требования дают достаточно наглядное представление о тех морально-нравственных качествах, которыми должен обладать сотрудник уголовно-исполнительной системы. Это терпимость, справедливость, гуманность, чувство долга, смелость, мужество, выдержка, честность.

Нравственные принципы

Основу профессиональной деятельности сотрудника пенитенциарной службы составляют нравственные принципы.

Принцип гуманизма - один из центральных и основополагающих принципов пенитенциарной системы. Под гуманизмом (от лат. «человечный») понимается признание человека высшей ценностью. В соответствии со статьей 2 главы I Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их соблюдение признается обязанностью государства.

В чем же состоит гуманизация системы исполнения уголовных наказаний? Прежде всего, это строгое следование законодательным актам, определяющим отношение государства, общества и самого сотрудника пенитенциарной службы к правонарушителям, осужденным (заключенным под стражу); это отказ от неоправданно грубого обращения с лицами, лишенными свободы, недопустимость причинения им ничем не оправданных лишений и страданий, унижения их человеческого достоинства, «обеспечение охраны их законных прав и интересов от любых посягательств, будь то со стороны администрации или со стороны самих осужденных»; это вера в возможность их исправления. В прямой связи с принципом гуманизма находится право осужденных на охрану здоровья, на личную безопасность и обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания.

В Европейских тюремных правилах принцип гуманизма формулируется очень точно: «Благодаря лишению свободы заключение само по себе является наказанием. Поэтому условия тюремного заключения и режим в тюрьме не должны усиливать страдания, неотъемлемо присущие и связанные с этим заключением, за исключением случаев, оправдывающих изоляцию или поддержание дисциплины».

Идея гуманизации уголовно-исполнительной политики нашла отражение в Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС, где в качестве первостепенных выдвигаются следующие задачи:

обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей во всех аспектах проводимой с осужденными воспитательной работы;

воспитание у сотрудников УИС уважительного и доброжелательного отношения к осужденным на основе принципов справедливости, гуманизма и партнерства.

Следовательно, гуманизация процесса исполнения наказаний состоит в уважении личного достоинства осужденного, обеспечении его законных прав и интересов от любых посягательств, будь то со стороны администрации или со стороны самих осужденных.

Остановимся на основном содержании другого основополагающего принципа в деятельности органов, исполняющих наказания, - принципа законности.

Он заключается в требовании неукоснительного соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов всеми сотрудниками пенитенциарной системы. В комментариях к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации подчеркивается: «Содержанием принципа законности является не порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, а соответствие этой деятельности уголовно-исполнительному закону».

Принцип законности в большей степени, чем другие принципы, отражен в нормативных документах, регламентирующих деятельность сотрудника УИС. Тем не менее, нравственные качества сотрудника именно здесь проявляются наиболее зримо.

Сотрудник никогда не должен забывать, что осужденный (заключенный под стражу) по-прежнему остается гражданином общества, хотя и с ограниченным кругом прав и меньшими возможностями в их защите по сравнению со свободными гражданами.

Этическое содержание законности в уголовно-исполнительной системе состоит в следующем: не допускать в своей деятельности случаев невнимательного отношения к осужденным, проявления бездушия к их личным проблемам, отступления от установленных правил общения с ними, беспринципности в оценке собственных поступков и действий подопечных, попустительства при нарушениях закона. Практика показывает, что в тех исправительных учреждениях, где имеются подобного рода факты, у сотрудников и осужденных формируются чувства вседозволенности, беспредела, отрицания общенравственных ценностей. Данные тенденции являются недопустимыми.

Работники уголовно-исполнительной системы, решающие судьбы других, сами должны являться образцом строгого соблюдения законности и требований морали, укрепления правопорядка. Как отмечалось ранее, профессиональная этика сотрудника пенитенциарной системы характеризуется преимущественно деонтологическим, т.е. должным характером. Поэтому несоблюдение сотрудником нравственных норм, основывающихся на принципах гуманизма и законности, подрывает саму сущность деятельности пенитенциарного работника.

Лица, отбывающие наказания в виде лишения свободы, уже претерпевают определенные ограничения и поэтому особо чувствительны к любым действиям, ущемляющим их права и законные интересы.

Именно поэтому произвол и беззаконие, недопустимые нигде, и особенно в уголовно-исполнительных структурах, не просто дискредитируют сотрудников, а провоцируют возможность ответной реакции, которая может привести к злостному неповиновению требованиям администрации, массовым беспорядкам, захвату осужденными заложников. Должностные правонарушения и преступления, совершаемые сотрудниками, подрывают нравственные, правовые и социальные основы государства в целом. Нарушая закон, нельзя требовать уважения к закону от других.

Нарушения законности в повседневной деятельности сотрудников исправительных учреждений выражаются в рукоприкладстве, установлении незаконных связей, злоупотреблении служебным положением, в использовании труда осужденных в личных целях, превышении властных полномочий, в ущемлении прав и интересов осужденных, незаконном применении наручников, хищении собственности ИУ при содействии осужденных, в нарушении порядка трудового использования осужденных, отдыха, оплаты труда и т.д.

Снижение авторитета уголовно-исполнительной системы в первую очередь связано с нарушением законности сотрудниками УИС. Подчеркнем, что по отдельным негативным фактам население начинает судить о работе пенитенциарной службы в целом.

Одним из важнейших принципов не только профессиональной, но и общечеловеческой морали является принцип коллективизма. Что касается правоохранительной служебной среды, то здесь принцип коллективизма однозначно является строго обязательным для успешной организации служебной деятельности, единственно возможным для результативного противостояния криминальному миру. И хотя интересы членов служебного коллектива всегда разнородны, эффективность работы коллектива прямо зависит от целеустремленности и единства его действий, следовательно, прежде всего, от того, насколько интересы коллектива осознаются его членами как приоритетные по сравнению с личными интересами людей, его образующих.

Принцип коллективизма включает в себя несколько частных принципов:

) Единство цели и воли. Единая цель сплачивает людей, организует и направляет их волю. Цели деятельности служебного коллектива определяются как задачами, которые ставит перед коллективом руководство, так и сознанием необходимости требований повседневной службы. И если первый фактор носит в основном внешний, строго императивный характер, то второй фактор в немалой степени определяется нравственно-психологическим климатом коллектива и нравственной воспитанностью его членов.

) Сотрудничество и взаимопомощь. Это одно из главнейших условий принципа коллективизма. В коллективах уголовно-исполнительной системы эта сторона коллективизма проявляется особенно действенно. «Сам погибай, а товарища выручай» - не простой лозунг, но коренной принцип служебного взаимодействия, получивший неоднократное подтверждение на практике. Однако это сочетается с принципиальностью и не имеет ничего общего с круговой порукой, покрывательством недобросовестных работников, лодырей, прогульщиков. В противном случае появляются основания говорить о нравственной деформации коллектива, о его «заболевании» и о необходимости его срочного «лечения».

) Дисциплина. В нравственно зрелом коллективе дисциплина не является тяжелым бременем, но осознанной необходимостью. Именно сознательное исполнение дисциплинарных требований обеспечивает требуемую результативность служебной деятельности, и именно в таком коллективе всякое нарушение дисциплины воспринимается его членами как помеха, как препятствие на пути реализации общих служебных целей и интересов, и именно в таком коллективе воздействие его членов на «воспитание» нарушителя оказывается эффективнее самых жестких дисциплинарных санкций руководства.

Высокое нравственное сознание подразумевает единство личности и Отечества. Это выражается в принципе патриотизма. Патриотизм - это уважение исторического прошлого Родины, гордость своим народом и достижениями родной страны, бережное отношение к народной памяти, национальным и культурным традициям и готовность отстаивать свободу и независимость Родины от посягательств извне.

В деятельности сотрудников УИС этот принцип играет особую роль. Являясь представителем государственной власти, сотрудник должен понимать важность поставленных перед пенитенциарной службой задач и собственную ответственность за их исполнение. Оценка деятельности сотрудника - это оценка уровня правосознания и правовой культуры его родной страны. Для стражей правопорядка понятия «патриотизм» и «служебный долг» всегда были синонимами.

Нравственное значение патриотизма определяется тем, что он является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Но патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека и народ, когда они сопряжены с уважением к народам других стран и не вырождаются в психологию национальной исключительности и недоверия к «чужакам». Этот аспект в патриотическом сознании в современных условиях приобрел особую актуальность.

Как утверждается в Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений УИС Министерства юстиции Российской Федерации, среди основных задач воспитательной работы немаловажная роль отводится государственно-патриотическому воспитанию. Оно проводится с целью формирования и развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина - патриота России и способной успешно выполнять служебные обязанности, в том числе и в чрезвычайных условиях.

Знание основных нравственных принципов составляет основу морального сознания сотрудника учреждений, исполняющих наказания. Но перевод этих знаний в убеждения и безукоризненное следование принципам морали в служебной деятельности зависит от общего уровня культуры сотрудника, его способности к самосовершенствованию, противостоянию негативным влияниям профессиональной среды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: