Научный руководитель: ассистент Косцова С.А. «___» ____________20__ г. |
СТЕРЛИТАМАК – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………...………………………………………………..…..….. | |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОБУЧЕНИЯ ВТОРОКЛАССНИКОВ СЛОЖЕНИЮ И ВЫЧИТАНИЮ……….………………….……….. | |
1.1. Изучение устных и письменнных приемов сложения и вычитания в пределах ста по курсу математики М.И. Моро…………………………….. | |
1.2. Работа над сложением и вычитание в пределах ста в курсе математики М.И. Башмакова…………………………………………………………… | |
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ НАВЫКАМ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ 100……………… | |
2.1. Характеристика ошибок младших школьников в вычислениях………. | |
2.2. Подбор заданий по теме «Сложение и вычитание в пределах ста»…… | |
2.3. Организация, проведение и анализ экспериментальной работы……… | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………….………………… | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………................ | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Формирование у учащихся вычислительных навыков – одна из основных задач обучения математике в начальных классах. Большое внимание этому уделяется в программе по математике для начальных классов, в которой определена задача повышения качества обучения детей математике, и в первую очередь, формирование прочных навыков счета. Осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Во втором классе начальной школы по курсу математики М.И. Моро центральной темой курса является тема «Сложение и вычитание в пределах 100». Главная задача учителя состоит в том, чтобы формировать у детей прочные навыки сложения и вычитания в пределах 100. Формирование вычислительных навыков должно осуществляться на основе сознательного использования приемов вычислений.
К моменту изучения темы «Сложение и вычитание в пределах 100», дети уже знают смысл действия сложения и вычитания, коммутативный закон сложения (перестановка слагаемых), связь чисел при сложении и вычитании, умеют прибавлять и вычитать в случаях, основанных на знании десятичного состава чисел, знают порядок действий.
Как известно, различают устные и письменные приемы вычисления. Основы письменных вычислений составляют устные. От того, в какой мере будут сформированы навыки устных вычислений в пределах 100, зависит качество всей последующей вычислительной работы в пределах 1000 и с многозначными числами.
Во втором классе начальной школы по курсу М.И. Моро изучаются приемы письменного и устного выполнения действий сложения и вычитания. Успешность овладения письменными приемами зависит от знания учениками табличных случаев выполнения действий, учитывающих особенность числового материала. При этом учитель может использовать некоторые приемы, помогающие формированию вычислительных навыков:
– комплексные подготовительные упражнения;
– использование опорных сигналов;
– включение в «устный счет» примеров из жизни;
– игровые ситуации, игры;
– задание на развитие самоконтроля.
Так как в учебнике мало упражнений альтернативного характера, возникает необходимость дополнять содержание уроков специальными упражнениями и приемами, которые бы способствовали развитию мыслительной деятельности учащихся.
Отсюда и вытекает актуальность исследования: возникает проблема выбора эффективных приемов обучения сложению и вычитанию в пределах 100.
Объектом исследования является изучение сложения и вычитания во втором классе.
Предметом исследования является методика изучения темы «Сложение и вычитание в пределах 100».
Исходя из вышеизложенного, цель исследования – разработка методических приемов обучения сложению и вычитанию в пределах 100.
Гипотеза исследования: применение разнообразных методических приемов позволит устранить трудности, возникающие у учащихся при обучении навыкам сложения и вычитания в пределах 100 и более углубленно сформировать умение сложения и вычитания в пределах 100, а также повысить коэффициент усвоения данной темы.
Цель, гипотеза и предмет исследования определяют постановку следующих задач:
– сделать анализ методических подходов М.И. Моро (УМК «Школа России») и М.И. Башмакова (УМК «Планета знаний») к изучению указанной темы;
– разработать методику проведения эксперимента, провести его, сделать анализ полученных результатов;
– разработать рекомендации по совершенствованию изучения младшими школьниками сложения и вычитания в пределах 100.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение литературы по данной теме;
- наблюдение;
- беседа, опрос, анализ результатов работ учащихся;
- экспериментальная работа с учащимися.
Практическая значимость заключается в том, что использование разработанного материала (конспекты уроков, подбор заданий и др.) способствует прочному усвоению приемов сложения и вычитания по данному курсу.
В качестве базы, где проводилась работа по теме исследования, выступила МБОУ «СОШ 1» г.о. г. Стерлитамак Республики Башкортостан 2 А класс и 2 Б класс, обучающиеся по курсу математики М.И. Моро.
В структуру курсовой работы входят: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.