Формы авторизации текста




Итак, автор всегда «присутствует» в своем произведении, сознательно или неосознанно выражает себя в тексте. От того, будет ли он скрыто или открыто проводить свою линию, высказывать свои мнения и оценки, предлагать свои интерпретации фактов или выступать как объективный информатор – от всего этого зависит степень авторизованности текста. Совокупность фрагментов текста, содержанием которых являются авторские отступления, ассоциации, оценки, психологические экскурсы, биографические и исповедальные мотивы называется авторским планом текста. В более широком смысле к авторскому плану относят всё, что связано с образом автора (В.Н. Мещеряков // Педагогическое речеведение, 1998, с.8).

Словесные проявления авторского присутствия в тексте составляют, по выражению Т.В. Шмелевой, авторский узор в ткани текста. Это могут быть следующие элементы:

1) экспликация (открытое проявление) «фигуры» автора. Ср., например, экспликацию фигур авторов книги «Русский язык и культура речи» М.Ю. Сидоровой и В.С. Савельева: «…работая над этим учебником, авторы руководствовались:

- фактором адресата…,

- темой…;

- жанром.

В соответствии с этими установками авторы задумались, например, над следующими проблемами организации текста:

1) Начать ли первую главу сразу с образцов текстов или с цитаты из энциклопедии «Русский язык»?..

2) От каких лингвистических терминов в учебнике для нефилологов следует отказаться?..

В тексте учебника мы решили оставить (Сидорова, Савельев, 2002, с. 72).

2) разнообразные авторские оценки, например:

«...даже специалист-филолог, работая над учебником, должен себя контролироватьследить за правильной стилистической окраской текста, недопускать в него засевшие в сознании канцеляризмы или быстро приходящие на ум разговорные слова и фразы. Вкрапления различных стилей, конечно, присутствуют в тексте…, но важно было найтиправильный баланс между научным, учебным и популярным способом изложения» (там же);

3) средства авторизации информации - указание на авторство, источник информации, с помощью выражений: по-моему, как нам представляется, как считают специалисты, по данным экспериментального исследования, насчитываются, многие уверены, всем известно, с его точки зрения и т.п. Например:

Развитию мышления и воображения необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития этих высших психических функций (Л.Ю. Субботин. Развитие воображения у детей.-М.-1996.-с.7).

4) использование метатекста, или «текста о тексте», по выражению А. Вербицкой. Метатекст направляет читательское понимание самого текста. Например:

Обратимся к развитию мышления и речи. Очень многое заставляет нас думать, что дело обстоит в действительности гораздо сложнее, чем предполагает эта теория. Мы можем прежде всего сказать, что мышление и речь имеют безусловно разные корни и очень часто на ранних ступенях развития могут существовать одна без другой. Нам известно, например, что могут существовать формы интеллектуальной деятельности без всяких речевых проявлений. (Л. Вербицкий, А. Лурия. Этюды по истории поведения).

Метатекст формируют модальные слова, частицы, вводные конструкции, клише: во-первых, во-вторых, значит, далее посмотрим … и т.п., конечно, вероятно, интересно, что… и т.п., итак, так, например, прежде всего, наконец и т.п. Как нам уже известно из первой главы… и т.п.

Авторский узор – в воле автора. Он может сделать его более или менее заметным, «выткать» иначе, убрать совсем (Шевченко, 2003, с.55-57).

Помимо того, в какой степени автор окрасит свой текст субъективностью, он же может решить, выразить ли только свою точку зрения или разные, совпадающие с его собственной или отличающиеся от нее. Текст, в котором присутствуют разные точки зрения, называют многоголосым, полисубъектным, полифоническим. Для этого в авторское повествование вводится чужая речь (прямая речь, диалог, цитация, косвенная речь, пересказанная чужая речь). Чужое мнение вводится различными средствами авторизации информации: все знают, что…, специалисты считают, врачи советуют, по мнению моей мамы и т.п. Иногда явных указаний на разные точки зрения может и не быть, но текст может содержать скрытые цитаты из чужой речи (несобственно-прямую речь): это вкрапления чужого сознания, чужого отношения к миру в авторский текст. Например:

Снаружи, за белым дымком марли, шелестели листья, дрались на кусту презренные воробьи – воры, обидчики. С другой стороны, тоже из-за марли, глядел Никита; глаза у него были большие, двигающиеся, непонятные, очаровывающие. «Пропал, пропал», - думал Желтухин.

(А.Н. Толстой. Желтухин. Из книги «Детство Никиты»).

Напомним, что в художественном тексте способы выражения авторской позиции чрезвычайно сложны и многообразны. Автор может прямо выражать свои взгляды и оценки в тексте – в самостоятельных отрезках, «свободных» предложениях. Автору могут принадлежать характеристики персонажей, их душевного состояния, возможных реакций на какие-либо явления. Вместе с тем авторское отношение к явлениям и предметам действительности чаще всего выражено косвенно: через систему тропов, символов и т.п. В самом авторском «Я» проявляется не только личность автора, в структуре «Я» могут объединяться личность автора и рассказчика, автора и лирического героя. Личность автора, как мы уже говорили, воплощается в бесконечном разнообразии высказываний и текстов и проявляет себя в образе автора, как своеобразном эстетическом отчуждении от конкретной личности человека и писателя.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В пособии изложены основные текстовые понятия и категории, представление о которых необходимо для многостороннего анализа текста: анализа с точки зрения его строения, связи частей, способов изложения информации, темы, основной мысли, авторской оценки отображаемого фрагмента действительности и т.д. Данные сведения помогут студенту-педагогу освоить текст как предмет обучения (то, чему надо учить). Представляется, что знания о предмете не только облегчают восприятие чужих текстов, но и способствуют созданию собственных с учётом правил текстообразования.

Разумеется, наука о тексте развивается и обогащается. Появляются новые, более глубокие знания о тексте, новые методики его анализа. Многие аспекты анализа текста и сейчас остались за рамками нашего пособия. Но мы надеемся, что неизбежные пробелы будут восполнены студентом за счёт сведений, изучаемых в курсах «Современный русский язык», «Стилистика», «Русский язык и культура речи», «Теория коммуникации», «Психология общения», «Культурология» и др. Сегодня общепризнанным представляется понимание того, что естественным и актуальным является формирование на базе достижений лингвистики текста новой интегральной научной дисциплины.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 464 с.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. – 423 с.

3. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. – М.: Черо, 1999. – 123 с.

4. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 280 с.

5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 144 с.

6. Горелов И.Н. Разговор с компьютером: Психолингвистический аспект проблемы. - М.: Наука, 1987. – 256 с.

7. Горелов И.Н., Седых К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. – М.: Лабиринт, 1997. – 224 с.

8. Горшков А.И. Русская стилистика. – М.: АКТ Астрель, 2001. – 367 с.

9. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи у учащихся 3-7 классов // Известия АПН РСФСР – М. – 1956 - №78.

10. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. – М., Русский язык, 1981. – 113 с.

11. Золотова Г.А. Роль ремы в структурной организации и типологии текста // Синтаксис текста. – М.: Наука, 1979.

12. Золотова Г.А. К вопросу о конститутивных единицах текста // Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. – М., Наука. – 1984.

13. Ивин А.А. Логика: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. – 206 с.

14. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 176 с.

15. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Книга для учителя. – М.: Линка-Пресс, 1994. - 196 с.

16. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство ПРИОР, 1999. – 272 с.

17. Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. – 1985 - №1 – с.10-14.

18. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 176 с.

19. Лосева Л.М. Как строится текст. – М.: Просвещение, 1980. – 96 с.

20. Мещеряков В.Н. // Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.- М.: Флинта, Наука, 1998. – 312 с.

21. Москальская О.И. Грамматика текста: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1981. – 183 с.

22. Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова: Книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.

23. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. Курс лекций для студентов нефилологических вузов. – М.: проспект, 2002. – 432 с.

24. Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. – 1997 - №5.

25. Шевченко Н.В. Основы лингвистики текста: Учебное пособие. – М., Приор-издат, 2003. – 160 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: