Раздел 1. Введение в общую психологию




Тема 1. Психология как наука. План характеристики психологической науки (понятие о психологических фактах и явлениях; методы и понятия психологии; теоретические принципы и законы; система задач; направления науки; место в системе наук).

Методологические основы изучения человека (подход Б.Г. Ананьева к изучению человека как биосоциального существа, человек как индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность; анализ отличительных особенностей основных макрохарактеристик человека и связанных с ними понятий).

Общая психология как наука о психике человека. Основные категории психологической науки. Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное». Категория отражения в психологии. Природа психического (специфика психического отражения, структура психики).

Тема 2. Становление предмета психологии. Объект и предмет научного познания. Проблема определения предмета психологии. Различные представления о предмете психологии. Представления о душе в античной философии. Предпосылки образования психологии как науки. Становление экспериментальной психологии и выделение психологии как самостоятельной науки. Особенности понимания предмета психологии в психологии сознания, бихевиоризме, гештальтпсихологии, психоанализе, гуманистической психологии и других направлениях психологической науки. Современное состояние психологической науки и практики.

Развитие представлений о предмете психологии в отечественной науке (в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Г.И. Челпанова, К.Н. Корнилова, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и их последователей). Современные подходы к определению предмета психологии.

Тема 3. Актуальные проблемы психологии. Проблема определения предмета психологии. Гуманитарный и естественнонаучный подходы в психологии. Проблема метода в психологии. Проблема измерения в психологии. Проблема взаимосвязи науки и практики в психологии. Психофизическая проблема. Психохимическая проблема. Психофизиологическая проблема. Психосоматическая проблема. Психосоциальная проблема.

Тема 4. Проблема развития психики в филогенезе. Психика и организм. Психика как свойство мозга. Механизмы проявления психики на уровне живой материи в ходе эволюции. Психическое отражение у животных. Проблема сознания у животных. Развитие чувствительности в животном мире. Формы поведения животных. Инстинктивное поведение и научение у животных. Интеллектуальное поведение у приматов. Стадии и уровни развития психики и поведения животных по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри. Качественные особенности психики человека. Проблема соотношения психики человека и животных по параметрам: поведение – деятельность, психика – сознание, организм-личность. Возникновение и развитие сознания и деятельности человека. Социальная детерминация психического развития человека. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского.

Тема 5. Развитие психики в онтогенезе. Теории развития человека: бихевиоризм, когнитивная, психоаналитическая, гуманистическая теории. Особенности зарубежных и отечественных представлений о наследственных и социальных факторах развития психики. Закономерности развития психики, соотношение процессов созрева­ния и развития в онтогенезе человека. Основные закономерности психического развития по Л.С. Выготскому (цикличность, неравномерность, метаморфозы развития, сочетание процессов эволюции и инволюции). Понятие о кризисах развития. Сенситивные периоды психического развития. Понятие о новообразованиях, социальной ситуации развития, ведущей деятельности. Проблема периодизации развития. Зарубежные и отечественные периодизации развития психики человека. Психологическая характеристика развития в младшем, школьном, подростковом, юношеском, зрелом и пожилом возрастах. Учет возрастной специфики в прикладной психологии.

Тема 6. Методология психологического исследования. Понятие о методологии и методе научного исследования. Принципы психологического исследования. Связь методов психологии с методами других наук. Проблема субъективного и объективного метода в психологии.

Психологическое исследование: этапы, программа, проблема, гипотеза, цели, задачи. Соотношение понятий метода и методики в психологии. Классификации методов психологии. Специфика выбора и применения различных методов. Современное представление о теоретических и эмпирических методах в психологии.

Методы организации исследования. Методы сбора эмпирических данных. Методы обработки результатов. Интерпретация результатов психологического исследования. Методы психологической коррекции. Методы психологического воздействия.

Тема 7. Наблюдение и самонаблюдение. Наблюдение как метод психологического исследования. Значение метода наблюдения в развитии психологической науки. Характеристика наблюдения: проблема соотношения внешнего и внутреннего в психике человека; цель, объект, предмет и ситуация наблюдения. Проблема классификации видов наблюдения. Методики формализованного наблюдения. Неформализованное наблюдение. Описание, регистрация и анализ данных наблюдения. Типичные ошибки в психологическом наблюдении.

Самонаблюдение и интроспекция. Стратегии определения метода интроспекции в психологии (по Н.А. Шиленковой). Метод интроспекции в основных направлениях зарубежной психологии. Классификация видов интроспекции.

Тема 8. Эксперимент. Экспериментальный метод и нормативы научного исследования в психологии. Организация и проведение экспериментального исследования. Экспериментальные переменные и гипотезы. Виды эксперимента. Причины искажения экспериментальных данных. Сравнительный анализ методов наблюдения и эксперимента.

Тема 9. Психодиагностические методы. Предмет психодиагностики. Проблема классификации психодиагностических методов. Психофизиологические и нейропсихологические методы. Опрос. Биографический метод. Метод тестирования. Личностные вопросники. Тесты достижений (интеллект, креативность, способности). Проективные методы. Психометрические измерения (валидность, надежность, дискриминативность).

Тема 10. Эмпирические методы современной психологии. Проблема классификации эмпирических методов. Метод наблюдения. Метод опроса. Требования к составлению интервью, анкеты. Процедура проведения методов опроса. Процедура обработки результатов опроса. Тестирование. Понятие о психологическом измерении. Метод свободного самоописания. Проективные методы.

Тема 11. Направления и школы психологии. Структурализм и функционализм. Метод интроспекции в структурализме. Бихевиоризм. Эксперимент в бихевиоризме. Поведенческая психотерапия. Психоанализ. Методы исследования бессознательного. Психоаналитическая психотерапия. Аналитическая психология К.Г. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера. Проективная диагностика в психоанализе. Гештальтпсихология. Метод наблюдения в гештальтпсихологии. Гештальттерапия. Гуманистическая психология. Качественные методы исследования личности. Когнитивная психология. Нейропсихологические методы исследования когнитивных процессов (ЭЭГ, ПЭТ, ФМР). Эксперимент в когнитивной психологии. Тестирование в когнитивной психологии.

Тема 12. Психика и деятельность. Деятельность как способ существования психического. Принцип единства сознания и деятельности. Особенности изучения психических явлений с позиций деятельностного подхода. Психологическая структура деятельности. Механизмы регуляции действий и операций. Специфика человеческой деятельности и ее атрибуты. Индивидуальный стиль деятельности. Анализ деятельности в прикладной инженерной психологии.

Тема 13. Сознание. Проблема сознания в психологии. Различия в представлениях о сознании в интроспективной и отечественной психологии. Индивидуальное и общественное сознание. Феномен обыденного сознания. Структура и функции сознания. Эмпирические характеристики сознания.

Тема 14. Бессознательное. Понятие о бессознательном. Представления о бессознательном в философии и психологии. Статус проблемы бессознательного в психологии. Соотношение осознаваемого и неосознаваемого в психике человека. Классификация видов неосознаваемых процессов.

Тема 15. Общая характеристика познавательных процессов. Психические процессы, свойства и состояния. Специфика познавательных процессов в соотношении с эмоциональными и волевыми. Модели организации познавательных процессов Л.М. Веккера, Б.Ф. Ломова. Общие вопросы исследования сенсорно-перцептивных процессов. Основные подходы к изучению памяти. Основные направления исследований мышления. Проблема развития познавательных процессов в филогенезе и онтогенезе. Образ и понятие как основные формы психического отражения.

 

 

Рекомендуемый список литературы

 

Акимова М.К. Психодиагностика в России через 5 лет: интервью-прогноз/ М.К. Акимова, Т.Ю. Базаров, А.Б. Балунов, Н.А. Батурин, Л.Ф. Бурлачук, А.Н. Гусев, Т.Н. Корнилова, К.В. Осетров, М.В. Розин, Л.Н. Собчик, А.Г. Шмелев // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2008. Т. 5, № 4. С. 44–85.

Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания/ В.М. Аллахвердов. СПб., 2005.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания/ Б.Г. Ананьев. СПб., 2001.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1990. Т.1. С.16-55.

Асмолов А.Г. Деятельность и установка/А.Г. Асмолов. М., 1979.

Аткинсон Р.Л. Введение в психологию [Электронный ресурс]/Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Д. Беем, С. Нолен-Хоэксема.- Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.koob.ru

Бассин Ф.В. Проблема «бессознательного» (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности)/ Ф.В. Бассин. М., 1968.

Бергфельд А.Ю. Метод свободного самоотчета как способ изучения внутреннего мира человека/ А.Ю. Бергфельд, Н.А. Шиленкова // Психология в меняющемся мире: тезисы. Челябинск, 2001.

Богомолова Н.К. Контент-анализ/ Н.К. Богомолова, Т.Г. Стефаненко. М., 1992.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Л.И. Божович. М.: МПСИ, 1995.

Болотова А. К. Развитие самосознания личности: временной аспект/ А.К. Болотова// Вопросы психологии. 2006. № 2. С 116.

Брушлинский А.В. О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека/ А.В. Брушлинский // Проблемы генетической психофизиологии: сб. статей. М., 1978. С. 11-21.

Бурлакова Н.С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка/ Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич. М., 2001.

Бутенко И.А. Анкетный опросник как общение социолога с респондентами/ И.А. Бутенко. М., 1989.

Вундт В. Задача психологии [Электронный ресурс]/В.Вундт.- Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.psychology.ru/library/00066.shtml

Выготский Л.С. Психология/Л.С. Выготский. М., 2000.

Гальперин П.Я. Введение в психологию/ П.Я. Гальперин. М., 1999.

Гербер Е.И. О природе психики. 17 уроков по психологии/Е.И. Гербер. М.: Школьная пресса. 2002.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию/ Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 2000.

Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения [Электронный ресурс]/Ю.Б. Гиппенрейтер.- Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.psychology.ru/library/00017.shtml

Гиппенрейтер Ю.Б. Неосознаваемые процессы [Электронный ресурс]/Ю.Б. Гиппентрейтер- Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.psychology.ru/library/00018.shtml

Гиппенрейтер Ю.Б. Общее представление о психологии как науке// Введение в общую психологию. М., 1996. С.9-22.

Декарт Р. Рассуждения о методе [Электронный ресурс]/Р. Декарт- Электрон. дан. – Режим доступа: https://library.philos.msu.ru/

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология/ В.Н. Дружинин. СПб., 2000.

Еремеев Б.А. Основные понятия психологии (из опыта профессиональной рефлексии)/ Б.А. Еремеев// Методология и история психологии. 2006. Т.1. Вып.1. С.41-55.

Ждан А.Н. История психологии/ А.Н. Ждан. М., 1990.

Ждан А.Н. Развитие взглядов на предмет психологии/ А.Н. Ждан //Методология и история психологии. 2006. Т.1. Вып.1. С.8-23.

Журавлев А.Л. Социально-психологический анализ исполнительской деятельности/А.Л. Журавлев // Психологический журнал, 2007. Т. 28, № 1. С. 6–16.

История зарубежной психологии: тексты. М., 1986.

Келер В. Некоторые задачи гештальпсихологии [Электронный ресурс]/В. Келер- Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.flogiston.ru/arch/keler.shtml

Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности [Электронный ресурс]/Е.А. Климов- Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.psychology.ru/library/Eugeny_Klimov/01.stm

Козубовский В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность/В.М. Козубовский. М.: Амалфея, 2003.

Коптева Н.В. Карта возрастов/ Н.В. Коптева. Пермь, 1996.

Корнилова Т.В. Методологические основы психологии/ Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. СПб., 2006.

Корнилова Т.В. Экспериментальный метод как путь к причинному объяснению в психологии/Т.В. Корнилова // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2006. Т. 3, № 2. С. 3–22.

Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг. СПб., 2000.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология/И.Ю. Кулагина. М., 1997.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс]/А.Н. Леонтьев- Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность// Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983. Т. 2 С.94-231.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии/ А.Н. Леонтьев. М., 2005.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/А.Н. Леонтьев. М., 1972.

Ломов Б.Ф. Система наук о человеке// Системность в психологии. М., Воронеж, 1996. С.48-64.

Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию/ А.Р. Лурия. М., 1975.

Мазилов В.А. О предмете психологии/ В.А. Мазилов // Методология и история психологии.2006.Т.1. Вып.1. С.55 - 73.

Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века/ В.А. Мазилов// Психологический журнал. 2006. № 1. С. 23-35.

Мазилов В.А. Методология психологической науки: проблемы и перспективы/В.А. Мазилов // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т. 4, № 2. С. 3–21.

Маклаков А.Г. Общая психология/ А.Г. Маклаков. СПб., 2000.

Моргун В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии/ В.Ф. Моргун, Н.Ю.Ткачева. М., 1981.

Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии/ Э. Ноэль. М., 1978.

Общая психология: учебник / под ред. А.В. Карпова. М., 2002.

Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии/А.В. Петровский. М., 1984.

Психологическая диагностика /под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 1997.

Психология личности: хрестоматия: в 2 т.Самара, 2000.

Рабочая книга социолога. М., 1983.

Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности/ Л.А. Регуш. СПб., 2001.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. СПб.,2000.

Северцов А.Н. Эволюция и психика (фрагмент) [Электронный ресурс]/А.Н. Северцов. Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.psychology.ru/library/00053.shtml

Северцов А.Н. Эволюция и психика // Собр. соч.: в 3 т. Т. 3. М., 1945.

Селиванова Л.А. Исследование различительной хемочувствительности рыб/ Л.А. Селиванова Л.А., И.Г. Скотникова // Психологический журнал, 2007. Т. 28, № 2. С. 95–105.

Сенющенков С.П. О понятии «внутренняя деятельность» в теории А.Н. Леонтьева/ С.П. Сенющенков// Методология и история психологии. 2007. Т.2. Вып. 4. С. 179-193.

Слободская Е.Р. Краткая форма личностного вопросника Айзенка (ЛОА-К) и ее использование для оценки риска употребления психоактивных веществ/ Е.Р. Слободская, Г.Г. Князев, М.В. Сафронова// Психологический журнал, 2006. Т. 27. № 3. С. 94–105.

Сознание и бессознательное / Психология сознания: хрестоматия. СПб., 2001.

Талызина Н.Ф. Сущность деятельностного подхода в психологии/ Н.Ф. Талызина// Методология и история психологии.2007.Т.2. Вып.4. С. 157-163.

Тихомиров О.К. Психология/ О.К. Тихомиров. М., 2006.

Толмен Э. Бихевиоризм и необихевиоризм [Электронный ресурс]/Э. Толмен - Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.flogiston.ru/arch/tolmen.shtml

Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М., 1999.

Улановский А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии/А.М. Улановский // Вопросы психологии, 2006. № 3. С. 27–37.

Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста [Электронный ресурс]/Дж. Уотсон- Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.psychology.ru/library/00064.shtml

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии/К.Э. Фабри. М., 2000.

Фрейд З. Введение в психоанализ (лекции 1-15) [Электронный ресурс]/З.Фрейд- Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.lib.ru/PSIHO/FREUD/lekcii.txt

Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе [Электронный ресурс]/З. Фрейд- Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.flogiston.ru/arch/freid_bessozn.shtml

Фрейд З. О сновидении [Электронный ресурс]/З. Фрейд- Электрон. дан. Режим доступа: https://www.lib.ru/PSIHO/FREUD/snowideniya.txt

Фрейд З. Сознание и бессознательное/З. Фрейд //Психология бессознательного. М., 1989.

Хегенхан Б.Р. Теории научения/Б. Р. Хегенхан, М.Х. Олсон. СПб.: Питер, 2006. 480 с.

Холодная М.А. Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант/М.А. Холодная // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2004. Т. 1, № 2. С. 66-75.

Хотинец В.Ю. Четыре метода анализа документов в социально-психологических исследованиях/В.Ю. Хотинец. Ижевск. 2001.

Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.

Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

Хьелл Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение/ Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб., 1997.

Чуприкова Н.И. Методы и методология психологической науки/ Н.И. Чуприкова// Методология и история психологии. 2007. Т.2. Вып.1.С. 51-61.

Чуприкова Н.И. Психофизиологическая проблема и разработка теории мозговой организации высших психических процессов человека в трудах Е.И. Бойко и его школы / Н.И. Чуприкова// Вопросы психологии, 2005. № 2. С. 68–84.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека/В.Д. Шадриков. М., 1996.

Штерн А.С. Введение в психологию/А.С. Штерн. М., 2003.

Шульц Д.П. История современной психологии/ Д.П. Шульц, С.Э. Шульц. СПб., 1998.

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Д.Б. Эльконин. М.: МПСИ, 1997.

Юнг К.Г. Приближаясь к бессознательному/К.Г. Юнг // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С.351-436.

Юревич А. В. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии, или Раскачанный маятник/ А.В. Юревич//Вопросы психологии.2005. № 2. С. 147.

Юревич А. В. Интеграция психологии: утопия или реальность?/А.В. Юревич//Вопросы психологии.2005. № 3. С. 16.

Юревич А.В. Психология в современном обществе/А.В. Юревич//Психологический журнал.2008. № 6.

Юревич А.В. Типология психологических фактов/А.В. Юревич // Вопросы психологии, 2006. № 5. С. 3–13.

Яновский М.И. Место методы самонаблюдения (интроспекции) в психологии/М.И. Яновский// Вопросы психологии, 2001. № 1. С. 91–96.

Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии/ М.Г. Ярошевский. М., 1995.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: