Мелкобуржуазная критика капитализма. С. Сисмонди, П.Ж. Прудон.




Политэкономика Дж.Ст.Милля

Джон Стюарт Милль (1806 - 1873) - английский экономист, философ. Его отец был экономистом - последователем, комментатором и близ­ким другом Д. Рикардо, взгляды которого отразились на дальнейшем творчестве Дж. С. Милля.

Дж. Милль ввел понятие о “ провалах рынка - неэффективности рыночного механизма в таких сферах, как, например, образование. При этом Дж. Милль, как либерал, был против общедоступного государственного образования, считая, что правительство тогда сможет “лепить мнения и чувства людей, начиная с юного возраста, и далее делать с ними все, чего ни пожелает”. Но он выступал за дотации детям из бедных семей для получения хотя бы начального образования дома или в частных школах.

В своих “Принципах политической экономии” (1848) Милль резюмировал классическую теорию ценности:

1) Вещи имеют временную (рыночную) и постоянную (естественную) ценность, вторая является центром, вокруг которого колеблется первая;
2) Рыночная ценность определяется спросом и предложением;
3) Естественная ценность вещей по-разному определяется для свободно воспроизводимых (величина издержек производства товара и его доставки на рынок) и невоспроизводимых, уникальных (редких);
4) Издержки производства состоят из зарплаты и прибыли на вложенный капитал и в конечном счете определяются количеством затраченного труда.

Дж. Милль заявил, что “в законах ценности нет ничего, что осталось бы выяснить современному или любому будущему автору; теория этого предмета является завершенной”.

Главный труд - "Основы политической экономии" (1848 г.).

1. Основные положения методологии исследования Дж. С. Милля схожи с классической школой. Специфика взглядов Дж. С. Милля проявилась в следующем:

- Ученый отделил законы производства от законов распределения. Первые из них постоянны, а последние зависят от законов и обычаев общества;

- Попытался добавить к изученным законам неизменного общества дина­мику политической экономии.

2. Богатство в представлении Дж. С. Милля - это совокупность благ, обла­дающих меновой стоимостью.
Цена является денежным выражением стоимости. К факторам, образу­ющим цену, Дж. С. Милль относил конкуренцию, мотивируя это тем, что покупатель стремится купить дешевле, а продавец - продать дороже.

3. Капитал, с точки зрения Милля, - запас продуктов труда, возникаю­щий в результате сбережений благодаря постоянному воспроизводству.
Прибыль является средством производительной силы труда. Если прибыль недостаточ­на, то капитал изымают из производства до того периода, когда при­быль возрастет. При процветании производства необходимо привлече­ние дополнительного капитала.

4. Теория денег Дж. С. Милля исходит из количественной теории денег. Ее суть в следующем: увеличение количества денег при образовании запа­сов или увеличении совокупного дохода не приведет к росту цен.
Кредит не увеличивает производительные ресурсы страны, но благода­ря ему они более полноценно используются в производительной дея­тельности. Источник кредита - капитал (денежный), не используемый в настоящее время в производственных целях. Депозитные банки, по Дж. С. Миллю, служат инструментом для выдачи кредита под процент.
Причину торгового кризиса Дж. С. Милль видел в сокращении кредита, а средство его преодоления - в увеличении предложения и восстановле­нии доверия между участниками процесса кредитования. Также он ут­верждал, что кризис всегда сопровождался избытком товаров над дс нежным спросом.

Дж. С. Милль разделил рынки на статичные и спекулятивные.

5. В своих воззрениях на производительный труд в целом Дж. С. Милль солидарен с А. Смитом. Новизна состоит в том, что Дж. С. Милль к богат­ству, создаваемому производительным трудом, относил еще и труд по повышению квалификации, и т. д.

6. Взгляды Дж. С. Милля на заработную плату сводятся к следующему: со­вокупный спрос на труд неэластичен, поэтому следует признать "тео­рию рабочего фонда", по которой общество располагает стабильным фондом жизненных средств, запасы которых и используют капиталис­ты для содержания рабочих. Эта теория при проверке временем была признана несостоятельной.

7. Идеал общественного устройства Дж. С. Милль видел в достижении людьми полной независимости без ограничений, кроме запрета на причинение вреда другим людям; экономический прогресс связывал с научно-тех­ническим прогрессом, ростом безопасности личности.

Мелкобуржуазная критика капитализма. С. Сисмонди, П.Ж. Прудон.

- В капиталистическом обществе, кроме основных классов - буржуазии и пролетариата, существует мелкая буржуазия, которая имеет свою политическуюэкономию.
- Ее родоначальниками были швейцарский экономист Жан Шарль Леонард Симонд де Сисмонди (1773-1842) и французский экономист Пьер Жозеф Прудон (1809-1865).

- Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (1773-1842гг.) выступает как сторонник возврата к патриархальным отношениям в экономике. Он обратил внимание не столько на абсолютное увеличение богатства, сколько на его относительный рост, соотнесенный с динамикой населения, размерами его потребления. Такой подход позволил обратить внимание на проблему экономических кризисов. Капиталистическое производство в виде свободной конкуренции несет гибельные последствия. Это приводит к кризисам, т.к. низкая зарплата ограничивает покупательную способность рабочих, а прибыль капиталистов не вся идет на потребление, сокращая внутренний рынок. Часть сберегается и превращается в инвестиции, способствуя дальнейшему расширению производства и углублению кризисов. Он выступает против конкуренции, выступает против классической экономической теории, как не отвечающей идеалам свободы и счастья. С. Сисмонди предлагал реформировать капитализм путем введения социального обеспечения за счет предпринимателей, ограничения рабочего дня, установления минимума зарплаты. Спасение капитализма он видел в недопущении концентрации богатства в руках немногих.

 

- На позициях мелкобуржуазной критики капитализма находился Пьер Жозеф Прудон (1809-1865 гг.), которого считают одним из родоначальников анархизма и реформизма. Он отвергает объективный характер экономических законов и категорий. Они рассматриваются с позиций субъективизма, как продукт чистого разума.

Первая работа Прудона "Что такое собственность" (1840г.) сделала его известным, т.к. он заявил, что "собственность - это кража". В дальнейших работах он продолжил критику капитализма. В главной своей работе "Система экономических противоречий, или Философия нищеты "(1846г.) он попытается диалектически изложить категории экономической теории. Они трактовались как самопроизвольные мысли. Каждая категория имеет хорошее и плохое. Так, разделение труда, с одной стороны, способствует росту богатства, что хорошо, но, с другой - ведет к росту бедности, безработицы. Частная собственность, с одной стороны, обеспечивает независимость, свободу, с другой - нарушает равенство. Поэтому необходимо устранить крупную частную собственность и улучшить капиталистическое товарное производство.

15. Экономические воззрения Т.Мальтуса. «Опыт закона о народонаселении».

1. Томас Роберт Мальтус (1766 - 1834) - видный представитель экономи­ческой мысли начала XIX в. в Англии. Родился Т. Мальтус в семье помещи­ка. Он закончил Джезус-колледж Кембриджского университета, получив ученую богословскую степень, а с 1793 года начал предпринимательскую деятельность.

В 1798 году Т. Мальтус опубликовал книгу "Опыт о законе народонаселе­ния". Затем в течение ряда лет эта книга дополнялась автором и издава­лась еще не раз. Основной идеей книги явилась теория народонаселения.

2.Основные положения теории народонаселения состоят в следующем:

- Способность человека к воспроизводству по темпам прироста значительно превосходит способность роста продовольственных ресурсов потому, что население растет в геометрической прогрессии, а запасы ресурсов - в арифметической;
- Рост народонаселения жестко ограничивается средствами существования.

В природе, по Мальтусу, соответствие между численностью населения и количеством средств существования достигается эпидемиями, голо­дом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей.

Проблему чрезмерного роста населения Т. Мальтус решал через изме­нение заработной платы. Рост населения ведет к падению заработной платы и ограничивает рост населения в будущем. Иными словами, низ­кий уровень жизни рабочих определяется биологическими законами, а не социальными проблемами.

Т. Мальтус выступал против государственной поддержки нищих, так как видел в этом поощрение неблагоразумных за счет взимания налогов с трудолюбивых граждан. Критически относился к идее уравнивания доходов. Деление на богатых и бедных полезно, потому как возможность улучшения своего состояния и боязнь понижения являются двигателем улучшения благосостояния общества.

Проблему ограниченности ресурсов Т. Мальтус видел в следующем:
- Ресурсы Земли ограничены;
- Из-за вовлечения в оборот худших земель отдача вложенного труда и капитала будет снижаться.

3. Мальтус в своих экономических взглядах представлял интересы крупной земельной аристократии (лендлордов).

Теория прибыли Т. Мальтуса повторяет воззрения Д. Рикардо. Прибыль определяется как разница между стоимостью товара и издержками тру­да и капитала в производстве.

Т. Мальтус является автором положения о реализации совокупного об­щественного продукта. В нем он утверждает, что достигнуть достаточного уровня спроса и полной реализации производимой продукции невоз­можно без участия в этом процессе не только производительного клас­са, но и непроизводительного - так называемых третьих лиц, которые могут создать необходимый дополнительный спрос на всю массу про­изводимых в обществе товаров. Таким образом, он отрицает мысль об общественном паразитизме непроизводительного класса (землевладельцы, армия, церковные служители, чиновники).

В кейнсианстве используется это положение теории Мальтуса при ре­шении вопросов реализации и мер поддержания "эффективного спро­са" для регулирования экономики.

Мальтус признает существование общих и частных кризисов, считая их временными явлениями.


16. Вклад в экономическую науку Ж.Б.Сэя.

Жан Батист Сей (1767 - 1832) родился в Лионе в семье купца. На мировоззрение Ж. Б. Сея огромное влияние оказала буржуазная револю­ция во Франции 1789 года.

Его основным произведением является "Трактат политической эконо­мии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяют­ся и потребляются богатства" (1803 г.).
В 1828 -1829 годах вышла его работа "Полный курс практической политической экономии", которая стала ито­гом всей жизни Ж. Б. Сея.

Отправной точкой его рассуждений являлось признание того, что в производстве используются три фактора производства: труд, капитал, земля.

Но наиболее известна идея Сэя, которая вошла в историю экономической мысли как "закон Сэя". Суть этого закона в том, что общие кризисы перепроизводства в рыночном хозяйстве невозможны. А аргументация такова: совокупный спрос всегда будет равен совокупному предложению, а диспропорции между спросом и предложением могут носить лишь частичный и временный характер. Связаны с тем, что неоптимальное распределение общественного труда по видам производства: что-то производится в избытке, что-то находится в дефиците. Всякое перепроизводство носит ограниченный характер, поскольку на другом полюсе всегда должен обнаруживаться дефицит.

2. "Закон рынков" - это центральное место в учении Ж. Б. Сея: обмен про­дукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплей и продажей.

По мнению Ж. Б. Сея, совокупный спрос и совокупное предложение всегда уравниваются, или, другими словами, стоимость созданных то­варов выражается совокупными доходами, на которые и покупаются товары по стоимости, поэтому кризисы перепроизводства в рыночном хозяйстве невозможны. Отсюда следует, что спрос порождает предложение.

Формируя закон стоимости, Ж. Б. Сей исходил из следующих верных положений:

- Сбыт одних товаров оказывает положительное влияние на сбыт других. Успешная торговля в одной отрасли дает средства для покупки других отраслей;
- Чем больше товаропроизводителей, тем обширней сбыт продуктов;

17. Возникновение исторической школы в Германии. Ф. Лист и идеи представителей "старой исторической школы".

В период объединения Германских земель в единое государство, т.е. в середине XIX в., возникло еще одно альтернативное классической политической экономии направление экономической мысли, получившее название «историческая школа Германии» или, что одно и то же, «немецкая историческая школа».

О характерной особенности исторической школы Германии свидетельствует то обстоятельство, что ее главные идеи были сформулированы теоретическими предшественниками данного направления экономической мысли - А.Мюллером и Ф.Листом. А суть этих идей, вытекающая из сочинений Адама Мюллера под названием «Основы искусства управления государством» (1809) и Фридриха Листа под названием «Национальная система политической экономии» (1841), сводится к таким положениям, как:
- Особая и значительная роль для экономической науки исторического метода;
- Характеристика политической экономии не как универсальной, а национальной науки;
- Учет влияния на национальное хозяйство не только экономических, но и природно-географических, национально-исторических и других неэкономических предпосылок;
- Признание общественного интереса нации выше личного интереса индивидуума.

1. В процессе эволюции исторической школы Германии в экономической литературе выделяют обычно три этапа.
Первый этап охватывает период 40—60-х гг. XIX в. и получил название «Старая историческая школа»; основные авторы этого этапа В.Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книс.
Второй этап приходится на 70—90-е гг. XIX в. и называется «Новая историческая школа»; основные авторы — Л.Брентано, Г.Шмоллер, К.Бюхер.
Третий этап имел место в течение первой трети XX в. под названием «Новейшая историческая школа»; основные авторы — В.Зомбарт, М.Вебер, А.Шпитхоф.

 

Значение «Старой исторической школы» по сравнению с другими этапами в развитии социально-исторического направления экономической мысли следует выделить особо ввиду того, что авторы этого этапа, будучи родоначальниками немецкой исторической школы, внесли наиболее весомый вклад в формирование ее основных научных ценностей.

Например, Вильгельм Рошер (1817— 1894) — профессор Геттингенского университета, автор таких сочинений, как «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода» (1843) и «Начала народного хозяйства» (в 4-х тт.; 1854, 1860, 1881, 1886), настаивал на необходимости только эволюционного развития общества, сравнивая всякую потребность в революционном изменении с «величайшим несчастьем и нередко смертельным недугом народной жизни». Именно ему принадлежит осуждающее учение классиков аллегорическое изречение о том, что «одного экономического идеала не может быть для народов, точно так же как платье не шьется по одной мерке»

Между тем главная заслуга представителей «старой исторической школы» заключается прежде всего в формировании альтернативных классической школе методологических положений, которых впоследствии придерживались все авторы последующих этапов социально-исторического направления и которые затем легли в основу методологии социально-институционального направления экономической мысли — американского институционализма.

18. Новая историческая школа в Германии – представители и основные идеи.

Представителями новой исторической школы были Г. Шмоллер, ставший одним из основателей «Союза социальной политики» – организации германских ученых-экономистов, сотрудничающих с правительством в деле укрепления новой Германии, с помощью социальных реформ сверху, а также Луи Брентано.

Возникновение новой экономической школы стала попытка переосмысления положения Германии. Определения для нее нового, непохожего ни на чей путь развития. Благодаря близости Шмоллера официальным кругам Германской империи новая историческая школа стала господствующей в немецких университетах.

Новая историческая школа имеет два направления:

1) правое крыло представлено Шмоллеpом – разделяя мнение о классовом конфликте предпринимателей и рабочих, он считал, что монархия является нейтрализующей силой в классовой борьбе.

Шмоллер является основателем историко-этнического направления в политэкономии – изучение экономического поведения во всех его гранях, с акцентом на этических, правовых и психологических основах общности людей, на индивидуальных чертах экономической жизни, ее историческое проявление в разных эпохах. Основным трудом является «Основы учения о национальном хозяйстве», в котором наиболее полно раскрыл данное направление;

2) левое крыло «Союза социальной политики» представлял Луи Бpентано. Главной целью левого направления также являлся классовый мир, но полученный на основе объединения пресвященных рабочих в организации, способные изменить строй.

Основной работой Брентано стала «Теория труда-товара». В соответствии с ней труд, представляет собой специфический вид товара, неотделимый от продавца. Поиск лучших условий вынуждает рабочего мигрировать, что ухудшает спрос. Выходом становились профсоюзы, устраняющие вредное влияние труда.

Другим аспектом теории является определение соотношения зарплата – свободное время: чем больше у рабочего зарплата, тем выше его производительности и желание работать.

Брентано обосновал плановость производства, т.к. плановость – предупреждает возникновение кризисов, позволяет приравнивать производство к спросу с целью избежать излишнего количества продукции и всех связанных с этим последствий.

Германская школа в политической экономии способствовала формированию экономической географии и экономической истории как особых дисциплин.

19. Экономические идеи социалистов-утопистов. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн.

-Утопический социализм - течение, которое зародилось в начале XIX века и предназначалось для борьбы с эксплуатацией в обществе.
- Родоначаль­никами этого течения были:
К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн.
- Утопический социализм видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, ос­нованного на свободном труде и планомерно применяющего достиже­ния науки и техники. Он изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности.
- Свои идеи социалисты-утописты распространяли среди людей путем отправления писем.

1. Основными произведениями Клода Анри де Рувруа Сен-Симона (1760-1825) являются "Письма женевского обитателя", "Взгляды на собствен­ность".

К. А. Сен-Симон видел смысл истории в постепенном переходе от од­ной формации к другой (от рабовладельческой к феодальной, а от пос­ледней к промышленной) под воздействием роста знаний и развития экономики. Считал, что будущее принадлежит крупному индустриальному произ­водству и промышленному классу (предприниматели, рабочие, ученые). Отстаивал организованный труд, в основе которого лежит принцип: от каждого по способности, каждому по его делам. Для создания общества будущего, с точки зрения К. А. Сен-Симона, необходимо перестроить не только материальные условия жизни, но и развивать духовные качества людей.

2. Шарль Фурье (1772 - 1837) считал, что для успеха нового общества необходим рост производительности труда, обеспечивающий богатство. Ш. Фу­рье предполагал, что строй ассоциации создаст крупное механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленным производством. Таким образом, состоится переход к общественной собственности в масштабах трудовых коллективов. При этом, по мнению Ш. Фурье, конкуренцию сменит соревнование, от которого будут выигрывать все. Ш. Фурье не исключал возможности существования при этом частной собственности.

 

4. Роберт Оуэн (1771 - 1858) в отличие от вышеприведенных утопистов свои теоретические воззрения осуществлял на практике.

Основным врагом общества Р. Оуэн считал частную собственность. Деньги предлагал заменить квитанциями, в которых указано количество труда затраченного работником. По этому принципу он намеревался организовать рынок справедливого обмена.

В 1800 году Р. Оуэн стал управляющим прядильного предприятия в Нью-Ленарке (Шотландия), где и осуществил свои идеи на практике. Онпостарался создать на этом предприятии так называемую идеальную промышленную общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли. Р. Оуэн приучал рабочих к организованности и порядку, сократил рабочий день до 10,5 часов. Под его руководством строились детские сады, культурный центр и т. д.

Предприятие процветало и в условиях экономического кризиса 1815 -1816 годов, но после ухода Р. Оуэна в 1829 г. его блестящий эксперимент потерпел крах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: