Другие способы общения через Интернет.




Тема: Речевое общение как социальное явление. Речевая ситуация. Интернет как средство связи.

Речевая ситуация и ее компоненты.

Наша жизнь наполнена общением. Мы общаемся лично, по телефону, Интернету... Устно и письменно. С помощью слов и без них. С современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций... Мы общаемся... Получается, что наша жизнь без общения немыслима.

Поэтому, роль общения и в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, - огромна. Общение пронизывает все сферы деятельности человека, поэтому изучается очень многими науками, в каждой из которых ученые подходят к феномену общения со своих позиций.

«Общаясь, люди создают друг друга». Д. C. Лихачев

Очень точно выразил сущность общения академик Лихачев.

B этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и необходимость их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчеркивают обусловленность общения как основного элемента культуры. Это объясняет и основное средство общения - речь.

Общение – это такой вид совместной деятельности человека, без которого невозможен любой другой вид совместной деятельности.

Виды общения.

Вербальное – невербальное.

Вербальное и невербальное общение всегда сопутствуют друг другу, поскольку вербальное общение - это общение словесное, то есть на одном из естественных национальных языков.

Невербальное общение - это общение несловесное, в котором системой знаков служит в устной речи - сочетание позы, жестов, мимики, интонации, a в письменной - расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики.

По сути, имеются в виду два разных, но почти всегда сочетающихся языка: словесный и несловесный. Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, поскольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко существуют дргу без друга. Соответственно, применительно к общению правильнее говорить o вербально-невербальном балансе как норме речевого общения.

 

1. Информативное – неинформативное.

Для информативного общения основная цель всегда связана с информацией. B ходе информативного общения сообщается, выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата.

Неинформативное общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание, - вот основная цель такого общения.

1. Монологическое - диалогическое.

Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих рeчь, - монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды oбщeния, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я - говорящего и ты - слушающего.

Диалог (от греч. dia - чeрeз и logos - словo, речь) - это непосредственный обмен высказываниями междy двyмя или несколькими лицами, монолог (от греч. monos - один и logos - слово, речь) - этo речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.

Обычно выделяются следующие характерные черты монологической речи:

1) непрерывность

2) последовательность, логичность речи;

3) относительная смысловая законченность;

4) коммуникативная направленность высказывания – я веду с вами общения, но не требую от вас ответа;

5) тематичность (развертывание одной темы);

6) синтаксическая усложненность - т.е. в речи используются не только простые предложения, но и сложноподчиненные и сложносочиненные.

 

1. Контактное (непосредственное) – дистантное (опосредованное)

Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени,

При контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся рядом друг c другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда - устное. Это дает возможность общения c помощью не только словесных, но и несловесных средств.

Дистантное общение происходит, когда партнеры разделены простpанством и временем. Например, чтение книги предполагает, что автора от читателя отделяет и то и дрyгое. Иногда yчастники общения разделены одним из этих компонентов ситуации: например, пpoстранством (они разгoваривают по телефону или ведyт диалог в Интернете) или временем (идет обмен записками в аудитории).

1. Устное – письменное.

Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин:

1. Особенностями ситуаций устного и письменного общения. Устное общение чаще всего происходит при личном контакте. Но также может происходить и по телефону, тут есть слуховой контакт. Оно не отложено по времени. Здесь и сейчас. «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». Используется для передачи легкой к восприятию информации. Может быть понята собеседником иначе, а так как она не чаще всего не записана, собеседник может ее домыслить, получается как бы эффект «глухого телефона» - я хотел сказать вам совсем не то!

Письменное общение не требует «здесь и сейчас». Современные технологии, конечно, шагнули вперед, и мы можем обмениваться письменными сообщениями очень быстро. Но нет никакой гарантии того, что получатель сообщения получит или прочтет его сразу же. Письменное общение более обдуманное. «Что написано пером, не вырубишь топором». Перед отправкой письма, мы часто проверяем текст, редактируем, стараемся более полно передать мысль. К сожалению, в устной речи такое невозможно.

Как легко обидеть человека:

Взял и бросил слово, злее перца…

А потом порой не хватит века,

Чтоб вернуть потерянное сердце.

© Эдуард Асадов

1. Публичное – массовое.

Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и т. д.) обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких слyчаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели. Без структурной организации общения эта цель вряд ли будет достигнута. При публичном общении вoзникает иная, более высокая степень oтветственности за речь, и одним из главньдх требований к ней становится целенаправленность и содержательность.

Это может быть и в устной peчи - выступление на представительном митинге, съезде, c концертом на стадионе и т. д., но чаще всего такого pода общение свойственно газетам, телевидению и т. д. Точнее, это обычно уже не общение, а коммуникация. Поэтомy соответствующие средства так и называются - средства массовой коммуникации. При массовой коммуникации адресат теряет конкретные очертания - он, как правило, существует в воoбражении говорящего в обoбщенном виде

1. Официальное – неофициальное (частное).

Официальное (должностное) общение - это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, c соблюдeнием всех правил и формальностей.

Частноe общение - это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями: наличием опрeделенных сфер общения, социaльных рoлей и взаимоотношений между партнерами по общению, протекает болеe свободнo и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.

 

Основные формы общения в Интернете и ихособенности.

Как и у других видов общения, у Интернет-общения также имеется ряд некоторых своеобразных особенностей. Для выявления этих особенностей было проведено исследование, которое включало в себя наблюдение, анализ текстов переписки, беседы с пользователями различных Интернет-приложений, обслуживающих общение. Кроме того, был проведен опрос пользователей сети в возрасте от 21 до 30 лет с высшим и неполным высшим образованием разного пола и профессиональной принадлежности.

На основе проведенного исследования были сделаны следующие предположения об особенностях общения через Интернет:

- Анонимность. Такая особенность общения через Интернет имеет ряд последствий. Несмотря на то, что в текстовом общении существует возможность выражать свои чувства при помощи "смайликов", физическое отсутствие участников приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. В Интернете люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься. В Интернете можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, в Интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению. То есть, в Интернете в результате физического отсутствия собеседника теряет свое значение целый ряд барьеров общения. Анонимность общения в Интернете обогащает возможности человеку представить себя так как ему хочется, не только создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности общения в Интернете позволяют человеку строить свою личность по своему выбору:

- добровольность и желание общения. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент;

- стремление к необычному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи представляют себя с иной стороны, чем в условиях реальной жизни, проигрывают роли, которые не могут быть в реальной жизни, а так же сценарии, ненормативного поведения.

Причинами обращения к Интернету как к способу общения могут быть:

Недостаточное общение в реальных контактах.

Возможность реализовать каких – либо качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам не реализуемых в обычной, вне сети, жизни.

Это далеко не все причины обращения людей к Интернету как средству общения, ведь у каждого человека есть какой-либо личный повод обратиться к данному источнику связи.

Можно выделить следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат, различные форумы и переписка по e-mail (Электронная почта). Исследователи Интернет-общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени их значимости в обмене информацией, такие способы называют - интерактивными. Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты и форумы, наименее интерактивными - e-mail и телеконференции. В телеконференции и при общении посредством электронной почты общение происходит в режиме «вне сети», в отличие от чата, где люди общаются напрямую вопрос-ответ. В конференции общение происходит вокруг определенного предмета, в то время как чат своей темы не имеет. Тем не менее в чатах по большей части практикуется общение ради самого общения, в то время как телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету или событию. В качестве отдельной формы общения в Интернете можно выделить общение в так называемых ролевых играх, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве. Данный вид общения близок к общению в чате тем, что происходит непосредственно с теми участниками, которые находятся в данный момент «в сети», но отличается от него присутствием цели - стремлением выиграть.

Теперь рассмотрим некоторые формы общения по отдельности и сделаем выводы о преимуществах и недостатках каждого их них.

Электронная почта

Наиболее универсальное средство компьютерного общения – это электронная почта.Она позволяет пересылать сообщения практически с любого компьютера на любой другой компьютер, так как большинство известных компьютерных машин, работающих в разных системах, ее поддерживают. Электронная почта во многом похожа на обычную почту. С ее помощью письмо - текст, снабженный стандартным заголовком (конвертом) - доставляется по указанному адресу, который определяет местонахождение компьютерной машины и имя адресата, и помещается в файл, называемый почтовым ящиком адресата, с тем, чтобы адресат мог его достать и прочесть в удобное время. При этом между почтовыми программами на разных машинах существует соглашение о том, как писать адрес, чтобы все его понимали.

Электронная почта оказалась во многом удобнее обычной, "бумажной". Не говоря уже о том, что не приходится вставать из-за компьютера и идти до почтового ящика, чтобы получить или отправить письмо. Дополнительные преимущества электронной почты:

- электронной почтой сообщение в большинстве случаев доставляется гораздо быстрее, чем обычной;

- стоит это дешевле;

- для отправки письма нескольким адресатам не нужно печатать

его во многих экземплярах, достаточно однажды ввести текст в компьютер;

- если нужно перечитать, исправить полученное или составленное письмо, или использовать выдержки из него, это сделать легче, поскольку текст уже находится в компьютере;

- удобнее хранить большое количество писем в файле на диске,

чем в ящике стола; в файле легче и искать;

- экономится бумага.

Надежность электронной почты сильно зависит от того, какие используются почтовые программы. В наших условиях, пожалуй, лучше полагаться на электронную почту, чем на простую. Если письмо все-таки потерялось, об этом можно узнать достаточно скоро и послать новое.

К недостаткам необходимо отнести: наличие компьютера, выхода в Интернет, электронного почтового ящика, а также элементарных знаний по управлению программным обеспечением.

3.2. Чаты.

Чат переводится как болтовня. Чат - это место для быстрого обмена короткими сообщениями, в котором одновременно участвует несколько человек. Для участия в чате необходима регистрация под определенным прозвищем – «ником». После этого на экран компьютера начинают поступать сообщения участников, выделяемые различным цветом для каждого из них. Написанное сообщение мгновенно отображается на экране, но при оживленном разговоре так же быстро исчезает, сменяясь новыми строками. Участие в чате требует определенных умений и внимания. При желании два участника уходят в личное или «приватное» общение – их сообщения отображаются в отдельном окне и не доступны остальным. Можно сказать, что чат - это разновидность форумов, отличающаяся от них отсутствием какой-либо определенной темы. Создаются они непосредственно для симуляции живого, группового общения в основном молодых людей. Общение проходит в виде диалогов часто незнакомых людей, преследующих цель – заведение знакомств.

Подобно живому знакомству, как правило, существует несколько этапов: участники, читая различные высказывания, находят близкого или интересного им человека с которым, поначалу, обмениваются общей информацией о себе, либо открыто предлагают ему познакомиться. Далее следует диалог, который существует для более глубокого изучения собеседника, после которого появляется возможность познакомиться в реальной жизни. При этом все участники, находящиеся в чате имеют возможность наблюдать за их общением или присоединяться к ним. Отличительной особенностью является относительная кратковременность (по сравнению с форумами) каких-либо обсуждений между участниками чата.

Преимущества Интернет - чата перед живым общением:

- отсутствие необходимости совершать длительные переезды достаточно лишь включить свой компьютер и набрать нужный электронный адрес;

- колоссальная экономия времени, сил и денег при участии в чате;

- возможность принимать участие одновременно в нескольких чатах;

- отсутствие физического контакта с участниками чата исключает возможность применения физической силы в спорных ситуациях для достижения необходимых результатов;

- период проведения чата не имеет жестких временных рамок.

К недостаткам необходимо отнести:

- наличие компьютера, выхода в Интернет, электронного почтового ящика, регистрации в чате, а также элементарных знаний по использованию программного обеспечения;

- частое отсутствие зрительного представления о собеседниках в виду их нежелания выставлять свои фото на всеобщее обозрение.

Другие способы общения через Интернет.

Помимо текстового общения в Интернете, которое в настоящее время в подавляющем большинстве, существуют и различные средства для аудио и видео общения через Интернет. Для этого требуются дополнительное техническое оборудование – микрофон, веб-камера – и программное обеспечение. Использование данного средства общения в сегодняшней жизни набирает большие обороты, в связи с тем, что создаёт возможность «личного» общения с собеседником. Недостаток - цена оборудования и программного обеспечения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: