Эстетическая культура
Эстетика [1] – наука, рассматривающая сущность и закономерности развития эстетических явлений в природе, общественной жизни и человеческой деятельности.
Эстетическая культура - состояние сознания и направленность мировоззрения, всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, комического и других[2].
Эстетическая культура личности – это совокупность ее способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого человека по законам красоты, открывающим путь наиболее полного гармонического раскрытия всех сущностных сил человека.
Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развитие способностей и задатков в сфере искусства.
Цель эстетического воспитания – формирование у индивида потребности и способности понимать, оценивать и строить жизнь по законам красоты, воспитание активного отношения к окружающей действительности, побуждение и стимулирование стремления привносить прекрасное в жизнь и быт людей, преобразовывать окружающий мир по «законам красоты».
Задачи эстетического воспитания:
1. сформировать эстетические восприятие, взгляды, суждения и понимание прекрасного в соответствии с общечеловеческими идеалами;
2. развивать вкус и чувство прекрасного в отношениях к природе, людям, труду, искусству;
3. развивать способности, умения и навыки активного создания прекрасного в повседневной жизни, в природе, труде, искусстве;
4. прививать нетерпимость к распространению уродливого, пошлого, безобразного и низменного в жизни и окружающей среде.
Составляющие эстетического воспитания:
§ Созерцательно-оценочное – воспитание умения видеть прекрасное, наслаждаться им, умения отделить его от безобразного;
§ Активно-творческое – развитие способностей, умений и навыков вносить красоту в жизнь и быт, в природу, труд, создавать и приумножать прекрасное.
Художественное воспитание – процесс формирования способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.
Художественное образование – процесс освоения совокупности искусствоведческих знаний, Умений и навыков, формирование мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству.
Художественно-творческое развитие – формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства.
Компоненты эстетической культуры личности
Художественно-эстетическое восприятие - исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру. Проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства. Целенаправленное формирование эстетического восприятия у школьников требует развития у них способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, а также музыкального слуха, умения различать стили, тональности, оттенки звука, мыслить художественными образами.
Эстетическое чувство – субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению.
Критерии сформированности:
- Восприятие красоты окружающего мира,
- Образное и яркое выражение своих чувств по отношению к красивому,
- Проявление интереса к различным видам искусства,
- Умение различать красивое и безобразное.
Эстетическое переживание - состояние потрясения, просветления, очищения, страдания, радости, восторга.
Эстетическая потребность – устойчивая потребность в общении с художественными ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний, потребность понимать и чувствовать красоту мира, искать ее, возвращаться к ней, создавать ее. В реальной жизнедеятельности эстетическая потребность человека разворачивается в сложную систему эстетических «предпочтений»: любимых цветов и сочетаний, желанных форм общения и поведения, любимых художников и художественных произведений.
Эстетическое сознание – осознанное эстетическое отношение к искусству, выраженное в совокупности идей, теорий, взглядов, критериев.
Художественно-этетический вкус – способность оценивать эстетическое с позиций художественного идеала, умение увидеть, почувствовать подлинно прекрасное или безобразное, комическое или трагическое. Художественный вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их оценке и суждению. К компонентам эстетического вкуса относятся эстетические знания, установки, потребности, способности, привычки, эмоции, сравнение, оценка.
Эстетический идеал – социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве.
Эстетическое суждение – доказательная, аргументированная, обоснованная идейно-эмоциональная оценка эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы.
Эстетическое наслаждение – наслаждение, которое вызывают произведения искусства.
Эстетическое сопереживание – искусство облагораживания ребенка высшими чувствами и переживаниями (Сухомлинский В.А.).
Эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения. эмоционального переживания. образного мышления, а твк же формирование духовных потребностей.
Духовная культура общества включает:
воспроизводство индивидуального и общественного сознания;
народную художественную культуру;
искусство как профессиональный вид художественного творчества;
эстетическую культуру;
культуру научной жизни;
культуру образования;
культуру воспитания;
культуру свободы совести;
культуру нравственно-духовной жизни;
информационную культуру[3].