Классификация бухгалтерских документов




Признак классификации Группы
По назначению Распорядительные Оправдательные Бухгалтерского оформления Комбинированные
По порядку формирования   Первичные Сводные
По способу использования Разовые Накопительные
По месту составления Внутренние Внешние
По количеству учетных позиций Однопозиционные Многопозиционные
По оформлению однородных операций Унифицированные Прочие
По способу заполнения В ручную С использованием ЭВМ

 

Распорядительные документы дают право на совершение строго определенных распоряжений соответствующего должностного лица хозяйственных операций (денежный чек).

Оправдательные документы подтверждают, что указанные в соответствующем документе действия выполнены лицом, представляющим такой документ (авансовый отчет).

Документы бухгалтерского оформления составляются и используются только в бухгалтерии (расчет распределения общехозяйственных расходов).

Комбинированные документы сочетают в себе признаки вышеперечисленных документов.

Первичные документы составляют основу первичного учета. В них регистрируются факты хозяйственной жизни путем предварительного его наблюдения и измерения (инвентарная карточка учета основных средств).

Сводные документы составляются на основе первичных документов (товарный отчет, кассовый отчет).

Разовые документы фиксируют единовременно в документе одну или несколько хозяйственных операций (приходные и расходные ордера, накладные – требования на отпуск материалов).

Накопительные документы формируют информацию об однородных хозяйственных операциях за определенный отрезок времени (лимитно - заборная карта, отчет о движении материальных ценностей).

Внутренние документы составляются в организации.

Внешние документы формируются другими организациями и на входе в данную организацию должны быть зарегистрированы (счета – фактуры поставщиков, платежные поручения).

Однопозиционные документы носят узкоспециализированный характер, ограничиваясь отражением одного наименования однородного объекта учета (операции по приходу и расходу по одному номенклатурному номеру)

Если в документе представлены операции по отражению движения нескольких наименований, пусть даже в пределах одной группы, то такие документы называют многопозиционными документы (расчетно-платежная ведомость, лимитно - заборная карта)

Унифицированные документы – это типовые документы, утвержденные в установленном порядке и предназначенные для оформления однородных операций. Унификация документов ведет к упорядочению документации и осуществляется одновременно со стандартизацией, т.е. разработкой одинаковых размеров бланков.

Не вошедшие в указанный перечень документы представляют собой прочие документы.

Вопрос 3.

На предприятии формируется значительный массив учетной информации. Технология его формирования начинается с момента оформления, проверки, приема, обработки и регистрации первичных документов в соответствующих книгах, ведомостях, журналах и т.д.

Процесс движения документов, начиная от подготовки и обработки на всех стадиях и заканчивая сдачей их на хранение в архив, принято называть документооборотом.

Организация документооборота лежит на главном бухгалтере. В его функции входит разработка правил документооборота и технологии обработки учетной информации, представленных в виде графика документооборота.

Полностью соответствующие предъявленным требованиям документы принимаются бухгалтерией. В зависимости от характера этих документов работник бухгалтерии принимает их к исполнению с распиской в копии реестра или указанием перечня сдаваемых документов.

В бухгалтерии документы подвергаются трем видам проверки:

Формальная проверка – проверка правильности оформления документов по форме. Бухгалтер определяет, полностью и правильно ли заполнены все реквизиты.

Проверка по существу предполагает определение бухгалтером законности совершения хозяйственной операции, оформленной данным документом.

Арифметическая проверка проверка правильности подсчета данных документов.

Процесс обработки в бухгалтерии принятых документов включает три этапа – таксировку, группировку и контировку.

Таксировка или расценка представляет собой перевод натуральных и трудовых показателей в денежный измеритель.

Группировка представляет собой подборку документов в пачки, однородные по экономическому содержанию зафиксированных в них хозяйственных операций для дальнейшей подготовки сводных документов за отчетный период.

Контировка – указание в первичных документах бухгалтерских записей, т.е. корреспонденции счетов по конкретной хозяйственной операции, вытекающей из содержания документа.

Данные сгруппированных документов заносят в специальные ведомости – учетные регистры. При этом на обратной стороне документов проставляются число и номер регистра, в котором его данные перенесены.

После этого первичные документы поступают в текущий бухгалтерский архив, в котором подлежат хранению в течение одного года. По истечении года все документы из бухгалтерии передаются в архив на хранение, срок которого зависит от их вида, устанавливается Правительством РФ и составляет не менее 5 лет.

Изъятие документов в организации может иметь место только на основании постановлений в соответствии с действующим законодательством органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями. Изъятие документов оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку руководителю организации или главному бухгалтеру.

Персональную ответственность за соблюдение условий и порядка хранения бухгалтерских документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности лежит на руководителе предприятия.

В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель организации назначает комиссию по расследованию причин, результаты работы которого оформляют актом, который утверждает руководитель организации.

Вопрос 4.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации проводят инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.

Инвентаризация {от лат. – опись} – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах.

Технически инвентаризация представляет собой периодическую опись имущества и обязательств организации на определенную дату с занесением ее результатов в отдельные инвентаризационные ведомости.

Основными задачами инвентаризации являются:

1. выявление фактического наличия имущества организации;

2. контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

3. выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т.п.;

4. выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей целью их последующей реализации;

5. подтверждение реальной оценки отдельных статей баланса;

6. проверка обоснованности подбора материально ответственных лиц и заключения с ними договора о полной материальной ответственности;

7. проверка соблюдения правил и условий хранения производственных запасов и денежных средств в соответствии с их физическими характеристиками;

8. установление соответствия складского и весоизмерительного хозяйства.

Различают следующие виды инвентаризации:

· в зависимости от основания проведения:

плановые инвентаризации – проводятся в заранее установленные сроки;

внеплановые {внезапные} инвентаризации – проводятся неожиданно для материально ответственных лиц, чтобы установить наличие ценностей;

· в зависимости от объема проверки:

полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации;

частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств;

выборочная инвентаризация проводится для контроля работы материально ответственных лиц;

· по периодичности проведения:

текущие инвентаризации проводятся для выявления фактического расходования сырья и материалов в производстве, проверки полноты поступающих партий материальных ценностей, контроля норм расхода их фактическому расходу;

перманентная инвентаризация состоит в том, что постоянно действующая инвентаризационная комиссия подвергает проверке в натуре отдельные виды материальных ценностей в то время, когда их остаток является минимальным

· по перечню решаемых вопросов:

комплексные инвентаризации;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: