Признак классификации | Группы |
По назначению | Распорядительные Оправдательные Бухгалтерского оформления Комбинированные |
По порядку формирования | Первичные Сводные |
По способу использования | Разовые Накопительные |
По месту составления | Внутренние Внешние |
По количеству учетных позиций | Однопозиционные Многопозиционные |
По оформлению однородных операций | Унифицированные Прочие |
По способу заполнения | В ручную С использованием ЭВМ |
Распорядительные документы дают право на совершение строго определенных распоряжений соответствующего должностного лица хозяйственных операций (денежный чек).
Оправдательные документы подтверждают, что указанные в соответствующем документе действия выполнены лицом, представляющим такой документ (авансовый отчет).
Документы бухгалтерского оформления составляются и используются только в бухгалтерии (расчет распределения общехозяйственных расходов).
Комбинированные документы сочетают в себе признаки вышеперечисленных документов.
Первичные документы составляют основу первичного учета. В них регистрируются факты хозяйственной жизни путем предварительного его наблюдения и измерения (инвентарная карточка учета основных средств).
Сводные документы составляются на основе первичных документов (товарный отчет, кассовый отчет).
Разовые документы фиксируют единовременно в документе одну или несколько хозяйственных операций (приходные и расходные ордера, накладные – требования на отпуск материалов).
Накопительные документы формируют информацию об однородных хозяйственных операциях за определенный отрезок времени (лимитно - заборная карта, отчет о движении материальных ценностей).
Внутренние документы составляются в организации.
Внешние документы формируются другими организациями и на входе в данную организацию должны быть зарегистрированы (счета – фактуры поставщиков, платежные поручения).
Однопозиционные документы носят узкоспециализированный характер, ограничиваясь отражением одного наименования однородного объекта учета (операции по приходу и расходу по одному номенклатурному номеру)
Если в документе представлены операции по отражению движения нескольких наименований, пусть даже в пределах одной группы, то такие документы называют многопозиционными документы (расчетно-платежная ведомость, лимитно - заборная карта)
Унифицированные документы – это типовые документы, утвержденные в установленном порядке и предназначенные для оформления однородных операций. Унификация документов ведет к упорядочению документации и осуществляется одновременно со стандартизацией, т.е. разработкой одинаковых размеров бланков.
Не вошедшие в указанный перечень документы представляют собой прочие документы.
Вопрос 3.
На предприятии формируется значительный массив учетной информации. Технология его формирования начинается с момента оформления, проверки, приема, обработки и регистрации первичных документов в соответствующих книгах, ведомостях, журналах и т.д.
Процесс движения документов, начиная от подготовки и обработки на всех стадиях и заканчивая сдачей их на хранение в архив, принято называть документооборотом.
Организация документооборота лежит на главном бухгалтере. В его функции входит разработка правил документооборота и технологии обработки учетной информации, представленных в виде графика документооборота.
Полностью соответствующие предъявленным требованиям документы принимаются бухгалтерией. В зависимости от характера этих документов работник бухгалтерии принимает их к исполнению с распиской в копии реестра или указанием перечня сдаваемых документов.
В бухгалтерии документы подвергаются трем видам проверки:
Формальная проверка – проверка правильности оформления документов по форме. Бухгалтер определяет, полностью и правильно ли заполнены все реквизиты.
Проверка по существу предполагает определение бухгалтером законности совершения хозяйственной операции, оформленной данным документом.
Арифметическая проверка – проверка правильности подсчета данных документов.
Процесс обработки в бухгалтерии принятых документов включает три этапа – таксировку, группировку и контировку.
Таксировка или расценка представляет собой перевод натуральных и трудовых показателей в денежный измеритель.
Группировка представляет собой подборку документов в пачки, однородные по экономическому содержанию зафиксированных в них хозяйственных операций для дальнейшей подготовки сводных документов за отчетный период.
Контировка – указание в первичных документах бухгалтерских записей, т.е. корреспонденции счетов по конкретной хозяйственной операции, вытекающей из содержания документа.
Данные сгруппированных документов заносят в специальные ведомости – учетные регистры. При этом на обратной стороне документов проставляются число и номер регистра, в котором его данные перенесены.
После этого первичные документы поступают в текущий бухгалтерский архив, в котором подлежат хранению в течение одного года. По истечении года все документы из бухгалтерии передаются в архив на хранение, срок которого зависит от их вида, устанавливается Правительством РФ и составляет не менее 5 лет.
Изъятие документов в организации может иметь место только на основании постановлений в соответствии с действующим законодательством органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями. Изъятие документов оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку руководителю организации или главному бухгалтеру.
Персональную ответственность за соблюдение условий и порядка хранения бухгалтерских документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности лежит на руководителе предприятия.
В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель организации назначает комиссию по расследованию причин, результаты работы которого оформляют актом, который утверждает руководитель организации.
Вопрос 4.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации проводят инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.
Инвентаризация {от лат. – опись} – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах.
Технически инвентаризация представляет собой периодическую опись имущества и обязательств организации на определенную дату с занесением ее результатов в отдельные инвентаризационные ведомости.
Основными задачами инвентаризации являются:
1. выявление фактического наличия имущества организации;
2. контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
3. выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т.п.;
4. выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей целью их последующей реализации;
5. подтверждение реальной оценки отдельных статей баланса;
6. проверка обоснованности подбора материально ответственных лиц и заключения с ними договора о полной материальной ответственности;
7. проверка соблюдения правил и условий хранения производственных запасов и денежных средств в соответствии с их физическими характеристиками;
8. установление соответствия складского и весоизмерительного хозяйства.
Различают следующие виды инвентаризации:
· в зависимости от основания проведения:
плановые инвентаризации – проводятся в заранее установленные сроки;
внеплановые {внезапные} инвентаризации – проводятся неожиданно для материально ответственных лиц, чтобы установить наличие ценностей;
· в зависимости от объема проверки:
полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации;
частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств;
выборочная инвентаризация проводится для контроля работы материально ответственных лиц;
· по периодичности проведения:
текущие инвентаризации проводятся для выявления фактического расходования сырья и материалов в производстве, проверки полноты поступающих партий материальных ценностей, контроля норм расхода их фактическому расходу;
перманентная инвентаризация состоит в том, что постоянно действующая инвентаризационная комиссия подвергает проверке в натуре отдельные виды материальных ценностей в то время, когда их остаток является минимальным
· по перечню решаемых вопросов:
комплексные инвентаризации;