тематические инвентаризации.




Вопрос 5.

Количество, порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, кроме тех случаев, когда ее проведение обязательно. Проведение инвентаризации обязательно:

1. при смене материально ответственного лица;

2. при передаче имущества в аренду, выкуп, продаже, а также преобразование государственного или муниципального унитарного предприятия;

3. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

4. при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

5. в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

6. при реорганизации или ликвидации организации;

7. в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Для проведения инвентаризации в организациях создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ формируются и рабочие инвентаризационные комиссии. В ее состав включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты.

Процесс инвентаризации можно разделить на следующие этапы:

1. Подготовительный этап. До начала инвентаризации проводится ряд подготовительных мероприятий. Пломбируются места хранения подлежащих проверки ценностей. Инвентаризируемые ценности раскладываются по стеллажам, полкам, т.е. приводятся в состояние, пригодное для проверки. Проверяются все весы, измерительные приборы и сроки их клеймения.

Перед проведением инвентаризации все первичные документы по приходу и расходу должны быть составлены и предъявлены комиссии или сданы в бухгалтерию, а от материально ответственного лица получены расписки о том, что на дату проведения инвентаризации нет не оприходованных или не списанных в расход отдельных наименований имущества.

Последние приходные и расходные документы фиксируются председателем комиссии с указанием “до инвентаризации на “ “ {дату}”. После этого бухгалтерия формирует учетные остатки отдельных видов имущества на дату инвентаризации.

2. Этап проверки фактического наличия имущества и обязательств. Проверка материальных ценностей проводится по местам их нахождения. Снятие фактических остатков ценностей осуществляется в присутствии материально ответственного лица путем пересчета, перевешивания и т.п.

Фактические остатки по каждому наименованию имущества комиссия вносит в инвентаризационные описи по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в текущем бухгалтерском учете. Описи составляются в двух экземплярах, один экземпляр заполняет член инвентаризационной комиссии, а другой – материально ответственное лицо. Постранично в конце каждого листа инвентаризационной описи прописью показывается число порядковых номеров внесенных наименований товарно-материальных ценностей и общий итог их количества в натуральных показателях, независимо от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны. Незаполненные строки в инвентаризационных ведомостях прочеркиваются.

Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов как основание достоверности снятых в процессе проверки фактических остатков отдельных наименований имущества прилагаются к инвентаризационной описи.

3. Этап оформления результатов инвентаризации. По данным инвентаризационных описей бухгалтерия составляет сличительные ведомости для сравнения фактического наличия имущества с данными текущего бухгалтерского учета. результаты такого сличения – излишки и недостачи – отражаются в ведомостях с указанием количества по группам, видам и сортам. Излишки и недостачи ценностей в сличительных ведомостях показывают в оценке принятой в бухгалтерском учете. Ценности, по которым расхождения не выявлены, в сличительных ведомостях приводятся общей суммой.

Результаты расхождения учетных данных с фактическим наличием могут быть обусловлены:

1. физико-химическими свойствами товарно-материальных ценнотей к усушке, утруске, распылу, улетучиванию, бою, изменениям физического объема под воздействием температуры окружающей среды. Эти потери неизбежны и возможны как при транспортировке, так и при хранении;

2. погрешностями показаний весоизмерительных приборов в процессе приема или отпуска товарно-материальных ценностей;

3. наличием преднамеренных ошибок в виде описки в первичных учетных документах, арифметических ошибок в подсчетах и т.п.;

4. преднамеренными ошибками как результатом злоупотреблений и мошенничества.

Такие факты хозяйственных операций документально не фиксируются. Поэтому могут быть установлены только в процессе инвентаризации.

Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в соответствии с Законом РФ О бухгалтерском учете и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Излишки выявленных ценностей подлежат оприходованию с отнесением сумм излишков на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

 

Недостачи ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения вначале отражаются с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В зависимости от причин возникновения недостач порядок списания их будет разным:

· недостачу ценностей относят на виновных лиц;

· недостачу товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли списывают на издержки производства или обращения;

· при отсутствии виновных лиц или отказе суда во взыскании с виновного лица недостачи списывают на финансовые результаты.

Корреспонденции:

1. Оприходованы излишки ТМЦ, денежных средств: Дт 10, 50 – Кт 91

2. Отражена недостача ТМЦ: Дт 94 – Кт 10

3. Недостача списана на материально ответственное лицо: Дт 73/2 – Кт 94

4. Материально ответственное лицо возмещает недостачу: Дт 50, 70, 10 – Кт 73/2

Размер потерь в пределах норм естественной убыли, когда выявлена недостача, определяется после зачета недостачи ценностей их излишками по пересортице. Зачет по пересортице допускается как исключение при наличии следующих условий, имеющих место одновременно:

1. по товарно-материальным ценностям одного и того же наименования

2. у одного и того же материально ответственного лица

3. за один и тот же отчетный период

4. в тождественных количествах, т.е. натуральные остатки недостающих ценностей равны их излишкам по этим же наименованиям, но различных типоразмеров, сортов и т.п.

Обо всех фактах допущенной пересортице материально ответственное лицо дает подробные письменные объяснения инвентаризационной комиссии.

Результаты инвентаризации отражаются в текущем учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Результаты годовой инвентаризации подлежат отражению в годовой бухгалтерской отчетности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: