Основной принцип профилактики профессионального заражения - независимо от данных эпидемиологического анамнеза, наличия или отсутствия лабораторных данных по специфической диагностике, всегда относиться к биологическим средам организма, как к потенциально зараженным.
Ответственность за профилактику профессионального инфицирования ВИЧ в медицинских организациях (МО) несет руководитель организации.
Каждый медицинский работник должен помнить и соблюдать основные правила безопасности защиты кожи и слизистых при контакте с любым биоматериалом:
1. Не принимать участия в выполнении процедур инвазивного характера медицинским работникам с проявлениями экссудативного диатеза, мокнущего дерматита, с пиогенными, микотическими, экземными и другими поражениями кожи на руках, особенно до локтей.
2. Мыть руки до и после каждого контакта с пациентом.
3. Для вытирания рук использовать одноразовое бумажное полотенце или многоразовое, но сухое и строго индивидуальное полотенце. Избегать втирающих движений при использовании полотенца.
4. Не принимать пищу, курить, пользоваться косметикой в помещениях, где проводятся процедуры больным или обрабатывается инструментарий.
5. Все рабочие места в медицинских кабинетах, где проводятся медицинские манипуляции пациентам и работа с биологическими жидкостями должны быть обеспечены дезинфицирующими растворами и аптечкой профилактики профессиональных заражений, и инструкцией по постконтактной профилактике и правилами действия персонала в случае аварийной ситуации.
6. Запрещается проводить любые парентеральные и лечебнодиагностические процедуры медперсоналу или их родственникам в тех помещениях, которые не предназначены для проведения медицинских манипуляций больным.
7. После применения инструментарий и отработанный материал помещается в емкости для дезинфекции. Запрещается снятие иглы со шприцев до дезинфекции, за исключением использования деструкторов и отсекателей игл. Разборка, мойка и ополаскивание инструментария, лабораторной посуды, оборудования и аппаратуры, соприкасающихся с кровью, слюной или другими биологическими жидкостями, проводится только после предварительной дезинфекции в резиновых перчатках.
С целью профилактики профессионального заражения ВИЧ- инфекцией необходимо проведение следующего комплекса мероприятий:
1. При выполнении любых манипуляций медицинского характера должны использовать барьерные меры защиты:
- средства индивидуальной защиты (халат, шапочка, одноразовая маска, при необходимости - очки или защитные щитки, прорезиненный фартук, сменная обувь);
- манипуляции, при которых может произойти загрязнение рук
кровью или другими биологическими жидкостями, необходимо проводить в резиновых медицинских перчатках. Следует отдавать предпочтение перчаткам однократного применения. Одноразовые перчатки после их применения подвергаются дезинфекции. После снятия перчаток необходимо вымыть руки или обработать их кожным антисептиком. Несоблюдение этих правил является причиной возникновения аллергии на латексные перчатки.
Резиновые перчатки, снятые единожды, повторно не используются из-за возможности загрязнения рук. В процессе работы перчатки обрабатываются 70% спиртом или любыми другими дезинфицирующими препаратами, обладающими вирулицидным действием. Все повреждения на коже под перчатками, должны быть закрыты напальчником или лейкопластырем.
После снятия перчаток проводят гигиеническую обработку рук. Гигиеническую обработку рук спиртсодержащим или другим, разрешенным к применению антисептиком (без их предварительного мытья) проводят путем втирания его в кожу кистей рук в количестве, рекомендуемом инструкцией по применению, обращая особое внимание на обработку кончиков пальцев, кожи вокруг ногтей, между пальцами. Непременным условием эффективного обеззараживания рук является поддержание их во влажном состоянии в течение рекомендуемого времени обработки.
При загрязнении перчаток выделениями, кровью и т.п. во избежание загрязнения рук в процессе их снятия следует тампоном (салфеткой), смоченной раствором дезинфицирующего средства (или антисептика), убрать видимые загрязнения. Снять перчатки, погрузить их в раствор средства, затем утилизировать. Руки обработать антисептиком.
2. Все рабочие места должны быть обеспечены дезинфицирующими средствами, аварийной аптечкой, инструкцией по постконтактной профилактике и правилами действия персонала в случае аварийной ситуации.
3. Все случаи получения при исполнении профессиональных обязанностей травм, микротравм персоналом медицинских организаций, аварийных ситуаций с попаданием крови и биологических жидкостей на кожу и слизистые подлежат учету.
4. Действия медицинского работника при аварийной ситуации:
- в случае порезов и уколов немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70%-м спиртом, смазать ранку 5%-м спиртовым раствором йода, заклеить пластырем (или клеем);
- при попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы это место обрабатывают 70%-м спиртом, обмывают водой с мылом и повторно обрабатывают 70%-м спиртом;
- при попадании крови и других биологических жидкостей пациента на слизистую глаз, носа и рта: ротовую полость промыть большим количеством воды и прополоскать 70% раствором этилового спирта или 1- процентным раствором борной кислоты, слизистую оболочку глаза обильно промывают водой (не тереть) или 1-процентным раствором борной кислоты; слизистую оболочку носа - обильно промывают водой;
- при попадании крови и других биологических жидкостей пациента на халат, одежду: снять рабочую одежду и погрузить в дезинфицирующий раствор или в бикс (бак) для автоклавирования;
- как можно быстрее начать прием антиретровирусных препаратов в целях постконтактной профилактики заражения ВИЧ.
Состав аварийной аптечки:
Спирт этиловый 70% (два флакона по 100 мл), 5% настойка навески борной кислоты, стерильные емкости, глазные пипетки, стерильная вода для приготовления 1% водного раствора борной кислоты, ножницы с закругленными браншами, перевязочные средства (вата, бинты, пластырь, напальчник и пр.).
5. Уполномоченное лицо медицинской организации (руководитель структурного подразделения, главная или старшая медицинская сестра) организует проведение в возможно короткие сроки после возникновения аварийной ситуации (оптимально в этот же день) обследование на ВИЧ и вирусные гепатиты В и С лицо, которое может являться потенциальным источником заражения и контактировавшего с ним медицинского работника. Обследование на ВИЧ проводят методом экспресс-тестирования на антитела к ВИЧ с обязательным направлением образца из той же порции крови для стандартного тестирования на ВИЧ в ИФА в лабораторию медицинской организации или лабораторию ОБУЗ «Курский областной клинический кожно-венерологический диспансер». Обследование на вирусные гепатиты В и С проводится на базе собственной лаборатории медицинской организации (при наличии возможности) или любой другой аккредитованной лаборатории. Образцы плазмы (или сыворотки) крови человека, являющегося потенциальным источником заражения ВИЧ, и контактного лица, передают для хранения в течение 12 месяцев в лабораторию ОБУЗ «Курский областной клинический кожно-венерологический диспансер».
Пострадавшего и лицо, которое может являться потенциальным источником заражения, уполномоченное лицо медицинской организации опрашивает об инфицировании ВИЧ, носительстве вирусных гепатитов, ИППП, воспалительных заболеваний мочеполовой сферы, других заболеваний, провести консультирование относительно менее рискованного поведения. Если источник инфицирован ВИЧ, выясняют, получал ли он антиретровирусную терапию. Если пострадавшая - женщина, проводят тест на беременность и выяснить, не кормит ли она грудью ребенка. При отсутствии уточняющих данных постконтактную профилактику начинают немедленно, при появлении дополнительной информации схема корректируется.
Диспансерное наблюдение медицинского работника, подвергшегося риску инфицирования, осуществляется в объеме: лабораторное обследование на антитела к ВИЧ, маркеры вирусных гепатитов В и С - через 3, 6, 12 месяцев после аварии; при наличии показаний - проводится клинический и биохимический анализ крови; при необходимости организуется и проводится иммунизация против вирусного гепатита В. Диспансерное наблюдение медицинского работника осуществляется по месту работы или в медицинской организации по месту жительства. В случае, если лицо, которое может являться потенциальным источником заражения, является больным или носителем вирусного гепатита В и/или С диспансерное наблюдение осуществляется под контролем гепатологического Центра Курской области на базе ОБУЗ «Областная
клиническая инфекционная больница им.Н.А.Семашко».
6. Проведение постконтактной профилактики заражения ВИЧ антиретровирусными препаратами:
6.1. Прием антиретровирусных препаратов должен быть начат в течение первых двух часов после аварии, но не позднее 72 часов с оформлением информированного согласия на проведение специфической химиопрофилактики.
6.2. При наступлении аварийной ситуации, повлекшей за собой риск заражения ВИЧ-инфекцией, сотрудники медицинских организаций должны незамедлительно сообщать о каждом аварийном случае руководителю подразделения, его заместителю или вышестоящему руководителю.
Аварийные ситуации должны учитываться в каждой медицинской организации в «Журнале учета аварийных ситуаций при проведении медицинских манипуляций» и составляться «АКТ о медицинской аварии в учреждении».
С целью устранения причин аварийной ситуации, а также подтверждения связи инфекционного и/или паразитарного заболевания с исполнением служебных обязанностей работником, следует организовать работу по эпидемиологическому расследованию аварийной ситуации.
6.3. Все медицинские организации должны быть обеспечены экспресс-тестами на ВИЧ, иметь запас или доступ к антиретровирусным препаратам (АРВТ-терапия должна быть начата в течение первых 2-х часов после аварийной ситуации):
6.3.1. Медицинские организации, расположенные в г. Курске, получают препараты для химиопрофилактики профессионального заражения ВИЧ в рабочие дни с 9-00 до 16-00 в Центре СПИД ОБУЗ «Курский кожвендиспасер» (г. Курск, ул. Садовая, 40), в нерабочее время с 16-00 до 9-00 часов (ночное время), выходные и праздничные дни - в стационаре ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» у дежурного врача (г. Курск, ул. Димитрова, 62) не позднее 2-х часов от момента аварии;
6.3.2. Медицинские организации Курской области, расположенные за чертой г. Курска, должны иметь в наличии неснижаемый запас препарата (зидовудин, 100 г, №100) для своевременного начала монотерапии при угрозе профессионального заражения ВИЧ-инфекцией. Получение препаратов для проведения полноценной ВАРВ-терапии производится в ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» (согласно п. 6.3.1.) - не позднее 72 часов от момента аварии;
6.3.3. Все медицинские работники, подвергшиеся риску инфицирования ВИЧ при аварийной ситуации, должны получить консультацию, корректировку схемы лечения у врача-инфекциониста Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» в день аварийной ситуации или в первый рабочий день после аварии;
6.3.4. В каждой медицинской организации должны быть назначены специалисты, ответственные за учет и хранение экспресс-тестов и антиретровирусных препаратов, определены места их хранения с доступом, в том числе в ночное время и выходные дни.
6.4. Сроки диспансерного наблюдения пациентов, пострадавших в аварийных ситуациях, связанных с риском инфицирования ВИЧ - 1 год; периодичность обследования на антитела к ВИЧ (метод иммунофермент- ного анализа): в день (ближайшие дни после) аварийной ситуации, в дальнейшем - через 3,6, 12 месяцев после аварии.
7. Ответственность за явку к врачу-инфекционисту в Центр СПИД ОБУЗ «Курский кожвендиспансер», обследование на ВИЧ, вирусные гепатиты В и С, прочие мероприятия в течение срока диспансерного наблюдения за пострадавшим медицинским работником, организация обследования на ВИЧ, вирусные гепатиты В и С лица, которое является потенциальным источником заражения, несет руководитель медицинской организации, где произошла аварийная ситуация.
8. Пострадавший должен быть предупрежден о том, что он может быть источником инфекции в течение всего периода наблюдения и поэтому ему надлежит соблюдать меры предосторожности для избежания возможной передачи ВИЧ-инфекции (в течение 12 месяцев он не может быть донором, должен использовать презерватив при половых контактах и т.п.).
9. По истечении года при отрицательных результатах лабораторных исследований пострадавший снимается с диспансерного наблюдения. В случае получения положительного результата проводится расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания в установленном порядке.
Журнал учёта аварийных ситуаций при проведении медицинских манипуляций*
______________________________________
(наименование отделения, учреждения)
Начат: «___»_______________20_____г
Окончен: «___»_____________20_____г
N п./п. | ф.и.о. постра давшего меди цинского работ ника | Место работы, дол жность | Воз раст | Дата и время аварии | 06- сто- ятель ства и характер аварии | На ли чие СИЗ | Ф.И.О. больного, адрес, N истории болезни, дата и результат обследования на ВИЧ, ВГВ, ВГС, стадия ВИЧ- инфекции, АРВТ | Объемы ока- з и- вае- мой помощи по- стра- дав- шим | Ф.И.О. руководителя, которого проинформировали об аварии |
___________________________
*Далее оформляется Акт о медицинской аварии в медицинской организации.
УТВЕРЖДАЮ
__________________ / ___________________
(подпись, фамилия, инициалы руководителя)
«____» ___________ 20 ____ г.
М.П.
АКТ № _____ О МЕДИЦИНСКОЙ АВАРИИ В УЧРЕЖДЕНИИ
1. Дата и время медицинской аварии
___________________________________________________________________________
(число, месяц, год и время медицинской аварии)
2. Учреждение, работником которого является пострадавший
___________________________________________________________________________
(полное наименование, фактический адрес, юридический адрес, фамилия, инициалы
руководителя)
3. Наименование структурного подразделения, где произошла аварийная ситуация, и в каком структурном подразделении работает пострадавший работник
________________________________________________________________________
4. Сведения о пострадавшем работнике:
Фамилия, имя, отчество
________________________________________________________________________
Пол (мужской, женский)
дата рождения «______» __________________ год _____________ полных лет
5. Наличие беременности ________________________ срок _____ недель или грудного вскармливания ребенка __________________________________
6. Занимаемая должность в указанной медицинской организации
________________________________________________________________________
стаж работы в организации _________________, в том числе в данной должности
7. Лица, ответственные за расследование случая медицинской аварии (руководитель структурного подразделения, другие должностные лица)
________________________________________________________________________
8. Сведения о проведении инструктажей (обучения и проверки знаний) по охране труда по профессии (должности) или виду работы, при выполнении которой произошла аварийная ситуация
________________________________________________________________________
(число, месяц, год)
Инструктаж на рабочем месте/первичный, повторный, внеплановый, целевой/
(нужное подчеркнуть)
Обучение по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошла медицинская авария:
с «___» 20 ___ г. по «___» 20 __ г.
(если не проводилось, указать)
Проверка знаний по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошла медицинская авария
___________________________________________________________________________
9. Краткая характеристика места, где произошла медицинская авария
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Обстоятельства медицинской аварии, дата регистрации в журнале медицинских аварий
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Характер полученных повреждений и орган, подвергшийся повреждению: (колотая рана, поверхностная рана или глубокая ссадина, прокол загрязненной иглой, загрязнение инфицированной кровью или другими биологическими жидкостями повреждений кожи слизистой оболочуи):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Сведения о применении выданных средств индивидуальной защиты на момент аварийной ситуации (спецодежда, перчатки, очки, маска, фартук)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Мероприятия по обеззараживанию места аварии, предотвращению заражения ВИЧ-инфекцией пострадавшего
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Причины медицинской аварии (указать основную и сопутствующие причины)
___________________________________________________________________________
15. Очевидцы аварии
___________________________________________________________________________
16. Характеристика предположительного источника инфекции:
результаты обследования на ВИЧ-инфекцию:
экспресс-диагностика (дата, результат)
___________________________________________________________________________
ИФА (дата, результат)
___________________________________________________________________________
ИБ (дата, результат)
___________________________________________________________________________
ВИЧ-статус больного, регистрационный № ВИЧ, дата выявления ВИЧ-инфекции
___________________________________________________________________________
антиретровирусная терапия
___________________________________________________________________________
иммунный статус
___________________________________________________________________________
вирусная нагрузка
___________________________________________________________________________
результаты обследования на ВГВ (дата, результат)
___________________________________________________________________________
результаты обследования на ВГС (дата, результат)
___________________________________________________________________________
данные эпиданамнеза, свидельствующие о высокой вероятности нахождения пациента в «серонегативном окне»
___________________________________________________________________________
17. Результаты обследования пострадавшего в том числе экспресс-диагностика, результаты обследования на ВИЧ-инфекцию (дата, результат
___________________________________________________________________________
результаты обследования ВГВ (дата, результат)
___________________________________________________________________________
результаты обследования ВГС (дата, результат)
___________________________________________________________________________
18. Наличие прививок против вирусного гепатита В у пострадавшего (с указанием даты вакцинации, наименования вакцины, номера серии, рока годности)
V1
V2
V3
напряженность иммунитета к гепатиту В _____________________________________
19. Дата и время начала приема антиретровирусных препаратов, наименование препаратов
___________________________________________________________________________
(если АРВТ не проводилась, указать причину) ___________________________________________________________________________
«____» ______________ 20 ____ г.
Ф.И.О., должность ___________________________________________________________
подпись ____________________________________________________________________
Приложение № 4
к приказу комитета здравоохранения
Курской области
от 14.07.2017. № 318а
ПОЛОЖЕНИЕ
об уполномоченном специалисте по ВИЧ инфекции.
1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1. Доверенным врачом назначается врач, имеющий подготовку по инфекционным болезням, а в случае его отсутствия врач-терапевт или педиатр; в специализированном учреждении врач-специалист, прошедший подготовку по вопросам ВИЧ-инфекции.
1.2. Доверенный врач руководствуется в своей работе нормативными документами по вопросам ВИЧ-инфекции.
1.3. Доверенный врач назначается приказом руководителя лечебного учреждения.
1.4. Доверенный врач по ВИЧ-инфекции работает под методическим руководством специалистов Центра СПИД ОБУЗ «Курский кожвендиспансер».
2.ОБЯЗАННОСТИ
2.1 Организует диспансерное наблюдение за ВИЧ- инфицированными лицами в соответствии с рекомендациями врача-инфекциониста Центра СПИД ОБУЗ «Курский кожвендиспансер», соблюдая принцип преемственности со специалистами Центра СПИД.
2.2 Организует амбулаторное и/или стационарное лечение ВИЧ- инфицированных антиретровирусными препаратами по месту жительства, учитывая рекомендации врачей Центра СПИД.
2.3 Консультирует других врачей по вопросам ВИЧ-инфекции, а при необходимости организует консультирование врачами Центра СПИД.
2.4 Контролирует оказание медицинской помощи ВИЧ- инфицированным лицам по клиническим показаниям.
2.5 В медицинской организации, имеющей в своем составе детские, женские консультации и акушерские стационары:
а) контролирует проведение трехэтапной плановой и экстренной химиопрофилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку;
б) контролирует наличие неснижаемого запаса антиретровирусных препаратов в акушерских стационарах;
в) контролирует проведение диспансерного наблюдения за детьми с перинатальным контактом по ВИЧ в детских консультациях.
2.6 Организует экстренную постконтактную профилактику среди медицинских работников при аварийной ситуации.
2.7. Участвует в проведении анализа полноты охвата населения
тестированием на ВИЧ-инфекцию.
2.8. Организует обучение специалистов медицинской организации по
вопросам ВИЧ-инфекции.
Готовит отчеты по установленным формам. Предоставляет информацию о
проведенной работе по диспансеризации ВИЧ-инфицированных пациентов ежеквартально с нарастающим итогом вЦентр СПИД.
2.9. Повышает свою квалификацию в установленном порядке.
2.10. Принимает участие в обучающем семинаре «День доверенного
врача» в соответствии с Планом комитета здравоохранения Курской
области. Отчитывается о проделанной работе в рамках данного
мероприятия.
2.11. Соблюдает правила врачебной этики и деонтологии при
выявлении, обследовании и лечении больных ВИЧ/СПИДом.
ПРАВА
3.1. Вносит предложения руководителю медицинской организации
по вопросам медицинской помощи ВИЧ-инфицированным по клиническим
показаниям.
3.2. Получает информацию по ВИЧ инфекции, необходимую для
выполнения своих обязанностей в специализированных учреждениях
здравоохранения.
3.3. Вносит предложения по вопросам улучшения и организации условий труда.
3.4. Имеет право пользоваться служебным автотранспортом организации с целью повышения приверженности ВИЧ-инфицированных пациентов к обследованию, наблюдению и лечению.