В традиционном понимании право природопользования рассматривается как использование ресурсов земель, недр, вод, лесов, животного и растительного мира (природных ресурсов) в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности. В ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» содержание права природопользования определено как пользование природными ресурсами в установленном порядке.
Таким образом, право природопользования — это комплексный институт, объединяющий совокупность правовых норм различных отраслей природоресурсного законодательства, устанавливающих порядок использования природных ресурсов.
В ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды» нашла отражение широкая трактовка, согласно которой природопользование рассматривается как хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду. Данное определение чрезмерно расширяет понятие природопользования, поскольку фактически охватывает все виды отношений в области охраны окружающей среды.
Основные принципы права природопользования нашли закрепление в ст. 4 Закона «Об охране окружающей среды» в числе основных принципов охраны окружающей среды и в природоресурсном законодательстве. Это, в частности, следующие принципы:
- охраны, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и их воспроизводства. При внесении изменений и дополнений от 6 мая 2010 г. в Закон «Об охране окружающей среды» впервые было дано легальное определение рационального (устойчивого) использования природных ресурсов, под-которым понимается «пользование природными ресурсами таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к их истощению и тем самым позволяют сохранить их способность удовлетворять экономические, эстетические и иные потребности нынешнего и будущих поколений». И в приведенном определении, и в природоресурсном законодательстве на первый план выходит такой признак рационального (устойчивого) природопользования, как длительный характер использования природного ресурса без снижения его первоначальных качеств, что в целом соответствует подходам, сформулированным в международных документах и в научной литературе. В отраслевом природоресурсном законодательстве требование рационального (устойчивого) использования природных ресурсов имеет различное конкретное содержание;
- государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования;
- платности специального природопользования;
- экономического стимулирования рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
- приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов, биотопов и природных комплексов;
- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;
- недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и функций природопользования и др.
Классификация видов права природопользования традиционно осуществляется в зависимости от вида используемых ресурсов на:
- право землепользования;
- право недропользования;
- право водопользования;
- право лесопользования;
- право пользования растительным миром;
- право пользования животным миром.
Такое деление имеет юридическое значение как с точки зрения дифференциации отраслей природоресурсного законодательства, так и исходя из необходимости учета особенностей компонентов природной среды в процессе осуществления права природопользования. В отраслевом природоресурсном законодательстве классификация соответствующих видов природопользования получает свое дальнейшее развитие.
Статья 16 Закона «Об охране окружающей среды» и природоресурсное законодательство предусматривают деление права природопользования на общее и специальное.
Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности (специальное природопользование) разрешается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за плату, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, на основании решений государственных органов, в компетенцию которых входит принятие таких решений, договора аренды, комплексного природоохранного разрешения и на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Гражданам гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (право общего природопользования).
Важнейшим отличительным признаком специального природопользования является его разрешительный характер, что обусловлено необходимостью выражения волеизъявления государства как собственника природных ресурсов на предоставление их в пользование.
Признаком специального природопользования является целевой характер. Общее целевое назначение продиктовано правовым режимом предоставляемого природного ресурса (например, категория и вид земель). При предоставлении природного ресурса в пользование государственными органами указывается цель, для осуществления которой он предоставлен. Использование природных ресурсов в соответствии с целями, для которых они предоставлены, является обязанностью природопользователя, невыполнение которой может повлечь прекращение права природопользования.
По общему правилу специальное природопользование является платным, за исключением случаев предоставления льгот, которые могут выражаться в полном либо частичном освобождении от внесения платы. Примерами бесплатного осуществления специального пользования природными ресурсами является природопользование в научно - исследовательских, учебно-опытных и иных аналогичных целях (ст. 30 Закона «О животном мире»); заготовка древесины при проведении лесохозяйственных работ, побочное лесопользование, осуществляемые юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство (ст.102 ЛК). Платность специального пользования, таким образом, не является его основным признаком.
Правомерно также деление права специального природопользования на обособленное и совместное, несмотря на то, что действующее природоресурсное законодательство содержит термин «обособленное» лишь в ВК. Обособленное водопользование ограничено узким перечнем целей, закрепленных в ст. 31; в то же время земельные участки всегда предоставляются конкретному субъекту для конкретной цели (хотя может быть и общее право на земельный участок). В большинстве случаев предоставление природных ресурсов в пользование возможно нескольким пользователям для различных целей одновременно.
Особенность права природопользования состоит в том, что пользование одними природными ресурсами всегда оказывает влияние на состояние иных компонентов и окружающую среду в целом. В связи с этим особую актуальность приобретает правовое закрепление комплексного использования природных ресурсов, которое возможно путем предоставления природопользователю природного комплекса, а не только отдельных компонентов природной среды, а также предоставления одного участка природного объекта нескольким субъектам одновременно для использования в различных целях. Важным шагом на пути развития данного правового института в Республике Беларусь стало появление норм о выдаче комплексных природоохранных разрешений. Однако сфера применения названных разрешений ограничивается предоставлением права на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства (Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях»). Перспективной областью комплексного использования природных ресурсов является природопользование на основе концессии.