Глаг. в инф. – глаг. в инф. значит




Ход урока

Изучение нового материала

1. Работа по опорной схеме

Справедливость – это основа доверия ребёнка к воспитателю. (В.А.Сухомлинский.)

(Запишите в тетрадь для лекций)

Сост.им. сказ. = глагол-связка (м.б. нулевой) + именная часть

↓ ↓

Указ. на накл. и время содержит ЛЗ

- Вспомогательная часть выражается различными видами глагольных связок.

Виды глагольных связок

1. Отвлечённая, или незнаменательная связка (быть), м.б. нулевой (для передачи значения настоящего времени) Знания в юности – это мудрость в старости. Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой. (Н.Некрасов.)
2. Полузнаменательные связки (делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т.д.) Дни становятся короче. На курсе она считалась красавицей.
3. Знаменательные связки (приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и др.), обозначающие состояние или движение Он пришёл угрюмый. (А.Пушкин.) Я сидел погружённый в глубокую задумчивость. (А.Пушкин.)

2. Заполнение таблицы

- Именная часть составного именного сказуемого выражается различными частями речи. Запишите только левую часть.

1. Существительное в форме им. или тв. п. Его (Есенина) поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. (А.Толстой.) В искусстве слова все являются учениками друг друга. (М.Пришвин.)
2. Прилагательное: а) в краткой форме; б) в полной форме в им.п.; в) в полной форме в тв. п.   Мне мил стихов российский жар. (С.Есенин.) Осенние зори хмурые, медленные. (К.Паустовский.) Небо всегда было ярким и тёмным. (К.Паустовский.)
3. Причастие Охвачено сердце тревогой смутной. (С.Щипачёв.)
4. Местоимение Вишнёвый сад теперь мой. (А.Чехов.)
5. Числительное Возраст дуба – две тысячи лет. (М.Пришвин.)
6. Наречие Окна были настежь. (К.Паустовский.)
7. Инфинитив Курить – здоровью вредить.
8. Неделимое (или фразеологическое) сочетание Варя была с заплаканными глазами (А.Чехов.) Он был тёртый калач.

- Составное именное сказуемое может быть осложнённым. Определите состав составного именного сказуемого (подчеркните).

1. Предикативное прил. + глагол-связка + именная часть В человеке всё должно быть прекрасно…(А.Чехов.)
2. Модальный (фазовый) глагол + глагол-связка + именная часть Шаги его перестали быть слышны. (Л.Толстой.)

3. Работа по опорной схеме

Вспомните, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым.

Детская любовь – лучшая награда учителю.

Заставить рассмеяться аудиторию – наполовину убедить её в своей правоте.

Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь.

Первое дело в жизни – честно служить Отчизне.

Два да три – пять.

Безумство храбрых – вот мудрость жизни.

Знания в юности – это мудрость в старости.

Прочесть книгу и понять её, как нужно, - значит стать на уровень автора.

Но:

Бедность не порок. Плохой товарищ – не подмога.

Я учитель. Я – студент!

Озеро как изумруд.

Можно прочитать теоретические сведения в учебнике (§ 125).

Вспомнили? Проверьте себя и запишите вывод в виде опорной схемы.

Сущ. в им. п. - сущ. в им. п. это

Числ. в им. п. – числ. в им. п. + вот

Глаг. в инф. – глаг. в инф. значит

Но:

Сущ. в им.п. не сущ. в им. п.

Сущ. в им.п. мест.

Сущ. в им.п. как, точно сущ. в им.п.

словно, будто, как будто



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: