Значение научных исследований в области дошкольной педагогики.
Тураева Я. И.
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. психологии и возрастной физиологии: данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и обучения в дошкольном возрасте.
С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.
У каждого изучающего теорию педагогики рано или поздно возникает вопрос: как получены те или иные выводы, можно ли им доверять? Известно, что ход размышлений исследователя, пути, которые привели его к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов, поэтому познание предмета педагогики в отрыве от способов получения информации о нем не может быть успешным.
Пути, способы познания объективной реальности называют методами исследования. Они позволяют добывать информацию об изучаемом предмете, анализировать и обрабатывать полученные данные, включают знания науки в систему известных знаний. Уровень развития науки напрямую связан с применяемыми в ней методами. Каждая наука разрабатывает и использует свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.
|
Изучение педагогической действительности происходит через педагогическое исследование. Его цель – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закона или закономерности.
Педагогическое научное исследование – это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
В настоящее время осуществляется постепенный переход системы образования к новым стандартам, являющимся более актуальными и отвечающими потребностям общества и государства по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Соответственно новые требования предъявляются и к педагогическим работникам, занимающимся непосредственной профессиональной деятельностью. Особое значение придается формированию и развитию у будущих педагогов таких личностных качеств как: инициативность; способность к творческому мышлению; умение находить быстрые и креативные решения. С целью формирования и развития данных качеств является целенаправленная организация исследовательской деятельности, призванной помочь педагогу преодолеть возможные разногласия между существующей системой образования и теми требованиями, которые предъявляются к современному педагогу.
Современным педагогам приходится постоянно адаптироваться к меняющимся условиям, быть в курсе всех событий в сфере образования, владеть актуальными методами и средствами воспитания и обучения, а самое важное уметь привлекать к себе внимание со стороны учащихся в плане своей педагогической деятельности. Все это требует от педагога постоянного личностно-профессионального саморазвития.
|
Педагогическая деятельность – это деятельность педагога, направленная на создание оптимальных условий для самообразования и саморазвития всех субъектов образовательного процесса. По своей природе педагогическая деятельность является сложноорганизованной системой, состоящей из ряда деятельности, каждая из которых имеет собственные цели, задачи, мотивы, действия и конечный результат.
Таким образом, исследовательская деятельность направлена на повышение профессионального уровня и развития необходимых личностных качеств, для успешной и эффективной педагогической деятельности. Исследовательская деятельность предусматривает особый взгляд на проблему, уточнение определений и толкований, получение кардинально нового результата. Новые знания, получаемые в ходе исследования, могут иметь как обобщающий, так и частный характер. Это может быть определенная закономерность, знание о ее конкретной детали или месте.
Сущность исследовательской деятельности заключается в том, что она предполагает обязательное наличие активной познавательной позиции всех ее участников, которая связана в первую очередь с глубоко осмысленной творческой переработкой научной информации, работой мыслительных процессов в режиме особого аналитико-прогностического характера, проявляющегося в виде «проб и ошибок», личностных озарений и открытий. Все это отличает исследовательскую деятельность от иных видов деятельности, а также от проблемного и эвристического обучения. Несмотря на ее обособленности, исследовательская деятельность только тогда будет эффективной, когда она взаимосвязана с другими видами деятельности.
|
Процесс организации исследовательской деятельности является ответственным этапом, от которого зависит ее эффективность и результативность. Правильно организованное исследование предусматривает процесс самостоятельного прохождения участников всех этапов научного исследования, каждый из которых оказывает значительное влияние на развитие личности учащегося и получение им новых знаний и умений. Каждый педагог при организации исследовательской деятельности должен понимать, что ее оформление на бумаге и реальная реализация могут отличаться друг от друга, так как сложно точно предугадать поведение участников. Не обязательно учащимися будет получен именно тот результат, который запланировал педагог.
Значимость планирования исследовательской деятельности заключается в том, что оно воспитывает в учащихся организованность и ответственность. Окончание исследовательской деятельности предусматривает определенную обработку, оформление и представление полученных результатов. Например: Таблицы, схемы, графики, выводы, презентации и т.п.
Методы исследования дошкольной педагогики
· Наблюдение – целенаправленное изучение педагогического явления, в процессе которого исследователь может видеть явление в целом или отдельные стороны, связи. Главной задачей является накопление фактов, фиксация их существенных сторон.
Требования: цель, систематичность, плановость, точная запись.
Виды: опосредованное (через других лиц), открытое, скрытое, непрерывное, прерывное, монографическое (весь труд), узкоспециальное (один опрос).
· Эксперимент – требует организации собственного поведения, учет условий, влияющих на результат, учет инструкций, техническая подготовка, запись результатов.
Виды: естественный, лабораторный, констатирующий, формирующий, контрольный.
· Беседа – разговор двух и более людей.
Требования: целенаправленность, наличие плана (опросы полные, постановка вопроса, педагогический такт, массовость).
· Анкетирование – закрытое (не называют фамилии), интервью – открытое. Изучение результатов деятельности детей – требования: систематизация, учет.
· Метод социометрии – выявляет взаимоотношения в коллективе на основе опроса или наблюдения за устоявшим поведением людей.
· Изучение архивных материалов (планы, отчеты, протокол).
· Монографическое изучение детей (отдельный ребенок, класс).
· Математический метод – математическая обработка данных.
· Метод изучения и обобщения опыта – один из ведущих.
Все методы применяются комплексно, т.к. имеют положительные и отрицательные стороны. Положительные черты наблюдения и факты собираются в естественных условиях. Отрицательные черты – выжидаемость, трудно повторить, трудно записать. Положительные стороны эксперимента: искусственно можно выделить исследование, можно повторить, изменить методы воздействия.
Таким образом, дошкольная педагогика является важной областью научных исследований, структурной единицей педагогических наук и системы наук о человеке.