Восемнадцатое ноября
Классная работа
Тема: Города земли русской Сибирский край. В. Г. Распутин «Сибирь, Сибирь…» (глава Тобольск), А. И. Солженицын «Колокол Углича».
А. И. Солженицын – один из самых популярных и влиятельных писателей нашего времени. Его творчество, жизненный путь, политические взгляды, мировоззрение являлись и являются предметом интереса и изучения не только в России, но и во всем мире. Это писатель, открывший деревенскую литературу для широкого круга читателей, это мастер «лагерной» прозы, это политик, озабоченный обустройством России.
У Солженицына есть маленькие миниатюры, которые писатель назвал «Крохотки». Это даже не короткие рассказы в классическом понимании. Их можно считать моментальными фотографиями в прозе, застывшими на секунду мгновениями. В них автор умудряется втиснуть огромный смысл в несколько предложений через личные переживания и крик души.
Один из таких рассказов – «Крохоток» - «Колокол Углича». В нем автор поднимает проблему утраты связи настоящего и прошлого. Современное поколение не хочет понимать и принимать историю. Сам колокол олицетворяет образ великомученика, не придавшего свою веру. Солженицын описывает колокол как живого человека. Он использует выражение «битый плетьми», «отбывал свой триста летний срок», «помилован к возврату». Для него колокол – это живое существо. Опытный читатель легко поймет, что речь идет о русском народе, о его не легкой судьбе. Можно сравнить колокол с многострадальной Россией.
Судьба колокола и судьба Солженицына сильно похожи между собой. И тот и другой были изгнаны со своей родины и «биты плетьми». Оба были возвращены и «помилованы». Эти аналогии очень прозрачны и понятны. Колокол был лишен одной проушины и «языка», чтобы не звонил. Книги Солженицына не печатались в России и были запрещены.
Единственный удар, сделанный невидимым героем в колокол – тоже символ. Автор дает начало отчету «смуты третьей» показывая свою обеспокоенность нынешним временим. Он сильно переживает за судьбу и будущее современной России. Постоянное противопоставление «смутного времени» и нынешнего символизирует в понимании писателя вечную борьбу народа и существующей власти как несколько веков назад, так и сейчас.
Домашнее задание: Читать стр.27-33.
Прочитайте рассказ «Колокол-углича», стр.44-47.(электронный учебник) и ответьте письменно на вопрос:
• Определить тему и основную мысль произведения.
И. С. Никитин «Поле», И. А. Гофф «Русское поле»
Стихотворение Ивана Саввича Никитина «Поле»
Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось тёмно-синею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним;
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чём-то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
Один я… И сердцу и думам свобода…
Здесь мать моя, друг и наставник – природа.
И кажется жизнь мне светлей впереди,
Когда к своей мощной, широкой груди
Она, как младенца, меня допускает
И часть своей силы мне в душу вливает.
Стихотворение Инны Анатольевны Гофф «Русское поле».
Поле, русское поле…
Светит луна или падает снег, —
Счастьем и болью вместе с тобою.
Нет, не забыть тебя сердцем вовек.
Русское поле, русское поле…
Сколько дорог прошагать мне пришлось!
Ты моя юность, ты моя воля —
То, что сбылось, то, что в жизни сбылось.
Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря.
Ты со мной, мое поле,
Студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя, и скажу, не тая:
— Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок.
Поле, русское поле…
Пусть я давно человек городской —
Запах полыни, вешние ливни
Вдруг обожгут меня прежней тоской.
Русское поле, русское поле…
Я, как и ты, ожиданьем живу —
Верю молчанью, как обещанью,
Пасмурным днем вижу я синеву.
Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря.
Ты со мной, мое поле,
Студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя, и скажу, не тая:
— Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок.
Ответьте письменно на вопросы по стихотворению «Русское поле»:
1. Как вы думаете, о чём это стихотворение? Почему оно так называется?
2. Какие пословицы о поле вам известны?
Вашим домашним заданием будет: прочитать биографию Д. В. Григоровича по ссылке: https://rushist.com/index.php/literary-articles/4959-grigorovich-dmitrij-vasilevich-kratkaya-biografiya;
Законспектировать в рабочую тетрадь ДО СЛЕДУЮЩЕГО УРОКА. Прочитать «Пахарь» (I, II, III главы) по ссылке:
https://az.lib.ru/g/grigorowich_d_w/text_1856_pakhar.shtml
ПОДГОТОВИТЬСЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ПРОШЛЫМ УРОКАМ И ПО СЕГОДНЯШНЕМУ.
Фотографии вашего выполненного задания присылать на почту: alexandrsidoruk3006@gmail.com
Не забудьте указать имя, фа