Тот кто не будет читать его ежедневно, никогда не сможет достигнуть духовного состояния в молитве. Евангелие должно быть непременно.




Пример прп Серафим Саровский он прочитывал 4 Евангелия за 1 неделю.

Святые отцы по поводу чтения Евангелия рекомендуют:

 

1. Молитва перед чтением слова Божия. Это молитва св Иоанна Златоуста, ОТКРОЙ МОИ ОЧИ СЕРДЕЧНЫЕ.

так же ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ и своими словами, чтобы Господь открыл наши очи и мы восприняли слово Божие.

Без молитвы чтение свщ Писания противопоказывается.

 

2. Чтение священного Писания должно происходить в тишине.

Тишина способствует к более глубокому проникновению в текст.

3 Важно чтобы человек не имел никаких параллельных дел во

время чтения Писания, это не принесет нужных плодов, так как чтение писания это одна из форм молитвы.

4. Может совершаться стоя сидя или на коленях, по болезни можно лежа.

Стоя читать рекомендуется вслух.

Но можно и сидя, бывает лучше понимаешь сидя.

Общепринято прочтение ветхого завета 3 главы, Евангелия 1 главу, апостола 2 главы.

Это общее,

Если есть время надо читать Евангелие сколько есть сил.

И стараться на деле все применять каяться, если мы не можем сделать так как нас учил Господь на деле.

 

Для того чтобы приблизится к правильной молитве нам надо углубляться в священное Писание.

 

МОЛИТВА БЕЗ ВНИМАНИЯ

КТО С НЕЙ НЕ ЗНАКОМ

Сухая, рассеянная, тяжкая, непонятная, невыносимая,

Радости нет, молился не молился непонятно.

Что это за состояние.

Свт Игнатий Брянчанинов говорит: Молитва без внимания приносит терни и волчцы. Это мертвость души, фарисейское самомнение, превозношение количеством и временем молитвы.

 

Свт Григорий Синаит говорит: Если кто устами творит молитву, а ум его кружится, то какая польза.

 

Ап. Павел В церкви лучше 5 слов сказать умом моим, чтобы других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

 

Так же Григорий Синаит говорит: Но как телом кто делает, так должен делать и умом, чтоб телесно не казаться праведным, а в сердце быть исполненым всякой неправды и нечистоты

 

Мф 15гл, 8

Приближаются людии сии ко мне устами своими и чтут меня языком, сердце же их далеко отстоит от меня.

 

Иоанн Златоуст: Ты сам не слышишь своей молитвы, как же хочешь, чтобы Бог ее услышит.

 

Свт Исаак Сирин: Если ты сам не помнишь о чем ты молился, то как думаешь что Бог тебя услышит.

 

 

Ап Яков 1гл 7,8 стихи: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа, человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

 

И мы молимся и не получаем, да потому что молимся абы как.

 

Симеон новый Богослов: Нет греха больше, как молится без страха Божия, без внимания и благоговения, кто молится или поет псалмы как попало с небрежностью и призорством, тот явно не знает что такое есть Бог.

 

Потому что Бог требует от человека сердце внимание.

Итак молиться расеянно есть грех.

Бесполезный труд пагубное состояние души человека, в котором нужно каяться и стараться с этим бороться.

 

МОЛИТВА СО ВНИМАНИЕМ.

 

При совершении молитвы всегда возникает дилемма между качеством и количеством.

Плохо что мы почти всегда склоняемся в сторону количества, а не качества.

И привыкая к такому мы все начинаем потихоньку превращаться во внешних делателей.

 

Нужно задавать вопрос себе и другому молились ли мы Богу, а что Господь нам сказал, что душа чувствует в этот момент.

 

Свт Игнатий Брянчанинов говорит: При внимании молитва приносит плод, который состоит в просвещении ума, умилении сердца, в оживлении души жизнью духа. Внимательная молитва начинает человека оживотворять, она дает человеку возможность дальше молится и у него есть шанс что он внимание продолжит и получит от Господа силы для того чтобы дальше нести подвиг внимательной молитвы.

 

Симеон Благоговейный, учитель Симеона нового Богослова говорит (если с амвона такое произнести могут и из церкви выгнать как еретика): Лучше одно трисвятое прочитать со вниманием и лечь спать, нежели без сна провести 4 часа в бесполезных разговорах.

Здесь Симеон Благоговейный говорит о том что Богу неважно количество, а важно качество, чтобы человек получил пользу, просвещение ума, оживление ума жизнью духа и вкусил благодать молитвы.

 

Есть опасность если человек вкушает благодать фарисейскую, когда он исполнит правило и радуется, что он сделал хорошее дело.

Но тем не менее

Иоанн Лествичник говорит: Мы как несовершенные с качеством молитвы должны соединять и количественное множество, потому что второе бывает причиной первого.

 

Это говорит о том, что правил все таки нельзя убирать. ПРАВИЛО у человека должно быть, но он должен понимать что в правиле важно прежде всего внимание. И правило нестатично, оно динамично оно может меняться с рассуждения оно может уменьшаться или увеличиваться, но оно должно быть обязательно и поэтому количество хорошо.

Обязательно с количеством должно быть соединено и качество.

 

Преподобный Феодор Студит говорит: позволительно и отступление от обычного порядка, но надо чтобы это делалось с совета и ведома.

Очень важно изменения молитвенного правила осуществлять по согласованию с духовным наставником или хотя бы духовным другом.

 

ЕСЛИ ЕСТЬ ОПЫТ МОЖЕТЕ ПОДЕЛИТСЯ изменения правила?

 

 

КАК СОДЕЙСТВОВАТЬ ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ, ЕЕ ПРИОБРЕТЕНИЮ

У кого есть силы молиться надо много, у кого нет, то по силам.

Святые отцы говорят, что правило молитвенное оно должно быть соответственно силам.

Исаак Сирин говорит: Господь нас наказывает не за то что мы бросаем наше молитвенное правило или оставляем его совсем, а взыскивает с нас за то, что после того как мы остввили наше правило, бесы врываются в нашу душу, берут над нами силу и заставляют нас делать то, от чего мы долго воздерживались, т.е. исполнять греховные похотения и страсти.

Т.е. бросил молитву, впал в уныние, стал обьедаться, запил. Все это происходит от того что человек не рассчитывает силы. Дозволяет себе оставаться без молитвы, что является большой ошибкой, чего нельзя допускать.

 

Продолжительное моление возводит душу к духовному чувству и сердце должно в молитве говорит Исаак Сирин умилиться, а плоть утрудиться,

духовное чувство это бодрость после молитвы, это еще не умная молитва, это просто человек приходит в некое духовное чувство на основании которого он может молиться внимательно.

 

У людей у которых мало сил, должны склоняться к тому чтобы внимательно прочитывать то правило, которое у них есть.

И как мы говорили правило можно изменять с совета и благословекния

 

Критерий изменения это умиление сердца и труд тела.

Т.е. умиление и труд тела это некий показатель, что человек помолился, ты вошел в некоторый плод молитвы.

Человек, который молиться только своими словами, он не может это делать долго, потому что мы грешны, мы не можем долго вращаться в этих духовных образах, почему нам и даны молитвенные правила. И человек соответственно не может находится долго в состоянии молитвы и он не может утрудится ни телом ни умилиться душой.

Если душа умилилась, а тело не утрудилось, то ты не вошел в состояние молитвы.

Или наоборот тоже самое. Ноги отваливаются, а душа не умилилась, то какой смысл.

 

Свт Василий Великий и прп Исаак Сирин: Разнообразие молитв помогает изможденному уму.

Если не помолился должен чувствовать что потерял больше чем приобрел.

И это сравнение может бодрить человека.

 

Поэтому святые отцы говорят, что молитва она должна изменяться, если ты чувствуешь, что все утреннее вечернее правило не идет, ты можешь заменить молитву, можно вставить Псалтырь, покаянный канон.

Но обязательно важно помолиться. Правило имеет в виду чтобы человек помолился утром и вечером.

 

Чтобы помочь себе можно прерывать чтение вечернего правила размышлением, духовным чтением свщ Писания и свт отцов. Особенно это рекомендуется новоначальным. Дробить правило по маленьку, но часто совершать правило. Для того чтобы ум мог обьять молитву.

Очень хорошо помогает передвижения правила во времени. Пораньше читать правило.

Хорошая помощь, когда человек наизусть знает правило.

Святые отцы дают совет. Произносить слова молитв как от себя. Этому помогает знание наизусть.

 

Игнатий Брянчанинов говорит: заключение ума в слова молитвы это произнесение молитвенных слов не спеша, вслух!,

 

Авва Ивагррий добавляет, что над молитвой надо глубоко размышлять, и можно делать паузу.

Авва Ивагрий: Молись не по привычке, но с чувством.

Помимо заключения ума в слова молитву, нужно и сердцем постараться почувствовать.

 

Свт Феофан Затворник говорит: старайтесь чтобы без воздыханий сердечных ни одно молитвословие не проходило. Слова это только внешняя оболочка молитвы, самое главное в молитве это чувство, ощущения духовные.

 

Сначала умом закрепляемся во фразе, а потом пытаемся почувствовать что это такое грехи. Господи прости мне грехи мои. И пытаясь чувствовать понимаем что грехов много и мы нуждаемся в прощении и эти чувства в человеке всплывают, нахлынывают. И свт Феофан Затворник говорит, что если такое нахлынуло то можно отложить правило и помолиться своими словами, чтобы возгреть это духовное чувство.

 

Исаак Сирин говорит: что нужно думать о том как сердцу нашему приблизиться к Богу в службе и в молитве.

 

Ни о какой привычке, ни о какой рассеяности у святых отцов вообще речи нет.

 

Мы можем читать правила для дисциплины, но это может привести к тому, что человек который не обращает внимание на качество, потом удовлетворяется тем что он делает, доволен своим деланием духовным и становится глух к духовному восприятию.

Почитал и все. А это не ведет нас к христианскому бытию, наша праведность в этом случае не может превзойти праведность книжников и фарисеев.

 

Авва Ивагрий говорил: к чувству присовокупи ощущение себя грешником, жалобный голос, слезы.

 

Сокрушение и смирение перед Господом это то место откуда может возсылаться молитва. И Господь смиренным дает благодать.

 

Отцы говорят если начинаешь молиться и видишь что рассеянно, прочти молитву заново внимательно, так как рассеянно молиться грех. В этом случае помолись столько, сколько хватит тебе сил, когда ты почувствуешь умиление и усталость тела. Ты достиг своего предела, ты помолился Богу, пусть и прочитал половину правила, читая молитвы по несколько раз.

Поэтому отцы говорят нужно не ограничивать себя внешним количеством, внешним числом..

 

Феофан Затворник говорит не смей даже после такого состояния дочитывать молитвы без внимания рассеянно, это грех.

 

Отцы благословляют на правилах при оскудении внимания прерывать молитву своими словами, Господи помоги, просвети, исповедь Богу в этот момент, благодарение.

.

Очень важно и помогает внешнее благоговение и скромное поведение во время молитвы.

 

Исаак Сирин говорит. Великой благодати удостаивается тот человек, который являет благоговейное и почтительное положение тела при молитве.

Так же хорошо полезно воздеяние рук, биение себя в грудь, сложение рук на груди склонение головы перед молитвой, руки за спину говорит Игнатий Брянчанинов.

Ап. ПАВЕЛ ЖЕЛАЕМ ЧТОБЫМУЖИ ВОЗНОСИЛИ РУКИ К НЕБУ в молитве без гнева и сомнения.

Эти внешние вещи помогают настроится на молитву, крестное знамение, поклоны.

Помогает лежание на земле, коленопреклонение, слезы воздыхания, несветлая келия полумрак.

 

Симеон Новый Богослов часто говорит, ноги не распускай и не прислоняйся к стене.

Скромность в одежде и в поведении

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: