Предлагаемая методика представляет собой экспресс-опросник, в основу которого положены теоретические представления и конструктивная методическая схема В.Н. Панфарова.
Данная методика направлена на изучение психологической структуры межличностных отношений на групповом и индивидуальном уровнях. Процедура исследования предполагает выявление субъективных оценок опрашиваемым его взаимоотношений с окружающими, оценок, основанных на осознании и переживании, на личном самочувствии человека в той или иной группе.
Взаимоотношения в данном контексте рассматриваются как встречные межличностные отношения, проявляющиеся в конкретных различных формах взаимодействия, взаимосвязи, взаимоприятия, взаимовлияния людей. Преобладание положительных взаимоотношений с окружающими создаёт позитивный и эмоциональный настрой, хорошее психологическое самочувствие у человека, переживается как совокупность благоприятных условий для общения и совместной деятельности.
В первичных группах и коллективах существуют разные типы взаимоотношений: экономические, производственные, правовые, ролевые, моральные и т.п. Соответственно, целью опросника является следующая.
Диагностическая цел. Опросник ориентирован на оценку коммуникативных, когнитивных, эмоциональных и волевых взаимоотношений, которые имеют относительно «непосредственный» характер, складываются на основе персональных контактов и имеют преимущественно индивидуально-личностную детерминацию.
Опросник состоит из 8 вопросов, предваряемых некоторыми вводными суждениями разъяснительного характера. Каждый вопрос ориентирован на конкретные характеристики отношений с окружающими. Испытуемому предлагается оценить, насколько часто (с его субъективной точки зрения)проявляются те или иные особенности отношений в реальных контактах с окружающими людьми.
В опросном листе используется шкала с четырьмя вариантами ответов: взаимоотношения проявляются всегда, часто, редко, практически не проявляются никогда. Очевидная альтернативность указанных вариантов соответствует альтернативной природе взаимоотношений, в развитии которых всегда преобладают либо положительные, либо отрицательные тенденции, т.е. «взаимоотношения всегда предлагают оценку человеком положительных или отрицательных последствий межличностных отношений».
Для количественного выражения тенденций в оценке отношений каждому варианту ответов приписывается соответствующий балл +2; +1; -1; -2
Инструкция. Вам предлагается ряд вопросов, касающихся разных аспектов отношений между людьми. Выскажите пожалуйста, своё мнение о том, как часто проявляются те или иные особенности отношений в ваших контактах с окружающими людьми (в вашей малой группе).Выберите тот вариант ответа, который наиболее полно отражает вашу личную точку зрения, и поставьте знак «+» в соответствующей графе опросного листа. Здесь нет и не может быть «плохих» или «хороших» ответов, поэтому постарайтесь не задумываться долго над вопросами.
Текст опросника
Вопросы | Варианты ответов | |||
Практически всегда | Часто | Редко | Практически всегда | |
1.Общение с людьми может приносить радость, удовлетворение, а может – огорчения и недовольство. Испытываете ли Вы удовлетворение от общения с окружающими Вас людьми? | ||||
2. Взаимодействие людей с друг другом часто предполагает необходимость взаимных уступок, компромиссов. Скажите, удаётся ли вам поступать как вы считаете нужным, руководствуясь своими чувствами и желаниями? | ||||
3.Каждый человек постоянно испытывает разные отношения к себе со стороны окружающих. Есть ли у вас основания считать, что к вам люди относятся дружелюбно с симпатией | ||||
4. Очень часто причиной конфликтов, напряженности между людьми является взаимное непонимание. Можете ли вы сказать, что окружающие не понимают вас, ваши чувства, настроения, желания? | ||||
5.В повседневной жизни каждый человек нуждается в близких эмоциональных отношениях с другими, испытывает потребность нравиться, любить, делиться своим теплом. Можно ли сказать, что вас удовлетворяет близость и теплота отношений, складывающихся у вас с окружающими? | ||||
6. Совместная жизнедеятельность людей часто предполагает подчинение одних другими, ограничение интересов и желаний. Считаете ли вы, что можете проявлять достаточную свободу, самостоятельность в поведении, в контактах с окружающими? | ||||
7. Общение между людьми далеко не всегда складывается легко, может сопровождаться недоразумениями, чувством неудовлетворённости. Бывает ли, что вы чувствуете себя скованно в контактах с окружающими, не можете найти нужные слова, тему для разговора? | ||||
8. Каждый человек нуждается в сочувствии, сопереживании со стороны других людей, хочет, чтобы окружающие понимали и разделяли его радости и огорчения. Находите ли вы эмоциональный отклик, сочувствие, понимание в общении с окружающими вас людьми? |
Учитывая многоплановость человеческой жизнидеятельности (семья, учебный или производственный коллектив, досуг, приятельское общение и т. д.), ясно, что каждый одновременно является членом многих групп. В разных сферах общения взаимоотношения личности могут складываться по-разному.
С точки зрения решения практических задач перед психологом часто встаёт проблема сравнительного анализа особенностей взаимоотношений индивида в разных группах и коллективах. Это должно быть отражено в психодиагностической процедуре. Поэтому в зависимости от целей и задач конкретного исследования каждый вопрос может повторяться неоднократно.
Обработка и интерпретация результатов.
Вопросы 1 и 7 характеризуют коммуникативные взаимоотношения; 4 и 8- когнитивные; 3и 5 – эмоциональные; 2 и 6- волевые взаимоотношения.
Чтобы проанализировать уровень развития каждого вида взаимоотношений в отдельности, необходимо вычислить среднее арифметическое суммы баллов по соответствующим вопросам с учётом знака, указанного в общей формуле. Например, уровень развития коммуникативных взаимоотношений (Nком)
Nком = N1-N1/2
Чтобы получить картину взаимоотношений в группе, необходимо определить среднее количественные показатели Nком, Nкогн, Nэм, Nвол. (среднее арифметическое индивидуальных показателей).
Можно также дать качественную и количественную характеристику «вертикального» и «горизонтального» уровней взаимодействия в группе.
Во всех случаях количественной оценки взаимоотношений следует помнить, что числовые показатели могут варьировать от +2 до -2 баллов. Обычно принято выделять четыре интервала, соответствующие разным уровням развития взаимоотношений:
§ От +0,1 до+1- взаимоотношения имеют невысокий уровень развития положительной тенденции;
§ От +1,1 до +2- взаимоотношения имеют высокий уровень развития положительной тенденции;
§ От -0,1 до -1 –взаимоотношения имеют высокий уровень развития отрицательной тенденции;
§ От -1,1 до -2- взаимоотношения имеют высокий уровень развития отрицательных тенденции.
Нулевой показатель свидетельствует о количественном равенстве положительных и отрицательных тенденций в развитии взаимоотношений.
Таким образом, описанная методика позволяет раскрыть психологическую структуру межличностных отношений на индивидуальных и групповом уровнях и определить направления психологического воздействия в целях улучшения взаимоотношений, социально- психологического климата коллектива.