Методика диагностики уровня развития взаимоотношений




Предлагаемая методика представляет собой экспресс-опросник, в основу которого положены теоретические представления и конструктивная методическая схема В.Н. Панфарова.

Данная методика направлена на изучение психологической структуры межличностных отношений на групповом и индивидуальном уровнях. Процедура исследования предполагает выявление субъективных оценок опрашиваемым его взаимоотношений с окружающими, оценок, основанных на осознании и переживании, на личном самочувствии человека в той или иной группе.

Взаимоотношения в данном контексте рассматриваются как встречные межличностные отношения, проявляющиеся в конкретных различных формах взаимодействия, взаимосвязи, взаимоприятия, взаимовлияния людей. Преобладание положительных взаимоотношений с окружающими создаёт позитивный и эмоциональный настрой, хорошее психологическое самочувствие у человека, переживается как совокупность благоприятных условий для общения и совместной деятельности.

В первичных группах и коллективах существуют разные типы взаимоотношений: экономические, производственные, правовые, ролевые, моральные и т.п. Соответственно, целью опросника является следующая.

Диагностическая цел. Опросник ориентирован на оценку коммуникативных, когнитивных, эмоциональных и волевых взаимоотношений, которые имеют относительно «непосредственный» характер, складываются на основе персональных контактов и имеют преимущественно индивидуально-личностную детерминацию.

Опросник состоит из 8 вопросов, предваряемых некоторыми вводными суждениями разъяснительного характера. Каждый вопрос ориентирован на конкретные характеристики отношений с окружающими. Испытуемому предлагается оценить, насколько часто (с его субъективной точки зрения)проявляются те или иные особенности отношений в реальных контактах с окружающими людьми.

В опросном листе используется шкала с четырьмя вариантами ответов: взаимоотношения проявляются всегда, часто, редко, практически не проявляются никогда. Очевидная альтернативность указанных вариантов соответствует альтернативной природе взаимоотношений, в развитии которых всегда преобладают либо положительные, либо отрицательные тенденции, т.е. «взаимоотношения всегда предлагают оценку человеком положительных или отрицательных последствий межличностных отношений».

Для количественного выражения тенденций в оценке отношений каждому варианту ответов приписывается соответствующий балл +2; +1; -1; -2

Инструкция. Вам предлагается ряд вопросов, касающихся разных аспектов отношений между людьми. Выскажите пожалуйста, своё мнение о том, как часто проявляются те или иные особенности отношений в ваших контактах с окружающими людьми (в вашей малой группе).Выберите тот вариант ответа, который наиболее полно отражает вашу личную точку зрения, и поставьте знак «+» в соответствующей графе опросного листа. Здесь нет и не может быть «плохих» или «хороших» ответов, поэтому постарайтесь не задумываться долго над вопросами.

Текст опросника

 

Вопросы Варианты ответов
Практически всегда Часто Редко Практически всегда
1.Общение с людьми может приносить радость, удовлетворение, а может – огорчения и недовольство. Испытываете ли Вы удовлетворение от общения с окружающими Вас людьми?        
2. Взаимодействие людей с друг другом часто предполагает необходимость взаимных уступок, компромиссов. Скажите, удаётся ли вам поступать как вы считаете нужным, руководствуясь своими чувствами и желаниями?        
3.Каждый человек постоянно испытывает разные отношения к себе со стороны окружающих. Есть ли у вас основания считать, что к вам люди относятся дружелюбно с симпатией        
4. Очень часто причиной конфликтов, напряженности между людьми является взаимное непонимание. Можете ли вы сказать, что окружающие не понимают вас, ваши чувства, настроения, желания?        
5.В повседневной жизни каждый человек нуждается в близких эмоциональных отношениях с другими, испытывает потребность нравиться, любить, делиться своим теплом. Можно ли сказать, что вас удовлетворяет близость и теплота отношений, складывающихся у вас с окружающими?        
6. Совместная жизнедеятельность людей часто предполагает подчинение одних другими, ограничение интересов и желаний. Считаете ли вы, что можете проявлять достаточную свободу, самостоятельность в поведении, в контактах с окружающими?        
7. Общение между людьми далеко не всегда складывается легко, может сопровождаться недоразумениями, чувством неудовлетворённости. Бывает ли, что вы чувствуете себя скованно в контактах с окружающими, не можете найти нужные слова, тему для разговора?        
8. Каждый человек нуждается в сочувствии, сопереживании со стороны других людей, хочет, чтобы окружающие понимали и разделяли его радости и огорчения. Находите ли вы эмоциональный отклик, сочувствие, понимание в общении с окружающими вас людьми?        

 

 

Учитывая многоплановость человеческой жизнидеятельности (семья, учебный или производственный коллектив, досуг, приятельское общение и т. д.), ясно, что каждый одновременно является членом многих групп. В разных сферах общения взаимоотношения личности могут складываться по-разному.

С точки зрения решения практических задач перед психологом часто встаёт проблема сравнительного анализа особенностей взаимоотношений индивида в разных группах и коллективах. Это должно быть отражено в психодиагностической процедуре. Поэтому в зависимости от целей и задач конкретного исследования каждый вопрос может повторяться неоднократно.

Обработка и интерпретация результатов.

Вопросы 1 и 7 характеризуют коммуникативные взаимоотношения; 4 и 8- когнитивные; 3и 5 – эмоциональные; 2 и 6- волевые взаимоотношения.

Чтобы проанализировать уровень развития каждого вида взаимоотношений в отдельности, необходимо вычислить среднее арифметическое суммы баллов по соответствующим вопросам с учётом знака, указанного в общей формуле. Например, уровень развития коммуникативных взаимоотношений (Nком)

Nком = N1-N1/2

 

Чтобы получить картину взаимоотношений в группе, необходимо определить среднее количественные показатели Nком, Nкогн, Nэм, Nвол. (среднее арифметическое индивидуальных показателей).

Можно также дать качественную и количественную характеристику «вертикального» и «горизонтального» уровней взаимодействия в группе.

Во всех случаях количественной оценки взаимоотношений следует помнить, что числовые показатели могут варьировать от +2 до -2 баллов. Обычно принято выделять четыре интервала, соответствующие разным уровням развития взаимоотношений:

§ От +0,1 до+1- взаимоотношения имеют невысокий уровень развития положительной тенденции;

§ От +1,1 до +2- взаимоотношения имеют высокий уровень развития положительной тенденции;

§ От -0,1 до -1 –взаимоотношения имеют высокий уровень развития отрицательной тенденции;

§ От -1,1 до -2- взаимоотношения имеют высокий уровень развития отрицательных тенденции.

Нулевой показатель свидетельствует о количественном равенстве положительных и отрицательных тенденций в развитии взаимоотношений.

Таким образом, описанная методика позволяет раскрыть психологическую структуру межличностных отношений на индивидуальных и групповом уровнях и определить направления психологического воздействия в целях улучшения взаимоотношений, социально- психологического климата коллектива.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: