Тема занятия «Работа над сценарием»
Чтобы разработать сценарий театрализованного действа, необходимо пройти все стадии творческого процесса создания любого художественного произведения, в основе которого лежит глубокое познание жизни. Без изучения и творческой переработки впечатлений и знаний действительности невозможен процесс создания художественного замысла, а значит и процесс его реализации и воплощения в конкретном произведении искусства.
В практике работы над сценариями различных форм и разновидностей театрализованных представлений и праздников выделяют три ключевых этапа работы сценариста:
I этап - создание идейно-художественного замысла сценария;
II этап – изучение и отбор сценарного материала;
III этап – обработка материала и его организация в сценарий.
Тема (греч. «тема» - то, что положено в основу) - это круг жизненных явлений действительности, отобранных и освещенных сценаристом-режиссером в художественно организованном праздничном событии. Тема отвечает на вопрос «о чем?»
Проблема (греч.»проблема» - задача, задание) – противоречие, которое в данный момент, при данных обстоятельствах неразрешимо»
Идея - это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.
Рассмотрим каждый этап в отдельности.
Так, на первом этапе работы над сценарием театрализованного действа происходит:
- выбор и анализ темы;
- поиск и выявление проблемы в рамках выбранной темы;
- постановка педагогической цели будущего театрализованного действа;
- определение идеи;
Для того, чтобы произвести эти операции, сценаристу необходимо пройти трудный путь по накоплению знаний и эмоциональных впечатлений в процессе изучения и анализа документального и художественного материала вокруг празднуемого события. В связи с этим творческий процесс работы над сценарием начинается с решения сценаристом следующих задач:
изучение события, которому будет посвящен сценарий;
ü тщательное и глубокое изучение жизненного и художественного материала;
ü изучение психолого-педагогической характеристики аудитории будущего театрализованного действа, её интересов потребностей;
ü выбор и изучение возможностей места проведения театрализованного действа;
ü выявление творческих и финансовых возможностей воплощения сценария будущего театрализованного действа.
Только решив поставленные задачи, сценарист сумеет определить идейно-тематическую основу будущего сценария, выявить ее педагогическую цель и найти художественно-образное решение предстоящего театрализованного действа.
В свою очередь, процесс поиска художественно-образного решения содержания театрализованного действа требует от сценариста:
- определения формы будущей программы;
- выявления жанрового решения театрализованного действа;
- определения сценарно-режиссерского хода и приёма театрализованной программы;
Второй этап работы над сценарием театрализованного действа предполагает отбор сценарного материала. На данном этапе работы сценарист должен отобрать из множества различных жизненных фактов, свидетельств, материалов о конкретных людях, разнообразных историй и легенд, связанных с празднуемым событием и привлекших внимание и интерес сценариста в процессе изучения и накопления сценарного материала, только тот материал, который и составит основу будущего сценария. На данном этапе происходит и отбор необходимого художественного материала, отобранного сценаристом на первом этапе творческого процесса.
Процесс отбора сценарного материала требует от сценариста научного, творческого и аналитического подхода. Жизненные факты, документальные свидетельства необходимо отбирать обдуманно, соизмеряя и сопоставляя реальное и вымышленное, логическое и эмоциональное, возможное и желаемое. Необходимо помнить, для какой аудитории и ради чего создаешь свое произведение, какие идейно-художественные педагогические задачи решаешь. Здесь важно не переусердствовать, не стараться объять необъятное, а отобрать только самое важное, самое необходимое для донесения содержания и авторской мысли. При отборе материала сценарист должен быть точен и беспощаден к тому материалу, который будет мешать развитию авторской мысли, но который совсем недавно казался ему значительным и необходимым. «Все, что важно для сценариста, нужно сохранить, второстепенный материал – выбросить. Сам факт наличия неопределенного отношения к какому-нибудь элементу сценария означает, что от него нужно избавиться».
Верно и точно отобрать нужный сценарный материал сценарист сумеет лишь придерживаясь определённых принципов отбора документального и художественного материала, выявленных и зарекомендовавших в сценарной практике. Знание этих принципов – основа успешной работы сценариста.
Принципы отбора сценарного материала:
ü социально-мировоззренческая направленность;
ü соответствия материала социально-структурной специфике аудитории;
ü общественно-политическая актуальность материала;
ü соответствия материала идейно-художественному замыслу сценария (его теме, идеи, жанру. сценарно–режиссерскому ходу);
ü соответствия выразительных средств цели идейно-педагогического воздействия сценария;
ü художественно-эстетическая ценность материала;
ü достоверность документального материала
ü новизна документального и художественного материала;
ü расширения эмоционально-выразительных средств;
ü соответствия художественного (репертуарного) материала творческим возможностям коллектива и возможностям площадки;
ü соответствия требований к образному решению сценарного материала финансовым возможностям предстоящего действа;
ü соответствия художественному решению документального материала;
ü соответствия времени проведения праздничной программы.
Следуя данным принципам в процессе отбора материала мы сумеем отобрать именно тот материал, который поможет сценаристу в яркой образной форме раскрыть идейно-тематическое содержание театрализованного действа, выразить авторскую концепцию по отношению к поднимаемым проблемам и достигнуть цели педагогического воздействия.
Третий этап работы над сценарием - монтаж сценарного материала. Он вбирает в себя выполнение следующих творческих операций:
ü разработку композиции всего сценария и каждого эпизода в отдельности, что потребует соблюдения законов целостности, взаимосвязи и соподчиненности частей целому;
ü выстраивание сюжета сценария и каждого эпизода;
ü монтаж сценарного материала;
ü литературную работу над сценарием.