ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА СССР




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Факультет международных отношений

и зарубежного регионоведения

 

Кафедра зарубежного регионоведения

и внешней политики

 

 

Симоненко Елизавета Андреевна

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА СССР

 

Курсовая работа студентки 2 курса очной формы обучения

Направление подготовки

41.03.05 Международные отношения

профиль – «Мировая политика и международный бизнес»

 

 

    Научный руководитель: Жукова Елена Николаевна доцент, к. полит. н.    

 

 

Москва 2016


Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Внешнеполитическая пропаганда СССР при Сталине

1.1. Печать СССР и внешнеполитическая пропаганда

1.2. Отдел печати Наркоминдела и его роль во внешнеполитической пропаганде

1.3. Коминтерн и пропаганда СССР

 

Глава 2. Внешнеполитическая пропаганда СССР во второй половине ХХ века

2.1. Внешнеполитическая пропаганда СССР после Второй мировой войны

2.2. Пропаганда СССР в информационных войнах эпохи «холодной войны»

2.3. Внешнеполитическая пропаганда времен перестройки и нового мышления Горбачева

 

Заключение

Список литературы

 

 


Введение

 

Тема курсовой работы «Внешнеполитическая пропаганда СССР». Актуальность работы заключается в том, что в ней с учетом современных научных подходов рассматриваются особенности идеологической борьбы СССР и Запада в до и послевоенный период (1930 –1991 гг.), использования различных методов воздействия в пропаганде СССР.

Целью работы было рассмотреть внешнеполитическую пропаганду СССР в странах Запада, отметить его роль в создании позитивного образа нашей страны путем конструирования позитивного сознания у трудящихся капиталистических стран.

Достижение цели осуществлено путем последовательного решения исследовательских задач, включающих в себя:

- определение основных особенностей внешнеполитической пропаганды СССР при Сталине;

- выявление направлений политической пропаганды в печати СССР;

- изучение значения Отдела печати Наркоминдела в идеологической борьбе и его роли во внешнеполитической пропаганде;

- исследование действий Коминтерна и его значения во внешнеполитической пропаганде СССР;

- анализ и синтез полученных в ходе исследования данных о внешнеполитической пропаганде СССР во второй половине ХХ века

- выявление различных форм пропаганды СССР в информационных войнах эпохи «холодной войны»;

- рассмотрение изменений политической мотивации внешнеполитической пропаганды времен перестройки и нового мышления Горбачева.

При комплексном изучении темы автором были использованы такие методы, как: анализ и синтез срав­нение, сопоставление, обобщение.

Основой работы над темой стало изучение имеющейся литературы и источников по исследуемой проблеме.

Практическая значимость работы состоит в создании научно-достоверной картины генезиса внешнеполитической пропаганды СССР в разные временные периоды ХХ века. В работе рассмотрены предпосылки к более глубокому пониманию тех обстоятельств, которые имеют отноше­ние к возможностям использования идеологии и технических средств для информационных институций и пропаганды СССР. Как показала история, отечественная и мировая практика, информация, транслируемая в процессе внешнеполитической пропаганды СССР, была способна влиять на общественное мнение и изменить соотношение политических сил как внутри только тех стран, которые находились под контролем СССР после Второй мировой войны. Остальные

страны на международной арене также стали объектами политической пропаганды СССР, но они сумели ей противостоять.

 

 


Глава 1. Внешнеполитическая пропаганда СССР при Сталине

 

1.1. Печать СССР и внешнеполитическая пропаганда

 

В годы правления Сталина информационно-пропагандистская деятельность становится эффективным инструментом международной дипломатии советского правительства.

Внешнеполитическая пропаганда активно использовалась в ходе разного рода локальных кампаний в СМИ, связанных с решением актуальных задач взаимоотношений с соседними государствами, в частности, в период их обострения («газетные бои»). Наконец, ее методы брались на вооружение в период проведения политико-пропагандистских кампаний сталинского руководства конца 1930-х – начала 1940-х гг., когда использовался весь накопленный опыт использования печатной пропаганды и устной агитации в конкретных политических целях.

Все органы СССР занимались сбором, получением и тщательным отбором информации на международные темы. После этого наступал этап ее распространения в СССР и за границей.[1]

Процесс доведения ее до советской и иностранной аудитории являлся, по сути, важнейшим в деятельности всей системы внешнеполитической пропаганды.

В 1930-е гг. советская периодическая печать активно использовалась для ведения внешнеполитической пропаганды. Так, сталинское руководство использовало страницы газеты «Правда» не только для официальной трактовки внешнеполитического курса, но и для публикации в газете передовых статей без подписи, авторство или редактирование которых принадлежало И.В. Сталину, В.М. Молотову либо А.А. Жданову.

В мае 1934 г. был регламентирован порядок выступлений в зарубежной прессе. Отныне все советские граждане, находившиеся за границей, в первую очередь, сотрудники НКИД и НКВТ, не имели права давать интервью или делать заявления в иностранной печати без предварительного согласия полпредов. Последним вменялось в обязанность проверять содержание подобного рода выступлений.

В процессе отбора и передачи за рубеж информации на международные темы советские внешнеполитические ведомства встречались с такими затруднениями, как их излишняя бюрократизация, неоперативность, неспособность конкурировать с западными информационными

агентствами в вопросе об эксклюзивности передаваемых сообщений.

Эти недостатки руководители внешнеполитических пропагандистских

структур (Инорадио, ТАСС) пытались устранять, обращаясь к зарубежному опыту.

Идеология материалов всегда соответствовало политическому курсу руководства СССР. Например «Вторая империалистическая война началась» — так называлась книга с актуальным для того временем содержанием, выпущенная в Москве Наркоматом обороны в июле 1939 года и забытая уже в августе, после заключения пакта Молотова – Риббентропа. В ней излагались радужные перспективы совместного с Англией и Францией нападения на страны «оси», в первую очередь — на Германию.[2] Чтобы лучше рассказать о ней на Западе органы внешнеполитической пропаганды СССР обратились к заграничному опыту, накопленному в данной сфере. Летом

1939 г. была составлена справка «о демагогических приемах фашистской

пропаганды». В ней прямо указывалось на необходимость принятия на

вооружение не только официальными советскими пропагандистскими

структурами, но и спецподразделениями Коминтерна отдельных форм

пропаганды ведомства Й. Геббельса. В свою очередь о СССР говорилось

«Советский Союз ведет последовательную героическую борьбу за мир. Советскому Союзу чужды какие-либо завоевательные планы, какие-либо агрессивные тенденции… Советский Союз исходит в своей внешней политике из принципа сосуществования двух систем. Он уверен в своей силе, уверен в конечном торжестве своих коммунистических принципов и никому не собирается навязывать этих принципов силой».[3]

В Германии, начиная c 1933 года кино, как и все сферы жизни, всё, что слышит и видит обычный немец каждый день, было пропитано нацистской пропагандой и требовало полнейшего подчинения фюреру. В документальных фильмах по всей стране показывали, как в Германии проводились многочисленные и массовые парады, огненные шествия c факелами, сжигались книги враждебные идеологии фашизма и многие другие идеологические мероприятия. Фашизм последовательно пришел к тотальной пропаганде. Этот опыт планировалось перенимать применительно к условиям СССР.

 

 

1.2. Отдел печати Наркоминдела и его роль во внешнеполитической пропаганде

 

В подготовке внешнеполитических статей принимали участие не только сотрудники, но и руководители Наркоминдела. Как вспоминал видный советский дипломат Н.В. Новиков, «руководство Наркоминдела требовало, чтобы в этой [пропагандистской – авт.] работе непосредственное участие принимали сотрудники наркомата, люди всесторонне информированные и способные правильно ориентировать своих читателей и слушателей».[4] Все это улучшало имидж СССР и советского общества за рубежом.

Однако в начале 1930-х гг. М.М. Литвинов высказал убеждение, что бюллетени ТАСС мало что могли сказать «о сложных проблемах дипломатического характера». По этому поводу Пальгунов дал такое заключение: «По существу, и бюллетени ТАСС в целом, и большинство корреспондентов ТАСС за границей представляют собой всего лишь рупор иностранной пропаганды – иностранных агентств и газет». Кадры заграничных корреспондентов ТАСС в большинстве имели слабую журналистскую подготовку либо совсем ее не имели, плохо знали язык страны пребывания.[5]

При этом как и все работники, занимавшие при Сталине ответственные государственные посты представители пропагандистских структур были вынуждены действовать по принципу - угадать и угодить власти. Они находились под страхом репрессий.

Литвинову удалось добиться от Я.Г. Долецкого назначения представителями Телеграфного агентства СССР за границей компетентных журналистов, одним из которых являлся В.П. Кин (Суровикин). В 1934 г. Кин возглавил отделение ТАСС в Париже. К этому времени он свободно владел французским языком и мог излагать позиции СССР иностранным корреспондентам.

В период политических репрессий, по мнению Е.А. Гнедина, Отдел печати НКИДа больше влиял на освещение международной ситуации в советской прессе, чем в предыдущие годы. Это объяснялось тем, что из редакций ряда газет исчезли многие квалифицированные специалисты по международным вопросам, а оставшиеся были подавлены и осторожны. Редакции (кроме газеты «Правда») стали систематически посылать на просмотр в Отдел печати НКИД свои материалы, прислушиваясь к предложенным советам его сотрудников. Согласно оценке Гнедина, полезным инструментом в деятельности этого структурного подразделения являлся еженедельник «Журналь де Моску».[6]

Однако это помогло не всем - отдел печати был основательно вычищен после прихода в Наркоминдел Молотова весной 1939 года.

 

 

1.3. Коминтерн и пропаганда СССР

 

За весь период своего существования вплоть до 1943 года пропагандисты Коммунистического Интернационала достигли успехов в пропагандистском искусстве, а «коминтерновские» пропагандистские приемы стали основой современных политических технологий и PR.[7]

Следует отметить, что практические пропагандистские действия Коминтерна всегда основывались на коммунистической теории, ее основных принципах и идеях. Все, что Коминтерн нес в массы, согласовывалось не только с конкретной политической тактической или стратегической задачей, но и с общим ходом общественного развития каким как его видели коммунисты. Абсолютно все призвано было иметь долгосрочные последствия.

Характерной чертой было нивелирование того факта, что коммунистическая пропаганда - это осуществление воздействия на сознание целевой аудитории. В советском исследовании пропаганды говорится: «Основное назначение коммунистической пропаганды состоит в глубоком разъяснении широчайшим массам трудящихся марксистско-ленинской теории... вооружении их знанием законов общественного развития, повышении сознательности и организованности, социальной активности народных масс в их борьбе за социализм и коммунизм».[8]

Пропаганда представлялась как необходимость, обусловленная задачами освобождения трудящихся от угнетения господствующего класса. Для этой цели могли применяться и войны и революции. Согласно «Краткому курсу истории ВКП(б)» (написанному лично Сталиным), войны бывают справедливые и несправедливые:

«Большевики считали, что война бывает двух родов:

а) война справедливая, незахватническая, освободительная, имеющая целью либо защиту народа от внешнего нападения и попыток его порабощения, либо освобождение народа от рабства капитализма, либо, наконец, освобождение колоний и зависимых стран от гнета империалистов, и

б) война несправедливая, захватническая, имеющая целью захват и порабощение чужих стран, чужих народов.

Войну первого рода большевики поддерживали. Что касается войны второго рода, большевики считали, что против нее следует вести решительную борьбу вплоть до революции и свержения своего империалистического правительства».[9]

Из этого следует, что война народов неагрессивных демократических держав против фашистской агрессии тоже была бы справедливой войной. Важной особенность коммунистической пропаганды, появившуюся с первых лет ее существования, стала борьба за мир. Радио Коминтерна вещало «Советский Союз является самой могучей и самой решающей силой мира. Он проводит свою самостоятельную политику, не давая провокаторам войны возможности осуществлять их антисоветские планы». Однако это не всегда доходило до слушателя. Главный идеолог партии Жданов сообщая Сталину о работе Инорадио, сообщал, что «По сведениям, получаемым от братских компартий и от заграничных слушателей, передачи Московского радио как по содержанию, так и по форме не соответствовали необходимым запросам и уровню зарубежной аудитории. При этом самым большим недостатком Инорадио был признан тот, что в его передачах с большим запозданием (до 2-3 дней) сообщалось о тех событиях, о которых до этого уже информировали иностранные радиостанции».[10] В результате, зарубежные радиослушатели, параллельно систематически получая свежую информацию по военно-политической тематике из Лондона и Берлина, были вынуждены довольствоваться почти всегда уже устаревшими известиями, переданными из Москвы. По Инорадио передавалась лишь небольшая часть появлявшихся в советской печати сообщений о международных событиях, причем большинство из них не

представляло никакого интереса. Значительный массив передаваемых

Инорадио материалов имел ссылку на Германское Информационное

Бюро (ДНБ); остальные официальные сообщения порой просто вычеркивались из программы радио. Московское Инорадио избегало передавать даже официальную информацию о важнейших международных событиях, опубликованную в советской печати

Рекомендации о содержании передач Инорадио на международные

темы, изложенные в докладной записке Д.З. Мануильского на имя А.А.

Жданова, сводились к следующим трем основным пунктам:

«1) Информационный материал должен редактироваться особенно

тщательно и своевременно руководством Инорадио, исходя из получаемых им принципиальных установок, и немедленно вслед за этим сообщаться редакторам языковых секций.

2) Целесообразно отказаться от передачи информации, известной

уже иностранному слушателю из прессы или радио в своей стране.

3) Необходимо подобрать для Инорадио высококвалифицированных специалистов-международников для составления еженедельных

международных обзоров (по печати) с последующим утверждением

этих обзоров директивными органами».[11]

Реальным и постоянным было влияние ЦК ВКП(б) и НКИД на деятельность печатных органов ИККИ, которое принимало главным образом организационные формы. Так, в 1937–39 гг. заведующему Отделом печати наркомата иностранных дел Е.А. Гнедину регулярно присылались

на просмотр гранки номеров журнала «Коммунистический Интернационал». При этом ответственный редактор журнала О.В. Куусинен, как

правило, без оговорок принимал все редакционные замечания Гнедина. Например, рекомендовалось изменить формулировку абзаца «Наша Красная Армия — это самая многочисленная, самая могучая, наилучше технически оснащенная армия в мире. Это армия героев и патриотов…» на более мягкую, чтобы подтвердить тезис о миролюбии советского Союза.

Советская внешнеполитическая пропаганда в 1939-1941 гг. свидетельствует о тесной связи советской информационной политики с курсом страны на международной арене. Основная задача внешнеполитической пропаганды заключалась в доведении до широких кругов иностранной аудитории информации, в выгодном свете представлявшей СССР, формирующей позитивный образ страны. Эта информация способствовала «популяризации социалистического строительства в Советском Союзе», освещала «миролюбивую внешнюю политику СССР», позиционировала СССР «как фактор мира».[12]
Структура информационных потоков была соответствующая: в ней неизменно преобладали позитивные сведения о советском государстве. В 1940 г. сообщения ТАСС, переданные за границу, содержали 65% информации, связанной с внешней и внутренней политикой СССР, и 35% о международной жизни. Аналогичным образом была представлена внешнеполитическая информация Коминтерна: в 1940 г. отделом печати и агитации Секретариата ИККИ было послано 850 статей: из них 57% статей были связны с СССР и 43% на темы международных отношений.
Основными формами советской внешнеполитической пропаганды в предвоенные годы являлась устная, печатная и радиопропаганда (последняя играла всё большую роль по мере расширения войны в Европе). Кроме этого, предпринимались попытки по проведению наглядной просоветской агитации в ходе различных выставок и других публичных мероприятий за рубежом, в частности в Германии.

По материалам данного раздела работы можно сделать вывод, что важнейшим элементом внешнеполитической пропаганды СССР в странах Запада было распространение информации международного характера за границей и в СССР. Она передавалась по каналам ТАСС, Инорадио, путем публикации ее в советских СМИ. Ставилась задача распространения материалов о событиях в мире, направленных из Москвы за границу, в центральной и местной прессе зарубежных стран.

 


Глава 2. Внешнеполитическая пропаганда СССР во второй половине ХХ века

 

2.1. Внешнеполитическая пропаганда СССР после Второй мировой войны

 

В странах антигитлеровской коалиции дипломатическая подготовка к

возможному после победы над Германией противостоянию с СССР началась

уже в конце Второй мировой войны. Как отмечает российский историк Д.Н. Замятин, внешнеполитическое планирование в США в 1944–1945 гг. оперировало, как минимум, тремя геополитическими образами СССР, которые восходили генетически к образу Российской империи. Два из них явно противостояли друг другу: образ европейского государства с традиционной внешней политикой и образ агрессивной полуазиатской державы, нацеленной на конфронтацию. А третий был достаточно противоречивым и объединял некоторые черты двух первых; для него также был характерен поиск устойчивых «мистических основ», которые влияли на традиционный геополитический образ Российской империи – СССР.[13]

Одновременное существование трех главных геополитических образов,

склонных в целом оправдывать политику Советского Союза в Восточной Ев-

ропе, привело к следующему результату. Территориальные претензии СССР

на Прибалтику и Восточную Пруссию, равно как и на собственную сферу

влияния в Восточной Европе, вызывавшие недовольство европейских государств, находившихся в союзе с США, до поры до времени казалось естественным и приемлемым для американских политиков. Одновременно в СССР постепенно исподволь набирала кампания борьбы против «низкопоклонства перед Западом» и «безродных космополитов». В странах Восточной Европы, занятых Красной Армией, подконтрольные Москве компартии начали агитацию против США и Англии, против западных политических ценностей.

После окончания Второй мировой войны образ Советского Союза на Западе постепенно начал меняться к худшему. Этот процесс затронул как США, так и Западную Европу, а также британские доминионы. В Японии же образ СССР был сугубо негативным еще с конца Второй мировой войны. Японское общественное мнение ставило СССР в вину нападение на Японию в самом конце войны, многолетнее удерживание в Сибири сотен тысяч японских пленных и отторжение от Японии Южных Курил.

Фултонская речь Черчилля в марте1946 г. фактически возвестила о начале «холодной войны» между бывшими союзниками. Ухудшению имиджа СССР способствовала не только поддержка Советским Союзом практически всех политических режимов, противостоявших западным представлениям о будущем мира, но и культивируемая в советском обществе атмосфера подозрительности к любому приезжавшему в страну иностранцу. Немалое влияние на общественное мнение Запада оказывала и развернутая во второй половине 1940-х и в начале 50-х гг. кампания по борьбе c «безродными космополитами».

Советский Союз вынужден был включиться в информационную войну

против Запада. Внешнеполитической пропагандой занимались АПН и служба иновещания Московского радио, которые распространяли главным образом позитивные материалы о советской жизни, хотя иной раз занимались контр-

пропагандистской борьбой, опровергая заявления диссидентов и западных политиков по поводу нарушения прав человека в СССР. Однако главными средствами ведения информационной войны были силы, внутренние для Запада.[14] Это были, прежде всего, местные компартии и другие левые партии и организации, движение сторонников мира, экологические движения и организации.

Важным тезисом советской пропаганды эпохи «холодной войны» был

тезис враждебного капиталистического окружения. Он был заимствован из

эпохи между двумя мировыми войнами и употреблялся почти исключительно для внутреннего потребления. Населению внушалось мысль, что империалисты плетут бесчисленные заговоры против СССР и его союзников, а те, кто выступают против социалистического строя и строительства коммунизма, – по сути, вражеские агенты.

Как отмечает британский журналист Питер Померанцев, в СССР распространение подделок и теорий заговора было специализацией КГБ. Искажение информации и психологические методы ведения войны КГБ называли «активными мерами»; по оценкам, 15 000 агентов были задействованы, чтобы влиять на процессы принятия решений на Западе и создавать конфликты между союзниками.[15]

В западных изданиях размещалась дезинформация о секретном плане Президента Картера, который заключался в том, чтобы настроить чернокожих африканцев и чернокожих американцев друг против друга.

Распространялись утверждения, будто ЦРУ создали СПИД как бактериологическое оружие, что США использовали химическое и бактериологическое оружие во время Корейской войны или что кандидат в президенты Барри Голдуотер был расистом и вместе с Обществом Джона Берча планировал переворот в Вашингтоне.[16]

Наибольший эффект имела развернутая Советским Союзом антивоенная пропаганда в самих США. Она опиралась на реальные антивоенные настроения левой и либеральной общественности.

Антивоенным силам, в том числе при негласной советской поддержке, удалось инициировать массовые акции протеста американской молодежи против войны во Вьетнаме, подключив к антивоенному движению хиппи и видных музыкантов. Можно вспомнить «Битлз» с их песней «Дайте миру шанс». Фактически США проиграли войну во Вьетнаме не на поле боя, а в глазах собственного общественного мнения, заставившего их уйти из Индокитая, хотя военного поражения там они не потерпели.

Но важнее оказалось то, что они не смогли одержать победу, не смогли сломить сопротивление армии Северного Вьетнама и южновьетнамских партизан.

Однако было бы большим преувеличением утверждать, будто США проиграли войну во Вьетнаме главным образом из-за успехов советской и вьетнамской пропаганды. Изоляционистские и антивоенные настроения инициировали в Америке отнюдь не советские агенты. Решающим фактором, почему американцы не смогли закончить Вьетнамскую войну «вничью», с сохранением двух Вьетнамов, стал уход в отставку под угрозой импичмента президента Ричарда Никсона и связанное с этим временное ослабление президентской власти. В таких условиях продолжать интервенцию в Индокитае было невозможно, чем и воспользовались Северный Вьетнам и его союзники, свергнув проамериканское правительство в Сайгоне. Но к Уотергейтскому скандалу и последующим событиям, ни советские агенты, ни советская и северовьетнамская пропаганда не имели отношения.[17]

 

2.2. Пропаганда СССР в информационных войнах эпохи «холодной войны»

 

Информационные войны в эпоху «холодной войны» возникали по самым разным как серьезным, так и менее значительным поводам. Так, составление проекта Конвенции о Геноциде в 1947 г. происходило на фоне зарождающейся «холодной войны» и начавшейся между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции информационной войны.

В частности, пропаганда Коммунистического Информационного Бюро (Коминформа), заменившего распущенный в 1943 г. Коминтерн, была направлена на народы британских и французских колоний, которых призывали не только к независимости, но и к установлению союзных с коммунистами правительств.

В ответ Лондон создал собственный центр антикоммунистической пропаганды и всемирную сеть для распространения статей, книг и брошюр с критикой коммунизма и политики СССР. Британская делегация в ООН инициировала международное расследование использования принудительного труда заключенных в Советском Союзе. В ответ в коммунистических газетах появились статьи, осуждающие рабские условия труда в некоторых британских колониях.

Советская делегация в ООН настаивала, чтобы ооновская Конвенция о геноциде была обязательна как для зависимых территорий, так и для суверенных государств. Она также настаивала, чтобы в конвенцию был включен и культурный геноцид. Британские представители решительно выступили против обоих предложений, опасаясь, что они могут быть применены к положению в британских колониях. Как отмечает шведский исследователь Леннарт Самуэльсон, во время этой дискуссии «советский представитель приводил аргументы в пользу того, что включать политические группы в группы населения, защищаемого Конвенцией о геноциде, так же ошибочно, как ошибочно включать политические убеждения в список оснований для совершения преступления геноцида. Преступления, связанные с политической мотивацией, являются преступлениями особого рода и не имеют ничего общего с преступлением геноцида. Само слово «геноцид», которое происходит от слова ген – что означает род, раса, народ – указывает на то, что оно относится к уничтожению наций и рас как таковых, из соображения расовых и национальных преследований, а не из-за специфических убеждений таких групп людей».[18] В результате виды геноцида, связанные с социально-политической мотивацией, к которым могли быть отнесены и политические репрессии в СССР, не попали в конвенцию, что можно считать победой советской дипломатии и пропаганды.

В эпоху «холодной войны» два блока с антагонистическими политическими системами, НАТО и Организация Варшавского договора, вели идеологическую войну, главными инструментами которой выступали пропагандистские органы. С их помощью правящие элиты противоборствующих сторон убеждали граждан своих государств в обоюдной враждебности, утверждая в массовом сознании негативные образы друг друга. На Советский Союз переносились негативные стереотипы, сформировавшиеся столетия назад по отношению к России. Неслучайно в1951 г., в разгар «холодной войны», в США был издан сокращенный перевод книги маркиза де Кюстина «Россия в 1839 году» с предисловием тогдашнего директора ЦРУ генерала Беделла Смита. Он утверждал, что«книга может быть названа лучшим произведением, когда-либо написанным о Советском Союзе».[19] Советская пропаганда организовала выход тогда же, в начале 1950-х гг. книги известного американского журналиста Юджина Лайонса называлась «Народы СССР– наши секретные союзники».[20]

В то же время в методах конструирования позитивного образа СССР, который должен был противостоять западному негативу, с советской стороны в послесталинское время произошли существенные изменения. Если Сталин и его соратники почти не покидали советские пределы (после Второй мировой войны исключение делалось в основном для стран, вошедших в советскую сферу влияния), то сменивший его Никита Хрущев, а позднее Леонид Брежнев и Михаил Горбачев, стали активно ездить по миру, неоднократно посещая и ведущие страны Запада. В целом это позитивно влияло на образ СССР, доказывая западной общественности, что коммунистические лидеры вполне могут быть человечными в общении. Правда, порой экспансивность и грубость Хрущева, равно как и дряхлость Брежнева в последние годы его правления вызывали обратный эффект.[21]

Однако в целом негативный образ СССР на Западе, сложившийся в первые годы «холодной войны», стал постепенно меняться к лучшему еще вначале 60-х гг., когда после Карибского кризиса Хрущев предпринял первые попытки к разрядке международной напряженности. Брежневу на протяжении целого десятилетия, с конца 60-х по конец 70-х, удалось проводить довольно эффективную политику «детанта» с Западом. Советское официальное антизападничество (за исключением периода «борьбы с космополитизмом») все же не было абсолютным – как правило, в его дискурсе «реакционным силам» на Западе противостояли «прогрессивные силы».

 

 

2.3. Внешнеполитическая пропаганда времен перестройки и

нового мышления Горбачева

 

Последний руководитель СССР М.С. Горбачев столкнулся c тем, что, по мнению Америки, он возглавил «империю зла». Это было связано с тем, что в марте 1983 г. Президент США Рональд Рейган, выступая перед Национальной ассоциацией евангелистов, назвал СССР «империей зла», позаимствовав образ из «Звездных войн» Джорджа Лукаса. Рейган заявил: «При обсуждении предложений о замораживании ядерного вооружения я настоятельно прошу вас избегать соблазна гордыни, соблазна необдуманно объявить себя превыше всего и навесить ярлык виновности в равной степени на обе стороны, игнорируя исторические факты и агрессивные порывы империи зла, чтобы просто назвать гонку вооружений гигантским взаимонепониманием и тем самым устраниться от борьбы между справедливостью и несправедливостью, между добром и злом».[22]

После провозглашения Михаилом Горбачевым политики перестройки и

нового мышления имидж страны начал меняться, став максимально благоприятным за всю историю СССР. Фактически это привело к прекращению взаимной информационной войны еще до того, как завершилась «холодная война». После первой встречи с Михаилом Горбачевым в 1986 г. Рейган публично заявил о том, что больше не считает Советский Союз «империей зла».

Прежняя массированная критика лидеров двух стран прекратилась как в советской, так и в западной прессе. Очень скоро слова «гласность» и «перестройка» вошли в большинство европейских языков. В десятилетний юбилей горбачевских реформ президент Римского клуба Р.Д. Хохляйтнеp заявил: «Перестройка – наиболее важное событие этого века для демократических стран всего мира».[23]

По мнению же известного политолога Игоря Панарина «третью информационно-идеологическую» мировую войну (1947–1991 гг.) советская политическая элита проиграла».[24] Можно вполне согласиться c этим специалистом, поскольку не только внешнеполитическая пропаганда, но и сам СССР был полностью разрушен путем перестройки и нового мышления Горбачева.

 


Заключение

 

Внешнеполитическая пропаганда, которую в мире третьего тысячелетия подчас называют информационной войной, стала играть заметную роль в противоборстве мировых государств лишь с началом развития средств массовой информации – газет, радио и т.п.

Как показывает отечественная и мировая история и современная практика, c созданием эффективных средств массового воздействия на гражданское население внешнеполитическая пропаганда позволила решать

проблемы информационного воздействия, в которых в разной степени заинтересованы все государства мира.

В начале ХХ века пропагандисты главных стран-участниц мирового процесса были оснащены полным комплектом новых технических средств и новых пропагандистских технологий воздействий на массы. Пропаганда стала признаваться важнейшим государственным делом и едва ли не одним из главных средств, обеспечивающим функционирование правящих режимов.

В предвоенные годы Второй мировой войны все воюющие страны прибегали к пропагандистскому воздействию, как на свое население, так и на население противника. В СССР средства информации были государственной монополией и использовались главным образом для распространения пропаганды. Изобретения ХХ века – кинематограф, радио, печать – советский режим рассматривал как средства влияния на народ.

Внешнеполитическая пропаганда СССР при Сталине представляла собой идеальный инструмент воздействия на страны Запада. В числе ее основных составляющих были СМИ, имеющие весь потенциал государства. Печать и радио СССР работали на цели внешнеполитической пропаганды. Важную роль в этом играли Отдел печати Наркоминдела, радио, газеты и журналы Коминтерна созданного для распространения идей мировой революции в СССР.

В разное время роль «главного врага» в советской пропаганде могли играть разные страны, но цели внешнеполитической пропаганды во внешней политики СССР практически не менялись за все годы ее существования. Например, в августе 1939 года союз c Германией, резко поменял идеологический расклад. Германия внезапно стала лучшим другом СССР, а главными врагами («разжигателями войны») сталинская пропаганда представила Англию и Францию. Это не мешало Сталину одновременно заниматься тайной подготовкой нападения на Германию, а в перспективе и на Англию с Францией. После 22 июня 1941 года происходит следующая рокировка: главный враг СССР и всего человечества — Германия, а Англия и Франция — друзья.

В 1945 году начинается Холодная война. Внешнеполитическая пропаганда СССР нацелена на то, что главный враг СССР — США, а потом — НАТО в целом.

В это время новые средства и технологии пополнили арсенал внешнеполитической пропаганды СССР. Телевидение и СМИ были использованы в информационных войнах во второй половине XX века.

Внешнеполитическая пропаганда СССР в эпоху «холодной войны» использовала весь наработанный опыт. Фактически ослабла она только во

времена перестройки и нового мышления Горбачева.

По материалам работы можно констатировать, что в Советском союзе информационно-пропагандистская деятельность была эффективным инструментом международной дипломатии советского правительства.

 

Список литературы

 

1. Вергасов Ф. Россия и Запад. Формирование внешнеполитических стереотипов в сознании российского общества первой половины ХХ века https://www.pseudology.org/information/Russia_and_West/

2. Волкогонов Д.А. Психологическая война. М.: Политиздат, 1983.

3. Гнедин Е. В наркоминделе. 1922–1939 // Память. Исторический сборник. М.; Париж, 1981–1982. Вып. № 5. С. 375-376.

4. Голубев А.В. Россия и мир глазами друг друга: из опыта изучения проблемы // Труды Института российской истории. Вып. 7 / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. А.Н.Сахаров. М.: ВШ, 2008. С. 400-410.

5. Данилов А. Информационные войны против России: от Ивана Грозного до Владимира Путина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: