Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников и программа воспитания и социализации как компоненты основной образовательной программы




Статус Концепции

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее – Концепция) является научно-методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция является аксиологической (ценностно-нормативной) основой взаимодействия общеобразовательных учреждений с иными субъектами социализации: учреждениямидополнительного образования, культуры и спорта, общественными и традиционными российскими религиозными организациями, СМИ с целью совместного обеспечения условий для духовно-нравственного развития обучающихся.

Концепция определяет характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития, воспитания школьников, систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация российского народа, основные социально-педагогические условия духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

На основе Концепции разрабатываются примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, входящие в структуру федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Примерная программа воспитания и социализации учащихся начальной школы разработана и вошла в структуру ФГОСОО).

Правовая основа Концепции

Концепция разработана на основе Конституции России, в соответствие с Законом Российской Федерации «Об образовании», Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 г. и 5 ноября 2008 г.

Актуальность Концепции определяется тем, что, помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990-х гг., в развитии страны имели место и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических потрясений. Они оказали деструктивноевоздействие на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону, труду, друг к другу.

Духовная дезинтеграция общества, вызванная девальвацией ценностей старшего поколения, и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что страна оказалось у черты, за которой может начаться физическое вырождение нации. Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики вызвали эрозию моральных норм и нравственных установок, традиционных для России. Через СМИ, кино, рекламу, Интернет насаждаются модели, среди которых главная — обогащение и успех любой ценой. В сознании детей и молодежи моральные нормы искажены, смешаны ценности разного порядка: добро соединено со злом, патриотизм заменен космополитизмом, труд – потреблением, любовь – половым влечением, жизнь сведена к наслаждению.

Одна из причин такого положения в том, что не завершен процесс формирования системы общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смысложизненные ориентиры.

Образование призвано содействовать духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочению перед лицом внешних и внутренних вызовов, укреплению социальной солидарности, повышению уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать структурообразующим компонентом социокультурного пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она должна стать средоточием не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Школа – единственный социальный институт, через который проходит вся нация, она служит важнейшим интегратором ее ценностного и социокультурного состояния.

Национальный воспитательный идеал. Основой для него являются: национальные воспитательные идеалы прошлых эпох; Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст.14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п.6); вызовы внешнего и внутреннего плана, перед которыми стоит сегодня Россия. Такой идеал определяется следующим образом: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России. Задачи систематизируются по трем направлениям: личностного развития обучающихся, общественных и государственных отношений.

 

Основные понятия Концепции, установленные Законом Российской Федерации «Об образовании».

Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе традиционных моральных норм, нравственных идеалов.

Воспитание (духовно-нравственное воспитание гражданина России) – педагогически организованный процесс принятия обучающимся базовых национальных ценностей.

Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в религиозных, культурных, семейных, социально-исторических традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Концепция определяет базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

· патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

· социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

· гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания);

· семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении семьи);

· труд и творчество (любовь к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость);

· наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира);

· ценности религиозной культуры (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога)

· искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие);

· природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание);

· человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития школьников. Такое пространство, иначе определяемое как нравственный уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающихся.

Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания:

Нравственный пример педагога. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой пример – всегда главный для обучающихся – нравственного личностного поведения;

Социально-педагогическое партнерство. Субъекты образовательного процесса в современных условиях не способны самостоятельно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации. Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей;

Индивидуально-личностное развитие. Развитие личности – безусловный приоритет отечественной педагогики 1990-х гг. – остается одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нравственного развития она приобретает полноту своей реализации. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество – все то, в нравственном отношении к чему утверждает себя человек и развивается личность.

Интегративность программ духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся обеспечивается программами воспитания. Они должны иметь интегративный, комплексный, межпредметный характер, быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей.

Социальной востребованности воспитания. Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребовано жизнью ребенка, его семьей, другими людьми, обществом. Социализация и своевременное социальное созревание ребенка происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка. Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: