Раздел Ш Этика, эстетика.




Тема9: Этика, эстетика философские науки

Тема урока Этика, эстетика философские науки.
Цель урока  
Задачи урока Образовательная 1. познакомить учащихся с понятиями этика. эстетика 2. познакомить учащихся основными понятиями темы Развивающая 1. Развить умение монологического ответа 2. Развить логику исторического мышления 3. Развить умение работы с картой 4. Развивать умение составления опорного конспекта Воспитательная 1. Воспитать 2. Воспитать
Тип урока Сообщение новых знаний
Оснащение урока Учебник «Основы обществознания», Карточки с вопросами, таблица «моральные ценности проповедуемые различными религиями»(стр.98 уч.)
Внутрипредметные, и межпредметные связи Религия, Социология
Методы и формы проведения Словестно-наглядный, беседа
Ход урока Организационный момент(приветствие учителя, I. Организационный момент: · Приветствие · Проверка присутствующих · Выяснение причин отсутствия учащихся II. Вводно-мотивационный этап: · Объяснение необходимости изучения темы · Постановка целей и задач урока · Связь с прошлой темой III. Проверка домашнего задания Вопросы: 1. Национально- освободительные восстания І период 2. Национально- освободительные восстания ІІ период 3. Национально- освободительные восстания ІІІпериод IV. Подведение итогов Составление таблицы «НОВ» V. Домашнее задание; НОВ ІІІпериод
Методы обучения Репродуктивный
Фирмы организации учебной деятельности Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа
Приемы деятельности преподавателей · Организация обучающихся к уроку · Постановка задач к уроку · Объяснение темы с постановкой проблемных вопросов · Инструктаж по выполнению заданий
Организация деятельности обучающихся  
Развитие умений обучающихся  
Источник информации Литература: 1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5-ти томах.Т.1,2,3. - А., 1996, 1998, 2001. 2. История Казахстана. Очерк. - Алматы, 1993. 3. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992. 4. Шаймерденова М.Д. История Казахстана с древнейших времен до середины ХХ века. – Алматы, 1999. 5. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. – Алма-Ата, 1992. 6. История Казахстана: белые пятна. – Алма-Ата, 1991 7. Козыбаев М.К. История и современность. – Алма-Ата, 1991. 8. Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы, 2002. 9. Асфендияров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен). – Алма-Аты, 1993. 10. Ахметова Г.М., Винокурова Е.И. История Казахстана. Учебно-методическое пособие. – Усть-Каменогорск, 2005. 11. Кан Г. История Казахстана: Учебное пособие. – Алматы, 2000, 2003.
Домашнее задание Заполнить таблицу «Колхозы, совхозы»
Оценки за урок  

Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησις — «чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Согласно А. Ф. Лосеву, в его крочевском понимании предмета эстетики, этим предметом является выразительная форма, к какой бы области действительности она ни относилась. Лосев отмечал, что практически каждая область общественной жизни может стать источником эстетики, которая впитывает и концентрирует специфику любой социально-исторической конкретики.

Эстетика (от др.-греч. αίσθάνομαι — чувствовать; αίσθητικός — воспринимаемый чувствами) – наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт её освоения, в процессе и в результате которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее — с его духовной Первопричиной, для верующих — с Богом.

Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле — для обозначения эстетической составляющей культуры и её эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, деятельности, спорта, обряда, ритуала, какого-либо объекта и т.п. Главные категории эстетики: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство.

Этимология

Слово “эстетика” произошло от греческого αἰσθητικός (означающее чувственность, разумное чувствование, нечто относящееся к чувственному восприятию), которое, в свою очередь, произошло от αἰσθάνομαι (означавшее “я воспринимаю, чувствую, ощущаю”).

Термин “эстетика” был введён и обрёл своё нынешнее значение немецким философом Александром Баумгартеном в его диссертации "Mediationes philosophicae de nonnullis ad poema pertinentibus" в 1735 году. Однако его более позднее определение в “Эстетике” (1750 г.) считается первым определением, которое относится и к современной эстетике.

Эстетические категории

На данный момент насчитывают пять пар эстетических категорий:

1. прекрасное — безобразное.

2. возвышенное — низменное.

3. трагическое — комическое (юмор, ирония, сатира). Ослабленной формой трагического может считаться драматическое.

4. поэтическое — прозаическое.

5. глубокое — поверхностное.

Спорный характер имеет категория героического. По одной версии, она является как проекцией возвышенного в общественной жизни, по другой — проекцией трагического, которая, в свою очередь, оказывается формой выражения возвышенного. Равным образом, безобразное может оказываться низменным и комическим (см. определение Аристотеля: «смешное есть подражание безобразному»), тогда как возвышенное и прекрасное обыкновенно не смешиваются

Виды и типы эстетического знания

В зависимости от философских и методологических установок авторов, пишущих об эстетике, различают эстетику

1. эмпирическую,

2. психологическую,

3. формальную,

4. нормативную

5. спекулятивную.

В зависимости от характера субъект-объектных отношений различают (В. В. Бычков):

Эксплицитная эстетика — самостоятельный раздел философии

Имплицитная эстетика — полутеоретическое свободное осмысление эстетического опыта внутри других дисциплин.

История эстетики

Античная эстетики

Историю эстетики обыкновенно начинают с эпохи античности. Уже пифагорейцы интересовались природой такой фундаментальной эстетической категории как красота, которая отождествлялась с гармонией и числовой пропорцией. Отдельные фрагменты эстетической рефлексии представлены и у других греческих философов, например, у Демокрита, который отметил подражательный характер искусства. Софисты (Горгий) подчеркивали относительность категории прекрасного. Значителен вклад в эстетику Платона, который посвятил этому философскому жанру специальные произведения, например, Гиппий больший, где впервые отчетливо ставится вопрос «что такое прекрасное?». В диалоге Пир прекрасное ассоциируется с вожделенным, объектом Эроса. В диалоге Ион подчеркивается мистический, иррациональный характер вдохновения как основы искусства, тогда как в "Государстве" основой искусства предстает мимесис.

Другим значительным представителем античной эстетики был Аристотель, автор трактата Поэтика. Суммируя сказанное своими предшественниками, он отмечает существенность чувства в постижении прекрасного и катарсиса как результата этого постижения

Эстетическая тема востребована и у эллинистических философов. Клеанф пишет трактаты «О прекрасных предметах», Хрисипп — «О прекрасном и наслаждении». Цицерон выдвигает идею "декорации" (лат. decorum) как смысла искусства через приближение к совершенству. Также он настаивал на многообразии красоты: мужской красоте (красоте достоинства) он противопоставлял женскую (красота изящества). Определенное развитие пифагорейской эстетики осуществляет Витрувий, когда пишет о соразмерности и целесообразности как ключевых моментах красоты. В работах Псевдо-Лонгина мы находим описание новой эстетической категории — категории возвышенного, смысл которой в восторге и изумлении, которое охватывает человека.

 


Средневековая эстетика

В Средние века над проблемами эстетики размышляет Августин, который противопоставляет прекрасное и целесообразное (соответственное). Исидор Севильский различает три вида красоты: благолепное (decorum), благовидное (speciosus) и благообразное (formosus). Одно красиво в движении (грация), другое по виду, а третье — по сути. Дионисий Ареопагит пытается усмотреть природу красоты в присутствии света, ибо красота привлекает внимание через блеск и яркость. Понимание искусства как подражание сменяется пониманием искусства как озарения. В византийской эстетике впервые отчетливо ставится вопрос об образе, который уже не копия, символ высшего мира. Гуго Сен-Викторский размышляет над назначением искусства, которое вначале снабжает человека всем необходимым (necessaria), а затем, изощряясь, приводит к пониманию изящного (grata). Фома Аквинский обращает внимание на три стороны красоты: цельность (integritas), соразмерность (consonantia) и непосредственность (claritas).

 

Ренессансная эстетика

В эпоху Возрождения эстетика начинает пониматься как элемент гуманистического воспитания (Витторино да Фельтре). Искусство в меру дает наслаждение (Козимо Раймонди, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино), в меру отдохновение, в меру тренирует вкус и чувства. В связи с этим зарождается полемика между неоэпикурейцами и неостоиками, которые выясняли, чего все же больше в искусстве: наслаждения или назидания? Николай Кузанский, продолжая средневековую традицию, отмечает субъективный характер вкуса как суждения о прекрасном. Мир прекрасен, но уродство есть невозможность увидеть прекрасное. Он также впервые понимает искусство как творчество, т.е. производство самобытных форм, не имеющих аналогов в природе. Леон Альберти попытался отказаться от представления о красоте как совершенстве через понятие "украшения" (ornamentum), которая дополняет, но не портит красоту. Кроме того, искусство также скрывает безобразное, которое все же имеет место в мире. Леонардо да Винчи сузил понятие красоты до характеристики визуального восприятия, однако, помимо внешней красивости, он ценил и внутреннее содержание (целесообразность). Важную роль в постижении красоты играл контраст через противопоставление с безобразным.

 

 

Новоевропейская эстетика

Английский философ Шефтсбери размышляет о лестнице красоты, куда входит как красота мертвых форм, так и красота искусства. Красота коренится в природе и связана со здоровьем и гармонией. Шефтсбери была чужда мысль об автономии красоты от добра. Преемник Шефтсбери Хатчесон утверждал, что в основе восприятия красоты лежит именно чувство, а не расчет разума. Он первым обратил внимание на бескорыстность красоты. Вместе с тем прекрасное есть то, что объективно нравится большому количеству людей. Хатчесон также отметил, что в искусстве имитация может быть прекраснее оригинала. Существенно развивает понятие возвышенного Эдмунд Бёрк. Если прекрасное нравится и расслабляет, то возвышенное нравится, но сопряжено со страхом и ужасом. В этом противопоставлении прекрасного и возвышенного Бёрк предвосхитил эстетику Канта. Дэвид Юм впервые проблематизирует эстетический вкус.

 

Французская эстетика эпохи Просвещения (Жан Батист Дюбо, Гельвеций) настаивала на тесной связи красоты и чувства. Искусство мыслится как создание прекрасной видимости и компенсация того, чего человек лишен в обычной жизни. Глубокая эстетическая рефлексия содержится в работах Вольтера, который с одной стороны признавал относительность идеи прекрасного, а с другой видел в ней существенный элемент воспитания. Также он отделяет изящество (Элегантностью) от грациозности и размышляет над соотношением эстетического вкуса и гениальности. Дидро ставит вопрос об идеале красоты, который перечеркивает восприятие искусства как простого подражания.

Эстетика как термин вводится в употребление Баумгартеном в 1754 году для обозначения стратегии исследования чувственного знания. Первоначально понятие «эстетика» предполагало постижение способностей чувственного познания (через искусство, сферу человеческих эмоций, но распространилось не только на произведения искусства, но и на природу, сферу человеческих взаимоотношений). Винкельман на примере античной культуры вводит учение о циклическом развитии искусства, которое проходит древнейшую, высокую, прекрасную и подражательные стадии.

 

Кант хоронит идеи о превращении эстетики в науку, заявляя, что она не может быть ничем иным, чем критикой вкуса. Эстетические суждения (вкус) не несут в себе познавательной (и практической) ценности, но лишь фиксируют отношение субъекта к объекту. Подобно Бёрку, он противопоставляет две ключевые эстетические категории — прекрасное и возвышенное, однако различает в последнем математически (звёздное небо) и динамически возвышенное (бушующее море). В немецком романтизме (Шлегель) происходит осмысление иронии как предпосылки творчества. Ирония означает критический подход, легкость в работе с материалом и свободу от авторитетов. У Шиллера ирония превращается в бесцельную игру. В связи с этим на первое место выходит категория грации — "красоты в движении". Шиллер противопоставляет наивное (неискушенное) и сентиментальное (изощренное) искусство. Гёте развивает идею мимезиса, подчеркивая, что подражание развивается в манеру, а манера — в стиль. Также он противопоставляет аллегорию и символ, что в дальнейшем закрепляет Шеллинг. Зольгер впервые выделяет четверку эстетических категорий: прекрасное, возвышенное, комическое и трагическое. Именно Зольгер заявляет, что движущей силой искусства является именно фантазия.

 

Гегель превращает эстетику в философию искусства, которое является одной из трех ступеней Абсолютного Духа, наряду с религией и философией.

Современная эстетика[править | править вики-текст]

 

Современная эстетика представлена рядом разрозненных направлений. Широко представлена феноменологическая эстетика (Р. Ингарден)[15]. Эстетическая проблематика развивалась в рамках марксизма, психоанализа, экзистенциализма[16] и структурализма. Если марксизм ценил в искусстве прежде всего идейность и способность отражать социальные противоречия, то психоанализ обращал внимание на творчество, которое представляло собой сублимацию бессознательного. В структурализме и постструктурализме (Р. Барт) популярность получает семиотический подход к толкованию художественного произведения. В практике постмодернизма ряд фундаментальных категорий эстетики претерпевают существенные трансформационные изменения. Художественный текст созидается в пределах как собственно творчества (стиль, язык), так и комбинаторной философской эстетики (способ мышления).

Эстетика и философия искусства[править | править вики-текст]Эстетика для художника то же, что и орнитология для птиц.

 

— Барнетт Ньюман[17][18]

 

 

После Гегеля, для некоторых эстетика является синонимом философии искусства, в то же время, для других здесь имеется значительная разность двух этих, всё же близко стоящих друг от друга, сфер философского знания. На практике же, эстетические суждения отсылают к чувственному созерцанию и/или оценочному выражению по отношению к объекту (не обязательно, что объекту искусства), в то время как художественное суждение ссылается к распознаванию, оценке и критике искусства или его произведения.

 

Современная эстетика, особенно среди молодых поколений, вообще сужена до понимания простоты и красоты в искусстве.

 

Философская эстетика говорит не только об искусстве и излагает суждения касательно произведений искусства, но и даёт определение тому, что такое собственно само искусство. Для философии искусство – автономная сущность, потому что искусство имеет дело с чувствами (к слову здесь этимология “эстетики”) и искусство свободно от какого-либо политического и/или морального назначения. Отсюда можно сделать вывод, что есть две концепции искусства в эстетике: искусство, как знание; и искусство, как действие. Однако эстетика ближе к эпистемологии, чем к этике

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: