Зимняя школа - 2016
(31 января – 6 февраля 2016 года, г. Сочи)
Организаторы школы:
· Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону)
· Центр междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования (МИГО) Южного федерального университета (ЮФУ)
· Управление международного сотрудничества, внешних связей и программ развития ЮФУ
при финансовой поддержке фонда «Oxford – Russia» (Великобритания).
Концепция школы:
Школа «Археология текста» в пятый раз собирает в Сочи гуманитариев, неравнодушных к загадкам творения и понимания текстов, трудностям и радостям текстологических штудий. На этот раз, мы обратимся к проблеме текста с позиций
информационно-коммуникативного подхода. Такой ракурс позволяет наглядно показать все основные этапы формирования и трансформации текста:
· как информация превращается в сообщение, становится текстом;
· как она кодируется, а затем – декодируется;
· что происходит с сообщением (текстом) в канале связи (шумы, искажения, частичная и/или полная потеря информации);
· что получает адресат на выходе, и в какой мере это зависит от его «коммуникативной компетентности» (Д. Хаймс, Ю. Хабермас) – степени осведомленности о правилах дискурса и социокультурном «фоне» полученного им текста;
· как декодируется информация, если она попадает не по назначению (в этом смысле историк – своего рода перлюстратор, поскольку изучаемые им источники адресовались не ему);
· какие искажения информации являются следствием временного и/или культурного (лингвоэтнического) барьера между отправителем и получателем информации;
· как и почему текст может терять имманентно присущие ему смыслы и наполняться новыми.
Формат школы:
Как и в прежние годы, программа школы будет реализована на следующих уровнях:
- академическом (в ходе школы состоятся лекции, поддерживающие разные дисциплинарные и междисциплинарные перспективы изучения текста);
- аналитическом (каждый день будут работать мастер-классы и аналитические мастерские, позволяющие участникам школы познакомиться с мастерством и техниками аналитики);
- практическом (в ходе школы будут организованы «фабрики текста», где можно принять участие в производстве текстов разных жанров и назначения);
- проектном (каждый участник школы получит возможность включиться в создание и реализацию междисциплинарного студенческого проекта, работа в котором может быть продолжена и за пределами школы).
Принцип построения учебного процесса – тот же, что и в предыдущих школах «Археология текста»: все дни, за исключением дня заезда участников и последнего (итогового), являются тематическими. Первый тематический день является пропедевтическим: его программа состоит из лекций вводного характера и мероприятий, направленных на включение слушателей в работу школы, их знакомство друг с другом, преподавателями, целями и задачами школы, принципами и правилами организации учебного процесса. Каждый из последующих тематических дней будет посвящен одному из ключевых элементов коммуникативной цепи (адресант – кодировка – канал связи – адресат), но – в целях моделирования процесса исследования – в обратном порядке, т.е. от получателя к отправителю.
По сложившейся традиции школы «Археология текста» важным элементом ее программы являются такие интерактивные формы работы, как тренинг, квест, «кино для умных» (просмотр и обсуждение фильма, соответствующего тематике дня).
Условия участия:
К участию в Школе приглашаются стипендиаты всех уровней обучения и всех специальностей ОРФ вузов РФ, участвующих в реализации стипендиальной программы Оксфордского Российского Фонда.
Для участия в Школе необходимо заполнить Заявку (Форма прилагается).
Отбор слушателей Школы осуществляется на основании конкурса эссе, тема которого приведена в тексте Заявки.
Первичный отбор претендентов на участие в Школе осуществляется координаторами стипендиальной программы ОРФ в вузах. Право окончательного отбора предоставлено организаторам Школы. При отборе кандидатов предпочтение при прочих равных условиях будет отдаваться участникам прошедших Зимних школ: «Археология текста в пространстве классической текстологии и вне ее пределов» (Сочи, 2011 г.), «Археология текста-2: гул языков» (Сочи, 2012 г.), «Археология текста-3: высокое ремесло» (Сочи, 2013 г.) и «Археология текста-4: видеть, слышать, читать» (Сочи, 2015 г.), тем не менее, это условие не является обязательным.
Количество слушателей школы – 50 человек.
Координаторы ОРФ в вузах и соискатели информируются о результатах конкурса по электронной почте, заявки не рецензируются.
Заявки на участие в Школе принимаются только от координаторов ОРФ вузов (не более 5 от вуза) до 18 декабря 2015 г.
Результаты конкурса будут объявлены не позднее 25 декабря 2015 г.
Участие слушателей в работе Школы бесплатное. Направляющие вузы оплачивают расходы по проезду слушателей к месту проведения Школы и обратно.
Зимняя школа «Археология текста-5: эволюция информационных систем и кодов» будет проходить в одном из санаториев г. Сочи с 31 января по 6 февраля 2016 года.
Предварительная Программа Школы (Прилагается).
Лекторы школы:
· Игорь Данилевский – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории идей и методологии исторической науки НИУ «Высшая школа экономики», Исполнительный директор Научно-образовательного центра по истории РАН (Москва).
- Семен Экштут – доктор философских наук, профессор, руководитель Центра истории искусств Института всеобщей истории РАН, заместитель главного редактора журнала «Родина» (Москва).
· Хероним Граля – профессор Варшавского университета, почетный профессор Московской академии экономики и права, член Российско-Польской исторической комиссии РАН и ПАН, в 2000 - 2005 гг. – консул Республики Польша в Санкт-Петербурге, в 2005 - 2009 гг. - Первый советник Посольства РП и директор Польского Института в Москве (Варшава).
· Константин Богданов – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института Русской литературы (Пушкинский дом) РАН (Санкт-Петербург).
· Андрей Кореневский – кандидат исторических наук, директор Центра МИГО ЮФУ, доцент кафедры зарубежной истории и международных отношений Института истории и международных отношений ЮФУ, автор концепции и научный руководитель школы «Археология текста».
· Ольга Джумайло – доктор филологических наук, заместитель директора по науке Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, доцент кафедры теории и истории мировой литературы.
· Наталья Архипенко – кандидат филологических наук, заместитель директора по академической политике Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, доцент кафедры общего и сравнительного языкознания, старший научный сотрудник Южного научного центра РАН.
· Константин Скрипник – доктор философских наук, профессор, руководитель кафедры истории философии Института философии и социально-политических наук ЮФУ, Заслуженный работник высшей школы РФ.
· Мария Братолюбова – кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Института истории и международных отношений ЮФУ, координатор МИГО по Институту истории и международных отношений ЮФУ.
· Евгений Щипанов – кандидат экономических наук, заместитель декана экономического факультета по научной работе ЮФУ, доцент кафедры информационной экономики.
· Елена Щукина – кандидат исторических наук, доцент кафедры регионалистики и евразийских исследований Института социологии и регионоведения ЮФУ, координатор МИГО по Институту социологии и регионоведения ЮФУ.
· Андрей Рослый – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры отечественной литературы Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, директор Открытого института современных образовательных технологий «Буревестник», заведующий лабораторией «Центр общественных коммуникаций» ЮФУ.
· Илья Николаев – специалист по учебно-методической работе Центра МИГО ЮФУ, тренер – игротехник.
Гости школы:
· Алла Сергиевская – глава Представительства Оксфордского Российского Фонда (Великобритания) в РФ (Москва).
· Тамара Сабгайда – доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Москва).
· Татьяна Лисицына – помощник главы Представительства Оксфордского Российского Фонда (Великобритания) в РФ (Москва).
Организаторы школы:
· Владимир Жуков – советник проректора по организации научной и проектно-инновационной деятельности ЮФУ, координатор ОРФ в ЮФУ.
· Елена Рябенькая – руководитель Центра организации и сопровождения международной деятельности Управления международного сотрудничества, внешних связей и программ развития ЮФУ.
· Лина Дудникова – преподаватель кафедры романской филологии Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ.