Время проведения: VIII семестр (курс IV)
Продолжительность стажировки: 8 недель
Место практики: базовые аптеки.
Цели стажировки:
- Закрепление и усовершенствование знаний, практических умений, необходимых для дальнейшей самостоятельной работы на различных участках в аптечных организациях.
- Завершение формирования специалиста по профилю «Фармацевт» (специальность 06.03.01)
Задачи стажировки.
- Закрепление теоретических знаний.
- Изучение системы организации лекарственного обеспечения населения в условиях рыночной экономики.
- Усвоение принципов устройства и оборудования различных рабочих мест в аптеке.
- Закрепление умений:
§ по приему рецептов и накладных-требований;
§ по продаже лекарственных препаратов рецептурного и безрецептурного отпуска;
§ по продаже изделий медицинского назначения, изделий медицинской техники и других групп товаров;
§ по изготовлению, контролю качества и отпуску экстемпоральных лекарственных препаратов;
§ по учету движения различных видов имущества;
§ по работе с основными действующими приказами и другой нормативно-технической и справочной литературой;
§ по анализу экономической деятельности.
- Овладение навыками профессионального общения и построения межличностных отношений
- Совершенствование умений ситуативного поведения.
График распределения времени.
№п/п | Наименование разделов стажировки | Кол-во дней выполнения работы (по 5-дневной рабочей неделе) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Знакомство с аптекой. Работа в отделе рецептурно-производственном, в том числе: а) по приему рецептов, накладных-требований, по приготовлению, контролю качества и отпуску экстемпоральных лекарственных препаратов, б) по мелкосерийному изготовлению лекарств Работа по отпуску готовых лекарственных препаратов по рецептам врачей. Работа по безрецептурному отпуску лекарств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции. Работа в аптечном киоске, аптечном пункте. Работа в отделе запасов. Учет и отчетность. Дифзачет. Итого: | 40 дней |
В первый день практики заведующий аптекой составляет индивидуальный график практиканта на весь период стажировки с указанием непосредственного руководителя.
Если в аптеке не организованы самостоятельные отделы, указанные в программе, то студент работает на соответствующем участке работы.
Содержание стажировки.
Раздел стажировки | Способы выполнения действий | Содержание отчета | |||||
1. Знакомство с аптекой | Проводится заведующим аптекой или его заместителем в первый день практики. Студентам называются организационно-правовая форма, основные показатели деятельности аптеки (товарооборот, прибыль, рентабельность), организационная структура, в том числе наличие аптечных пунктов и аптечных киосков. Указываются прикрепленные на снабжение медицинские организации. Рассказывается об организации материальной ответственности, порядке заключения договоров о материальной ответственности, о состоянии охраны труда и техники безопасности в аптеке. | Дать краткую характеристику аптеки, указать ее организационно-правовую форму, организационную структуру, перечислить аптечные пункты и аптечные киоски, прикрепленные к аптеке и медицинские организации. Описать организацию материальной ответственности. | |||||
2. Работа в отделе рецептурно-производственном а) по приему рецептов, накладных-требований и отпуску экстемпоральных лекарственных препаратов. | Студент изучает организацию и оборудование рабочего места провизора-технолога по приему рецептов; правила хранения лекарственных препаратов в рецептурной комнате. Совместно с провизором-технологом ведет прием рецептов и накладных-требований. В конце смены принимает участие в подведении итогов работы, в учете товарооборота, рецептуры. Осваивает порядок отпуска из аптеки экстемпоральных лекарственных препаратов, порядок проведения контроля при отпуске. Усваивает принципы фармацевтической деонтологии. | В отчете описать существующий способ приема рецептов. Заполнить и приложить образец квитанционного комплекта, рецептурного журнала или нарисовать форму жетонов. Скопировать форму журнала, в котором ведется учет стоимости медикаментов, тарифа и воды, привести в нем 2 примера. Указать перечень приказов, которыми пользуется в своей работе провизор-технолог по приему рецептов. Разобрать 5 рецептов и 1 накладную-требование на экстемпоральные лекарственные препараты (инъекционные растворы, мази и т.д.), содержащие наркотические, ядовитые вещества, спирт и др. Рецепты и накладная-требование должны быть разобраны по общему алгоритму приема рецептов и накладных-требований с теоретическим обоснованием. К каждому рецепту и накладной-требованию оформить и приложить основную этикетку, указать срок годности препарата, перечислить обязательные виды в/апт. контроля. | |||||
б) по приготовлению лекарственных препаратов | Студент готовит лекарственные препараты по рецептам и накладным-требованиям. | Описать 10 рецептов по общепринятой форме. | |||||
в) по контролю качества лекарств в аптеке | Студент изучает организацию и оснащение рабочего места фармацевта по контролю качества лекарств; совместно с провизором-технологом проводит обязательные виды внутриаптечного контроля; совместно с провизором-аналитиком обязательные и выборочно полный химический. | В дневнике описать рабочее место провизора-технолога по контролю качества лекарств и провизора-аналитика. По алгоритму внутриаптечного контроля описать: · вода очищенная и вода для инъекций · инъекционные р-ры – 2 · глазные капли – 3 · субстанции – 2 · лек. форм для внутреннего и наружного применения – 3 · концентраты - 2 | |||||
3. Работа по отпуску готовых лекарственных препаратов по рецептам врачей | Изучается организация и оборудование рабочего места фармацевта по отпуску лекарственных препаратов по рецептам врачей, ассортимент ЛП по фармакологическим группам, условия хранения товаров в отделе, порядок обеспечения больных лекарствами, временно отсутствующими в аптеке. Совместно с фармацевтом осуществляет прием рецептов и отпуск лекарств. | В отчете указать перечень приказов, регламентирующих порядок отпуска готовых лекарственных препаратов по рецептам врачей. Разобрать 10 рецептов на ГЛП в том числе:
· наркотические
· ядовитые
· сильнодействующие.
В том числе разобрать 4 рецепта, по которым вместо выписанных препаратов были отпущены синонимы. Разбор рецептов проводить в таблице:
В первой графе должно быть указано оформление рецепта. Рецепт должен быть протаксирован. | |||||
4. Работа по безрецептурному отпуску лекарств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции | Изучается организация и оборудование рабочего места фармацевта по безрецептурному отпуску лекарственных препаратов, его должностные обязанности. Изучается перечень групп товаров безрецептурного отпуска, правила оформления витрин, порядок хранения товаров, порядок отпуска лекарств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции без рецепта врача, прогрессивные формы обслуживания населения. Студенту рассказывают о порядке учета движения товаров в отделе и отчетности отдела. | В отчете указать перечень приказов, которые регламентируют деятельность на данном рабочем месте. Перечислить принципы оформления витрин. Указать перечень групп товаров, реализуемых из отдела. Оформить и приложить документы по учету движения товаров в отделе (накладную-требование, квитанцию к приходному кассовому ордеру, товарный отчет). При составлении документов использовать реальные цифры, приводить 2-3 примера. Учесть, что итоговые документы должны быть взаимосвязаны с первичными оправдательными документами (это требование относится ко всем заданиям по учету) Перечислить способы продвижения товара, используемые в аптеке. | |||||
5. Работа в аптечных пунктах и аптечных киосках. | Студент изучает устройство и оборудование аптечного пункта и аптечного киоска, условия и режим работы, ассортимент товаров, порядок получения товара, его хранения и отпуска, порядок сдачи выручки, учет движения товаров, виды и формы оплаты труда. | В отчете указываются паспортные данные аптечного киоска или пункта, объем выполняемой работы. Оформляются и прикладываются документы по учету движения товаров в аптечных пунктах и аптечных киосках. | |||||
6. Работа в отделе запасов | Изучаются вопросы размещения и оборудования материальных комнат аптеки, приема товаров аптечного ассортимента, сертификации или декларирования лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, ценообразования, хранения товаров. Участвует в сборе и отпуске товаров в МО, аптечные пункты и аптечные киоски и др. отделы аптеки, в заполнении и оформлении штангласов. | В отчете указать перечень приказов, которые регламентируют деятельность отдела запасов. Перечислить принципы хранения товаров, используемые в аптеке. Оформить и приложить документы. | |||||
7.Учет и отчетность. 7.1 Предметно-количественный учет | Заведующий аптекой или его заместитель знакомит студентов с порядком учета наркотических, ядовитых веществ, спирта и др. медикаментов, с документами по их учету, с определением книжных и фактических остатков, с правилами расчета норм естественной убыли. | Указать перечень лекарственных препаратов и субстанций, подлежащих ПКУ в данной аптеке. Скопировать выборочный лист за один день. Начертить форму журнала учета ядовитых, сильнодействующих веществ, др. медикаментов и спирта по одному наименованию и сделать записи за месяц по приведенному примеру. Рассчитать возможную норму естественной убыли за месяц и сделать вывод. | |||||
7.2 Учет денежных средств | Под руководством заведующего аптекой и кассира необходимо усвоить порядок приема денег от населения, определения выручки за смену и за день, порядок выписывания приходных и расходных кассовых ордеров, ведения кассовой книги, порядок оформления и сдачи денег в банк. Студент усваивает навыки работы на кассовом аппарате. | Скопировать форму кассовой книги (А/48) и оформить ее за один рабочий день. Заполнить и приложить приходный и расходный кассовые ордера (по 1 экземпляру) на те операции, которые внесены в кассовую книгу. Заполнить и приложить документы на сдачу денег в банк. | |||||
7.3 Инвентаризация товарно-материальных ценностей | Заведующий аптекой знакомит студентов с задачами, видами инвентаризации, порядком создания инвентаризационной комиссии, подготовкой и порядком проведения инвентаризации, правилами оформления инвентаризационных документов, выведением результатов инвентаризации и порядком начисления норм естественной убыли. Если в период практики в аптеке или в а/к,а/п будет проводиться инвентаризация, то студенту следует принять активное участие в ее проведении. | Заполнить и приложить инвентаризационные документы на примере данных последней инвентаризации: распоряжение (приказ), инвентаризационную опись, сводную опись инвентаризационных листов, акт результатов инвентаризации, расчет естественной убыли товаров. | |||||
7.4 Анализ деятельности аптеки | Заведующий аптекой знакомит студентов с системой прогнозирования и анализа основных показателей деятельности аптеки, с основными мероприятиями, проводимыми аптекой по увеличению эффективности работы. | Перечислить прогнозируемые показатели деятельности аптеки и указать пути повышения эффективности работы. |
Вопросы к дифференцированному зачету по практике по ОЭФ.
Студент должен знать:
1. Правила выписывания рецептов.
2. Нормы отпуска лекарственных препаратов амбулаторным больным.
3. Виды внутриаптечного контроля (подробно письменный, полный химический, контроль при отпуске).
4.Правила хранения товаров в аптеке
- в соответствии с физико-химическими свойствами
- в соответствии с токсилогическими свойствами
- хранение перевязочных материалов, резиновых изделий,
лекарственного – растительного сырья.
5. Классификацию Л.П. по токсикологическим группам.
6. Правила продажи товаров аптечного ассортимента.
7. Понятие об инвентаризации, алгоритм проведения, порядок подведения итогов.
8. Понятие о нормах естественной убыли.
9. Ценообразование на ЛП.
10. Правила оформления товарных отчётов. Формулу торгового баланса.
11. Понятие о рецептуре, её структуре, факторы, влияющие на выполнение плана по рецептуре.
12. Понятие о товарообороте. Структура, факторы.
13. Понятие о производительности труда, факторы.
14. Понятие о фонде зарплаты, структура, показатели.
15. Штат аптеки, структура.
16. Норматив товарного запаса, понятие, показатели, факторы.
17. Порядок начисления зарплаты.
18. Алгоритмы:
- приема рецепта на экстемпоральные лекарственные препараты
- приема рецепта на ГЛП
- приема накладной – требования
- учёта поступления товара в аптеку.
Студент должен уметь:
1. Принять рецепт в аптеку на экстемпоральный лекарственный препарат жетонным способом.
2. Принять накладную – требование на экстемпоральный лекарственный препарат.
3. Провести контроль при отпуске.
4. Принять рецепт на ГЛП и отпустить лекарство больному.
5. Произвести отпуск лекарственного препарата без рецепта врача.
6. Оформить документы:
- товарные отчеты АП24, АП25 (по заданию и по оправдательным документам)
- журнал учета лабораторных и фасовочных работ
- журнал учета ядовитых, сильнодействующих веществ, других медикаментов и спирта
- кассовую книгу
- инвентаризационную опись
- по предложенной накладной учесть поступление товара
7. Решать задачи по расчету зарплаты
8. Решать задачи по использованию норм естественной убыли
9. Решение задач по прогнозированию
- рецептуры
- товарооборота
- показателей по труду и зарплате
- норматива товарного запаса
10. Рассчитать розничные цены на поступивший в аптеку товар
11. Решать ситуационные задачи на основе теоретических знаний.
Перечень практических умений, которыми должны овладеть студенты во время прохождения практики по ОЭФ.
1. Прием рецептов в аптеку, в том числе бесплатных и льготных, на экстемпоральные и готовые лекарственные препараты.
2. Учет поступления рецептов в аптеку.
3. Учет рецептуры за смену.
4. Учет неправильно выписанных рецептов.
5. Оформление основной этикетки для амбулаторных и стационарных лекарственных препаратов.
6. Отпуск лекарственных препаратов по рецептам врачей.
7. Отпуск лекарственных препаратов без рецептов врачей.
8. Проведение контроля при отпуске.
9. Оформление заказов-требований на получение товара.
10. Прием товаров от поставщиков.
11. Прием накладных-требований от МО.
12. Отпуск товаров оптовым покупателям.
13. Учет приема-отпуска товаров.
14. Учет лабораторных и фасовочных работ.
15. Организация хранения товаров.
16. Организация рабочих мест в аптеке.
17. Учет движения товаров в отделе аптеки.
18. Предметно-количественный учет.
19. Составление товарного отчета отдела аптеки.
20. Учет денежных средств.
21. Учет вспомогательных материалов.
22. Оформление документов по инвентаризации товарно-материальных ценностей.
Перечень практических умений, которыми должны овладеть студенты во время прохождения практики по фармакологии.
- Прием рецептов в аптеку на экстемпоральные и готовые лекарственные препараты.
- Отпуск лекарственных препаратов по рецептам.
- Отпуск лекарственных препаратов без рецептов
- Консультирование и информирование клиентов по использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях.
- Выкладка лекарственных препаратов по нозологическому признаку с учетом правил мерчандайзинга.
- Знакомство с лекарственными препаратами, неизученными в разделе учебной программы.
- Работа со справочной литературой в печатном и электронном варианте.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Нижегородской области
«Нижегородский медицинский колледж»
(ГБОУ СПО НО «Нижегородский медицинский колледж»)
Методические рекомендации
по производственной квалификационной практике
по специальности «Фармация»
Составили: Лебедева М.В.
Попова Т.Н.
Раскаткина Л.В.
Савина Т.И.
Нижний Новгород