(адаптировано по кн. «Педагогическая практика. Справочник. М., 2002.)
1. Общие сведения об уроке.
· дата, предмет, количество учащихся по списку, количество присутствующих, номер урока по порядку;
· обстановка в классе; чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовность учащихся к уроку;
· оборудование: подготовлены ли наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска;
· организационное начало урока; приветствие учителя, организация класса, установление порядка и дисциплины;
· тема урока, цели урока (формулирование учащимся целей и задач урока); цель посещения урока.
2. Тип и структура урока.
· тип урока: целесообразность его выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия; место урока в системе занятий по целому разделу;
· связь урока с предыдущим: как она осуществлялась;
· структура урока: соответствует ли она данному типу урока; последовательность отдельных этапов урока. Обеспечение целостности и завершенности урока;
· особенности подведения итогов урока.
3. Содержание урока.
· соответствие содержания программе;
· связь учебного материала с современностью;
· установление межпредметных связей;
· особенности развития интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся;
· использование дидактических материалов и оборудования кабинета; уровень роста или совершенствование навыков, знаний и умений на основе ранее усвоенного материала
4. Методы и приемы обучения на уроке.
· используемая система методов и приемов, их сочетание;
· соответствие методов и приемов содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся;
· соответствие методов обучения осуществлению задач воспитания;
· соблюдение основных требований к уроку;
· особенности развития на уроке наблюдательности и логического мышления учащихся;
· виды, место и особенности самостоятельной работы учащихся;
· использование для самостоятельной работы дидактических материалов и технических средств обучения;
· формирование у учащихся навыков самоконтроля;
· способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки;
· обеспечение последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, навыков и умений в ходе урока.
5. Домашнее задание.
· подготовленность учащихся к выполнению домашнего задания;
· дифференциация и индивидуализация домашних заданий учащимся;
· объем и планируемое время для выполнения домашнего задания.
6. Поведение учащихся.
· заинтересованность, прилежность, дисциплинированность учащихся;
· методы вовлечения школьников в активную умственную деятельность;
· мотивация учения в течение всего урока, особенности используемых приемов;
· отношение учащихся к учителю.
7. Поведение учителя.
· умение организовать работу на уроке, повышать активность, интерес, соблюдать дисциплину;
· стиль и тон в работе, педагогический такт;
· наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем;
· внешний вид учителя. Культура речи, поза, мимика, жестикуляция;
· авторитет учителя.
8. Результаты урока.
· выводы и предложения. Достижение цели. Выполнение плана;
· уровень и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность);
· значение урока (воспитательное, образовательное и развивающее);
· инновации данного урока, которые можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей;
· советы и пожелания учителю, как преодолеть недостатки.
Структурно-временной анализ урока
Для обучения слушателя рациональному использованию времени, бережному отношению к каждой минуте урока следует использовать структурно-временной его анализ. При этом обращается внимание на такие стороны урока:
· рациональное распределение всего времени (40-45 минут) между отдельными элементами урока, т. е. разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление старого материала или на проверку домашнего задания;
· рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно;
· распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока, т. е. сколько времени в целом было уделено на усвоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача, закрепление и применение. Точно так же анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание;
· качественное использование времени на отдельные элементы урока, (рациональное и эффективное время на опрос при изучении нового материала, уровень работоспособности учащихся в это время, сколько времени говорил учитель, а сколько учащиеся, сколько потеряно времени на молчание, неправильные, ошибочные ответы из-за нечетко поставленных вопросов и т. д.);
· рациональность использованных приемов и методов обучения, т. е. насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т. д.;
· разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.
Программу составили:
Б. С. Рачина, заслуженный учитель РФ, доцент кафедры музыкального воспитания и образования
М. Р. Черная, доктор искусствоведения, профессор
Программа утверждена на заседании кафедры музыкального воспитания и образования 07.02.2010 г.
Протокол №
Зав. кафедрой Р. Г. Шитикова