Комбинированный анализ урока музыки




(адаптировано по кн. «Педагогическая практика. Справочник. М., 2002.)

1. Общие сведения об уроке.

· дата, предмет, количество учащихся по списку, количество присутствующих, номер урока по порядку;

· обстановка в классе; чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовность учащихся к уроку;

· оборудование: подготовлены ли наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска;

· организационное начало урока; приветствие учителя, организация класса, установление порядка и дисциплины;

· тема урока, цели урока (формулирование учащимся целей и задач урока); цель посещения урока.

2. Тип и структура урока.

· тип урока: целесообразность его выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия; место урока в системе занятий по целому разделу;

· связь урока с предыдущим: как она осуществлялась;

· структура урока: соответствует ли она данному типу урока; последовательность отдельных этапов урока. Обеспечение целостности и завершенности урока;

· особенности подведения итогов урока.

3. Содержание урока.

· соответствие содержания программе;

· связь учебного материала с современностью;

· установление межпредметных связей;

· особенности развития интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся;

· использование дидактических материалов и оборудования кабинета; уровень роста или совершенствование навыков, знаний и умений на основе ранее усвоенного материала

4. Методы и приемы обучения на уроке.

· используемая система методов и приемов, их сочетание;

· соответствие методов и приемов содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся;

· соответствие методов обучения осуществлению задач воспитания;

· соблюдение основных требований к уроку;

· особенности развития на уроке наблюдательности и логического мышления учащихся;

· виды, место и особенности самостоятельной работы учащихся;

· использование для самостоятельной работы дидактических мате­риалов и технических средств обучения;

· формирование у учащихся навыков самоконтроля;

· способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки;

· обеспечение последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, навыков и умений в ходе урока.

5. Домашнее задание.

· подготовленность учащихся к выполнению домашнего задания;

· дифференциация и индивидуализация домашних заданий учащимся;

· объем и планируемое время для выполнения домашнего задания.

6. Поведение учащихся.

· заинтересованность, прилежность, дисциплинированность уча­щихся;

· методы вовлечения школьников в активную умственную деятельность;

· мотивация учения в течение всего урока, особенности используемых приемов;

· отношение учащихся к учителю.

7. Поведение учителя.

· умение организовать работу на уроке, повышать активность, интерес, соблюдать дисциплину;

· стиль и тон в работе, педагогический такт;

· наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем;

· внешний вид учителя. Культура речи, поза, мимика, жестикуляция;

· авторитет учителя.

8. Результаты урока.

· выводы и предложения. Достижение цели. Выполнение плана;

· уровень и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность);

· значение урока (воспитательное, образовательное и развивающее);

· инновации данного урока, которые можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей;

· советы и пожелания учителю, как преодолеть недостатки.

 

Структурно-временной анализ урока

 

Для обучения слушателя рациональному использованию времени, бережному отношению к каждой минуте урока следует использовать структурно-временной его анализ. При этом обращается внимание на такие стороны урока:

· рациональное распределение всего времени (40-45 минут) между отдельными элементами урока, т. е. разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление старого материала или на проверку домашнего задания;

· рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно;

· распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока, т. е. сколько времени в целом было уделено на усвоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача, закрепление и применение. Точно так же анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание;

· качественное использование времени на отдельные элементы урока, (рациональное и эффективное время на опрос при изучении нового материала, уровень работоспособности учащихся в это время, сколько времени говорил учитель, а сколько учащиеся, сколько потеряно времени на молчание, неправильные, ошибочные ответы из-за нечетко поставленных вопросов и т. д.);

· рациональность использованных приемов и методов обучения, т. е. насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т. д.;

· разумность связи между содержанием материала и теми метода­ми, с помощью которых он сообщался и усваивался.

 

Программу составили:

Б. С. Рачина, заслуженный учитель РФ, доцент кафедры музыкального воспитания и образования

М. Р. Черная, доктор искусствоведения, профессор

 

Программа утверждена на заседании кафедры музыкального воспитания и образования 07.02.2010 г.

 

Протокол №

 

Зав. кафедрой Р. Г. Шитикова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: