План:
1. «Омассовление» современного театра.
2. Современный театр: постмодернизм и классика.
При изучении данной темы целесообразным будет сначала просмотреть сцены из современных театральных постановок. Причём подборка должна быть разнообразной: классическая традиция, театр абсурда. При подготовке темы необходимо составить общее впечатление о том, как понимается театр в философской эстетике.
Необходимо учесть, что образное отражение действительности происходит в театральном искусстве в формах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемых участниками спектакля перед зрителями. Театр требует зрительской заинтересованности, эмоционального контакта между сценой и публикой.
К установлению единства между сценой и залом направлены усилия всех актёров, творческий процесс которых протекает на глазах у зрителей, обладает способностью оказывать на них всестороннее эстетическое воздействие, вызывать интеллектуальное и душевное сопереживание. Природа театр синтетична, поскольку на основе своей действенно-игровой специфики он объединяет средства живописи, архитектуры, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом.
Творчество актёров, сценографа, композитора, хореографа, художников по костюму, свету и пр. подчинены в современном театре единому режиссёрскому замыслу, служат воплощению художественного целого.
Взаимодействуя с другими искусствами, театр чутко реагирует на общее состояние культуры, играет активную роль в развитии художественных направлений, раскрывающих важные этапы становления эстетического сознания. Соответственно изменению от эпохи к эпохе понимания и постижения жизненной правды меняются и способы её выражения в театральном искусстве.
Театр – искусство событийное, изображающее жизнь в состоянии конфликта, движения, развития. В этом смысле классическое театральное искусство всегда драматично, независимо от на каком уровне это проявляется – трагедии, драмы или комедии.
1. «Омассовление» современного театра.
Давая характеристику современного театру необходимо учитывать процесс его «омассовления». Режиссёры, работающие для «массового театра» необычайно плодовиты: количество создаваемых ими спектаклей около 5 в год. Однако, это количество, из-за которого страдает качество. Театральные критики считают, что для нормальной, психологической проработки спектакля необходимо минимум полгода. Как подмечает Г. Дёмин, некоторые из этих «массовых» режиссёры за 5-10 лет своей работы, создали спектаклей больше, чем многие режиссёры, работающие 50 и более лет[69]. При этом эти «омассовлённые» режиссеры не работают в каком-либо одном направлении театрального искусства, а они ставят всё.
Возникает закономерный вопрос: Зачем такая ч А стота «работы»? Проанализировав, современную театральную критику можно отметить, что необходимо это для получения высоких прибылей. И как отмечает один из современных эстетиков, «в современном искусстве, всё чаще и чаще, эстетическое отождествляется с коммерческим». В рамках получения дополнительных высоких заработков следует рассматривать и такое популярное сегодня явления как антреприза. Суть этого явления состоит в том, что в театральном действе участвует какой-то известный или «звёздный» актёр.
Характернейшей особенностью антрепризы является её кратковременный характер. Как правило, после того, как насытиться «потребительская потребность» антреприза снимается из репертуара. Антреприза заманивает известным именем и несёт только внешнее сиюминутное наслаждение, теряя при этом в содержательном, воспитательном отношении.
Для «массового театра» свойственны все характеристики массового искусства: приближенность готового продукта культуры к самым элементарным потребностям человека: ориентированность на биологическую чувственность и простейшую эмоциональность; максимальная упрощённость в производстве конечного продукта потребления, что достигается посредством массового производства; развлекательность и занимательность; примитивность и прямолинейность содержания; иронизм.
2. Современный театр: постмодернизм и классика.
При рассмотрении данного вопроса необходимо выявить, как соотносятся принципы построения классического и постмодернистского театра.
Необходимо учесть, что в отличие от традиционного театра в постмодернистском жизнь не изображается, а проживается во всей своей жестокости. Тем самым разрушается гуманистическая граница классического театра, деконструируется привычная роль автора. Как отмечает отечественный искусствовед и эстетик Н.Б. Маньковская, характеризуя постмодернистский театр, «перенос внимания с рационального содержания слова на его плоть возвращает театр на довербальный уровень»[70].
Трагическая судьба изображения в современном театре завершается праздником жестокости, крушащим различия между натурой и культурой. Именно в постмодернистском театре наиболее отчётливо проявляется размытость между сказанным словом и его реальным содержанием. Когда говорится одно, а делается противоположное, пропагандируется жесткость, безнравственность, беспредельная свобода во всём, по характеру являющаяся анархией.
Характерным направлением в современном театре стало такое явление как театр абсурда. Его следует рассматривать как одно явление, подготовленное постмодернизмом. Эстетически театр абсурда опирается на принципиальный разрыв с предшествующий традицией. Драма абсурда предполагает отсутствие сюжета, характеров; человек в ней определяется лишь поступками, лишенными всякой причинной обусловленности.
Один из главных тезисов театра абсурда – вырождение языка как средства коммуникации; человеческая речь в таком театре превращается в формальные, лишённые смысла клише, а диалог, слово дискредитируются как формы общения.
Наиболее ярко театр абсурда проявил себя в постановках Э. Ионеско («Лысая певица», «Стулья»), С. Беккета («В ожидании Годо», «Конец игры»). Ж. Жене, Г. Пинтера, А.Адамова.
Классическая традиция в современном российском театре представлена постановками провинциальных театров, и некоторых столичных. К числу театральных режиссёров, придерживающих классической традиции можно отнести М. Захарова, А. Васильева, П. Фоменко, С. Спивака. Эти авторы работают уже достаточно долго в русле классической традиции театрального искусства и их работа показывает, что общество по-прежнему интересуется постановками А.П. Чехова, Н.А. Островского и других классиков литературы.
Самое страшное заключается в том, что авторы, которые прежде считались сторонниками и охранителями классической традиции в театре сейчас активно включают в репертуар осовремененную классику, или в чистом виде постмодернистские эксперименты с их жестокостью. Печальным примером этого может быть названы театральные постановки О. Табакова (например, постановка «Голубого сала»).
Что же касается соблюдения классической традиции в зарубежных театрах, то, как правило, этой традиции придерживаются только театры с «мировыми именами», да и они позволяют ставить на своих сценах всякую осовремененную классику, которая иронически и игриво насмехается над классической традицией.
Таким образом, необходимо отметить, что театр представляет собой синтетический вид искусства. Современный театр подвергается агрессивному влиянию постмодернистских тенденций и «омассовлению».
При рассмотрении данной темы целесообразно обратить внимание на следующие вопросы:
1. Сущность театра с точки зрения эстетики.
2. Каким образом тенденции «омассовления» проявились в современном театре?
3. Театр классический и постмодернистский: соотношение традиции и новаторства.
4. Философско-эстетический анализ одной из современных театральных постановок.
Темы для докладов и рефератов:
1. Жестокость – как характерная черта постмодернистского театра.
2. Иронизм в постмодернистском театре.
3. Классическая традиция в современном театре.