Вид работы | Форма обучения | |
Очная | Заочная | |
1 семестр | 1 семестр | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||
Контактная работа, в том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа, в том числе: | ||
Изучение теоретического курса | ||
Самоподготовка к текущему контролю знаний | - | |
Подготовка к дифференцированному зачету |
4.2. Тематический план дисциплины
Наименование разделов и тем дисциплины | Всего часов | Контактная работа | Самост. работа | Формы текущего контроля успеваемости | ||
Лекции | Практич. занятиия | Из них в интеракт. форме | ||||
1 курс, 1 семестр | ||||||
1. История образования и педагогической мысли как область научного знания и как учебный предмет | - | - | Экспресс-опрос | |||
2. Системы образования и развитие педагогической мысли в первобытном обществе, на Древнем Востоке и в Античном мире | Экспресс-опрос Оценка устного сообщения Таблица | |||||
3. Системы образования и развитие педагогической мысли в западноевропейских странах и на Востоке в средние века (до XVII в.) | Экспресс-опрос Оценка устного сообщения Таблица | |||||
4. Западноевропейское образование и развитие педагогической теории в Новое время (XVII–XVIII вв.) | Экспресс-опрос Оценка устного сообщения Таблица | |||||
5. Развитие образования и педагогики за рубежом в XIX веке | Экспресс-опрос Оценка устного сообщения Таблица | |||||
6. Развитие образования и педагогики за рубежом в XX веке | Экспресс-опрос Оценка устного сообщения Таблица | |||||
7. Воспитание и образование у восточных славян, в Киевской и Московской Руси | - | Экспресс-опрос Оценка устного сообщения Таблица | ||||
8. Развитие российской системы образования и педагогической мысли в XVIII веке | Экспресс-опрос Оценка устного сообщения Таблица | |||||
9. Развитие образования и педагогики в России в XIX веке | Экспресс-опрос Оценка устного сообщения Таблица | |||||
10. Развитие образования и педагогики в России в XX веке | Экспресс-опрос Оценка устного сообщения Таблица | |||||
Всего по дисциплине |
Практические занятия
№ темы | Наименование практических работ | Кол-во аудиторн. часов |
2. | Сообщения на тему «Мыслители древности о воспитании» | |
3. | Сообщения на тему «Развитие педагогической мысли в западноевропейских странах и на Востоке в средние века» | |
4. | Сообщения на тему «Развитие педагогической теории в Новое время (XVII–XVIII вв.)» | |
5. | Сообщения на тему «Развитие педагогики за рубежом в XIX веке» | |
6. | Сообщения на тему «Развитие педагогики за рубежом в XX веке» | |
7. | Сообщения на тему «Воспитание и образование у восточных славян, в Киевской и Московской Руси» | |
8. | Сообщения на тему «Развитие российской педагогической мысли в XVIII веке» | |
9. | Сообщения на тему «Развитие педагогики в России в XIX веке» | |
10. | Сообщения на тему «Развитие образования и педагогики в России в XX веке» |
Содержание дисциплины
Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания и как учебный предмет (2 часа).
Лекция (2 часа)
Образование как институт трансляции культуры.
История образования и педагогической мысли как область педагогической науки: ее объект, предмет, задачи, функции, место в системе научно-педагогического знания. Становление истории педагогики как науки. Методы историко-педагогических исследований.
Место истории образования и педагогической мысли в истории мировой цивилизации. Изучение истории педагогики как способ освоения и культурно-образовательной интерпретации истории человечества. Историко-педагогический процесс как единство исторического развития образовательной практики и педагогической мысли.
Место, роль и задачи дисциплины «История образования и педагогической мысли» в системе педагогического образования, в формировании педагогического мировоззрения и педагогического мышления студентов.
Тема 2. Системы образования и развитие педагогической мысли в первобытном обществе, у народов Древнего Востока и в Античном мире (4 часа).
Лекция (2 часа)
Воспитание в первобытном обществе: возникновение первобытного воспитания, обособление воспитания как вида деятельности, семейное воспитание первобытной эпохи, появление организованных форм воспитания.
Образование в Древнем Египте и Месопотамии.
Становление иудаистской педагогической традиции.
Основные черты буддистской педагогической традиции.
Индуизм и конфуцианство – духовно-религиозные основы древнеиндийского и древнекитайского образования.
Воспитание и образование в Древней Греции. Общая характеристика античности, ее истоки и педагогические идеалы. Гомеровское образование, спартанская воспитательная система, афинское воспитание. Античная школа.
Семейное воспитание и школьное обучение в Риме.